Проектная деятельность в школе
Формирование проектной деятельности — задача общеобразовательной школы.
Как показала практика, проектная деятельность школьников легко организуется в условиях дополнительного образования и внеурочного времени в средней школе. Для одаренных и высокомотивированных учащихся проектная работа в такой форме заполняет свободное время интересным занятием, позволяет им развивать себя и свои навыки, организовывать самообразование и удовлетворять потребность получить больше, чем предлагает школа. Для среднего или слабого ученика внеклассные проекты являются дополнительной нагрузкой. Увлеченное участие в проектах часто приводит к снижению успеваемости. Часто желание успеть все виды обучения приводит к большой перегрузке студента.
Существует мнение, что проектная работа возможна только в системе работы с одаренными и высокомотивированными детьми. Это в корне неверно. Проектная работа также приносит положительные результаты с детьми в коррекционных и развивающих классах. Проектное обучение не должно искать свое место только в дополнительном образовании, хотя там мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены во времени и требуют меньше усилий для организации. В условиях дополнительного образования можно формировать и развивать проектную деятельность, но дополнительное образование не является универсальным в силу своей необязательности. Как мы уже показали, проектирование — это универсальный навык, которым в большей или меньшей степени должны овладеть все учащиеся. Необходимо внедрить проектное обучение в учебный процесс общеобразовательной школы как элемент общего образования.
Готовы ли мы к этому? Да, это так. Фактически, проектная деятельность строится на основе некоторого содержания, освоенного учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом приобретаются не только методы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного приобретения и освоения информации.
В связи с требованиями развития и модернизации системы образования, образовательные цели учебного заведения в целом обязательно переводятся на рельсы «работы на результат», а не реализации «непрерывного» содержания по отдельным предметам. Иными словами, современное образование должно вести как к освоенным предметным знаниям, так и к универсальным умениям (компетенциям), включающим проектную деятельность. В педагогической практике используется множество форм и методов для активизации приобретения знаний. Те же методы и формы, когда ставится такая педагогическая задача, могут быть использованы одновременно, с некоторым развитием, для формирования универсальных умений.
Например, учитель может просто объявить, что цель урока — изучить тему или рассмотреть определенное явление. Студенты, находящиеся в пассивной позиции, могут даже не заметить, что преподаватель демонстрирует формулирование цели. Но если он поставит ученика в активную позицию, начнет аргументировать, объяснит причину изучения данного явления, то сформулированная цель урока, как следствие, придаст смысловой акцент поставленной задаче. Если учитель не спешит сам сформулировать цель, а просит детей сделать это вместе с ним, тем самым ставя детей в активную позицию, начинается формирование универсальных навыков целеполагания. Шаг за шагом, через такие ситуации, студенты становятся все более уверенными в постановке целей на разные случаи жизни: Формулирование цели своей работы в соответствии с ожидаемым результатом, формулирование цели для решения проблемы и т.д.
Проектное обучение может быть интегрировано в существующую предметную систему организации учебного процесса, но оно не может и не должно заменять полноценное предметное обучение. Проектное обучение должно строиться на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к системе предметных знаний (парадигме знаний); оно не противоречит ни системам развивающего обучения, ни личностно-ориентированному обучению, ни любой другой системе, предусматривающей формирование универсальных навыков (компетенций) в рамках парадигмы компетенций. Это не противоречит, наоборот, вооружает школьников, помогает решить проблему выбора профиля и профориентации. Речь идет не о борьбе с парадигмой знаний и компетенций, а о поиске места для проектного обучения в системе преподавания.
Давайте попробуем, не разрушая существующую систему учебного процесса, найти место для нового, чтобы не было перегрузки студентов и преподавателей, получив при этом качественно новое в формировании и воспитании студентов за счет оптимизации. Следует отметить, что в ряде случаев эти новые знания были получены нашими студентами, но без целенаправленных усилий со стороны преподавателей, что называется, не «благодаря», а «вопреки». Пришло время сделать это с гарантией успеха, нормой нашего процесса среднего общего образования.
Жесткие рамки допустимой аудиторной и внеаудиторной нагрузки учащихся и ситуация перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий для проектирования проектной деятельности учащихся. Одним из способов оптимизации является минимизация количества учебных проектов в учебном плане, включение фрагментов проектной деятельности в контекст предметных практических уроков и проектирование отдельных элементов проектной деятельности на обычных уроках. С другой стороны, использовать такие учебные проекты, которые решали бы задачи освоения программного материала или повышения познавательной активности в традиционном обучении.
Список литературы
- Akhmetshin E.M., Makulov S.I., Talysheva I.A., Fedorova S.Y., Gubarkov S. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment // Man in India. – 2022. – Т. 97. № 15. – С. 281-288
- Osadchy E.A., Akhmetshin E.M. Integration of industrial and educational sphere in modernization of economic relations // Journal of Applied Economic Sciences. – 2015. – Т. 10. № 5
- Байбородова, Л. В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – № 5. – С. 60–78
- Бочкарева, Т. Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Т.Н. Бочкарева. – 2017. – Т. 8. № 1. – С. 18-31
- Бузецкая, Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] URL: https://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html
- Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире. Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. – 2017. – С. 106-115
- Чурилов, А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях / Чурилов А.А. – Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 497– 500
Классификация педагогических технологий
Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:
Признак классификации | Вид педагогической технологии | Пояснение |
содержание и структура | обучающая | В процессе обучения дается углубленное знание одного или нескольких предметов |
воспитательная | Основная цель – не обучение, а воспитание | |
общеобразовательная | Обучение осуществляется в рамках основных учебных дисциплин | |
форма организации | индивидуальная | Обучение основано на индивидуальном общении учителя и ученика. Пример — репетиторство |
групповая | Прообраз классно-урочной технологии преподавания. Изначально ученики – группа людей разного возраста и уровня подготовки. Современная классно-урочная технология предполагает, что группы обучаемых состоят из людей примерно одинакового уровня подготовки | |
дифференцированная | Сочетание индивидуального и группового обучения | |
подход к обучаемому | авторитарная | Ученик – подчиненный объект в цепочке «учитель – ученик». Характерна жесткая организация процесса обучения, подавление инициативы и самостоятельности обучаемого |
личностная | Обучение выстраивается на признании ученика как личности. Цель – раскрыть и приумножить потенциал обучаемого | |
сотрудническая | В основе педагогического процесса – равноправное сотрудничество учителя и ученика | |
преобладающий метод обучения | объяснительно-иллюстративная | Обучение проводится на основе объяснений с одновременной подачей визуального ряда |
репродуктивная | Суть обучения – «натаскивание и зазубривание» | |
развивающая | Обучение строится на опережающем развитии мышления, достигаемом всесторонним развитием обучаемого | |
игровая | Процесс обучения происходит в формате игры | |
проблемно-поисковая | Учитель задает проблему, обучаемые в ходе коллективного обсуждения находят варианты решения |
Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.
Например, ПТ в средних школах нашей страны могут быть классифицированы (за небольшим исключением) как общеобразовательные, групповые, авторитарные, объяснительные. В принципе, это классическая модель «образования для всех», подтвердившая свое право на существование более чем 400-летним опытом.
Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.
Объясню на примере: допустим, ребенок пришел учиться в музыкальную школу. У него замечательный слух, великолепный голос. Казалось бы, занимайся с ним вокалом, и не «мучай» ребенка другими предметами.
Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.
Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.
Если же родители определили ребенка учиться в музыкальную студию на вокал, то его там будут обучать, главным образом, пению. Такой курс не стандартизируется, поэтому у педагога полная свобода относительно выбора педагогической технологии. Он может «ставить» ученику голос по классической методике или использовать авторскую.