Зарядка в средней группе
Дети 4-5 лет уже хорошо знакомы с принципом выполнения упражнений. Внимание воспитателя направлено на качество и правильность движений: соблюдаются четкость и ритмичность, ребенок не должен отставать от общего ритма, успевать выполнять комплекс качественно. Дети средней группы на зарядке упражнения не разучивают. Воспитатель показывает способ выполнения того или иного упражнения, а дети повторяют движения за педагогом.
По ходу гимнастики воспитатель может делать замечания, направленные на правильность положения ног или спины, особое внимание обращается на дыхание во время занятия. Дети должны делать упражнения одновременно, руководствуясь счетом.
Вводная часть включает подскоки, боковой галоп. Моторная плотность зарядки должна быть высокая, так как на нее отводится небольшой отрезок времени, а нужно успеть выполнить все упражнения по несколько раз.
Подготовительная к школе группа
Комплекс упражнений для детей 6–7 лет особо не отличается от предыдущей возрастной группы. От детей воспитатель уже требует четкости и отличного качества выполнения упражнений. Ребята должны не только выполнять движения, но и знать исходную позицию, промежуточные положения. Мышцы должны испытывать напряжение.
Большое внимание уделяется осанке и укреплению мышц спины, ведь ребята скоро пойдут в школу, будут много времени проводить за школьными партами и приготовлением уроков. Чтобы не было искривления позвоночника, нужно иметь крепкие и развитые мышцы спины.
Детская утренняя гимнастика обеспечивает прекрасное настроение и дает заряд бодрости на весь день, способствует раскрепощению застенчивых и нерешительных детей, дисциплинирует балованных и перевозбужденных малышей. Во время зарядки утром ребята быстрее успокаиваются после прощания с родителями и настраиваются на определенный режим детского сада.
Гимнастика для детей младшей группы
Зарядка для самых маленьких проводится в течение года ежедневно, её продолжительность составляет не более 5 минут. Цель утренней гимнастики в младшей группе – переключить внимание детишек на совместную деятельность. Необходимо понимать, что организованные упражнения внедрить для малышей довольно сложно, потому что в этом возрасте малыши часто сбиваются и не успевают за другими. Поэтому гимнастика здесь состоит из трёх занятий: это ходьба, бег и подскоки.
Сначала нужно добиться внимания детей. Для этого следует дать им задание в виде кратковременной ходьбы, которую необходимо чередовать с медленным бегом и построением. Отличным решением будет образование круга. Здесь уже можно приступать к упражнениям для укрепления мышц и конечностей.
Конечно, не нужно сильно нагружать малышей, достаточно будет нескольких минут занятий. Во время упражнений обязательно следует использовать игровой элемент, который поможет завоевать внимание ребёнка.
Составные части зарядки
- Вводная часть. Сначала дети идут по кругу, затем начинают выполнять простые движения во время ходьбы, например: ходьба на носках с руками на поясе; ходьба на пятках с руками за головой; ходьба «лошадкой» с высоко поднятыми коленями; ходьба гуськом. Далее – легкий бег. Завершает вводную часть ходьба с перестроением. Дети младших групп останавливаются для выполнения основных упражнений в кружок. Дети старших групп могут перестраиваться в 2 или 3 колонны или шеренги.
- Основная часть. Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц. Начинается утренняя гимнастика с тренировки плечевого пояса, затем задействуются мышцы спины и таза. Далее выполняются упражнения для ног и стоп, включая приседания и прыжки.
- Заключительная часть. Ее цель — восстановление дыхания. Ребята делают дыхательные упражнения либо на месте, либо во время ходьбы по кругу.
Подготовка к зарядке
Начинается утренняя гимнастика с построения в колонну. Существует комплекс упражнений без спортивного инвентаря, но чаще воспитатели раздают ребятам флажки или султанчики, кубики от пластмассового конструктора или мячи, гимнастические палки или погремушки. Малышам заранее дают атрибуты, а старшие дошкольники самостоятельно из специальных емкостей по очереди разбирают предметы. Иногда воспитатель назначает дежурного, который раздает товарищам спортивные снаряды.
Кубики можно разложить на полу, чтобы дети после первой части зарядки останавливались возле них для выполнения комплекса основных упражнений. Воспитатель перед использованием обязательно проверяет техническое состояние используемых предметов, чтобы они были полностью безопасны для малышей.
Мотивация ребёнка на утреннюю гимнастику
Помимо игровой тематики воспитателю можно применить и другие приёмы для зазывания детишек на зарядку. Выразительная речь, интересное содержание и позитивные эмоции помогут в мотивации детей. Можно обыграть так, чтобы они сами захотели выполнять физические упражнения, чтобы быть крепче и сильнее.
Настроить на утреннюю зарядку можно с помощью общего действия. Например, воспитатель может позвать всех детишек в гости к сказочному персонажу. Чтобы туда попасть, нужно подпрыгнуть три раза и улыбнуться. Этот элемент игры заинтересует малышей, и они непременно выполнят условия. В таком возрасте все детишки очень любознательны. Они хотят понять, как двигаются животные, растут цветы и что происходит в окружающем мире. Опытные воспитатели пользуются этим для того, чтобы придумать физические упражнения. Дети будут заниматься спортом и в то же время узнавать что-то новое.
Где проводится зарядка?
В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице, на территории участка группы. Со старшими детьми иногда организовываются пробежки вокруг здания детского сада или на очерченной территории. В холодную пору года проводят утреннюю гимнастику в группе или в гимнастическом зале. Если детский сад не имеет специально отведенного помещения для занятий физкультурой, тогда выделяется время для зарядки в актовом зале. Два раза в неделю во многих дошкольных учреждениях организовывается утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Ритмические занятия развивают чувство такта, музыкальный слух.