СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОРЯДКОВОГО СЧЁТА
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОРЯДКОВОГО СЧЁТА
Матрёшки
Цель:
упражнять в порядковом счёте, развивать внимание, память.
Материал:
цветные косынки (5 – 10 шт.)
Содержание:
Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрёшки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья и т.д.». Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрёшка, и выходит за дверь. В это время две матрёшки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрёшка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрёшки могут оставаться на своих местах.
Правила игры:
Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.
Встань на своё место
Цель:
упражнять в порядковом счёте, в счёте по осязанию.
Материал:
два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.
Содержание:
Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздаёт всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет правильно ли они заняли свои места.
Правила игры:
пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребёнка. Если кто – то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребёнка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают 3 раза подпрыгнуть, или проскакать 4 шага на одной ноге, или хлопнуть в ладони 5 раз.
Вариант игры:
На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.
Не ошибись
Цель:
упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Материал:
на каждого ребёнка полоска плотной бумаги, разделенная на десять квадратов: десять маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружками от одного до десяти.
Содержание игры:
Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое – либо число, а дети должны найти карточку, порядковый номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку: от одного до десяти.
Дидактические игры на изучение порядкового и количественного счета для детей старшей группы
Дидактические игры на изучение порядкового и количественного счета для детей старшей группы
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера. Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
«Который ушёл»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте
.
Ход игры
: Предложить детям построить лесенку из 4 – х ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке. Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнок
отворачивается, взрослый убирает одну игрушку. Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту игрушки не стало.
«Поручение»
Цель: Упражнять детей
в умении отсчитывать предметы по
названному числу, называть числительное, согласуя
с существительным.
Ход игры
: Взрослый называет знакомое ребёнку число. Ребёнок приносит такое же
количество
игрушек и называет их. Затем число называет ребёнок, поручение выполняет
взрослый. Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не более чем на 1. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку.
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают. Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
Лучшие математические игры
Цель дидактической игры «Цифры» – формирование первичных математических представлений.
- знакомство с миром чисел, с прямым и обратным счетом, простыми арифметическими действиями;
- формирование умения сравнивать объекты по количеству;
- закрепление представления «один» и «много», «меньше» и «больше»;
- обучение анализу, сравнению, умению соотносить цифру с количеством объектов;
- развитие памяти, концентрации внимания, скорости реакции, мыслительных и речевых способностей.
Цифровые пазлы
Половинки карточек, изображающие цифры, положите в кучу на столе в перевернутом виде. Вторые половинки изображений раздайте поровну участникам игры. Выберите первого игрока считалкой.
Ребенок берет из кучи картинку, называет знак, смотрит, есть ли у него подходящая половина. Если отсутствует, кладет карточку обратно, а право выбирать переходит к следующему игроку.
Половинки попарно скрепляются «замком», как в пазлах. По этому скреплению и определяется верность выбора.
Победителем игры становится участник, первым нашедший вторые половинки для своих карточек.
Учим от 0 до 10
Полезны для дошкольников игры на цифру 1 и до 10. Они помогают запомнить цифровой ряд, закрепить прямой и обратный счет. Варианты занятий:
- Разложите в ряд карточки, изображающие от 0 до 10. Говорите задание, которое ребенок должен выполнить. К примеру, «убери 8», «закрой ладошкой знак между 3 и 5» или «покажи, что больше 2 на 3».
- Разрежьте на две части картинки со знаками от 1 до 10. Нижние части смешайте в кучу. Пусть ребенок соединит картинки, чтобы получилось правильное изображение.
- Бросайте мяч игрокам по очереди, называя от 1 до 9. Поймавший произносит следующую за названой цифру, бросает мяч обратно.
- Подготовьте изображение паровоза с 10 вагонами. Подпишите вагончики, кроме одного. Задача игрока – назвать пропущенную цифру. Игру можно организовать в виде парного соревнования, тогда победителем становится тот, кто первым даст верный ответ.
Собери лепестки
Для игры подготовьте лепестки с арифметическими задачами и сердцевины цветков с ответами. Предложите воспитанникам прикрепить лепестки соответственно решенной задаче.
Игру можно сделать соревновательной. Разбейте участников на две группы. Победит та, что быстрее прикрепит правильные лепестки.
Много и мало
Раздайте детям по три картинки: на первой 5 шариков, на второй – 3, на третьей – 1. Когда произнесете «много», участники должны поднять карточку с пятью предметами. Когда «мало» – с тремя. Когда «один» – с единственным шариком.
Лесная поляна
Для игры подготовьте изображение поляны, окруженной деревьями, и отдельные карточки с лесными объектами в определенном количестве. Давайте ребенку задания: «посчитай деревья», «повесь 5 шишек на ель», «помести 3 гриба под дерево» и прочие.
Овощной магазин
Раздайте участникам карточки с цифрами. Попросите купить в магазине аналогичное число продуктов. На столе разложите картинки, изображающие разное количество овощей. Задача игрока – найти картинку с числом овощей, соответствующим карточке.
Запомни число и цифру
Для дидактической игры «Число и цифра» подготовьте карточки с математическими знаками. Сначала разложите перед игроком три картинки, попросите запомнить. Затем соедините карточки с остальными изображениями, перемешайте, а ребенок должен вспомнить, какие цифры он видел, найти их в куче, разложить в изначальной последовательности.
Далее усложните задание, попросите запомнить 4, 5, 6, 7 карточек и так далее до десяти. Если ребенок знаком с числами второго десятка, можете сделать соответствующую подборку.
Угостим белку
Для игры подготовьте изображения орешков и грибов, отмеченные от 1 до 10, две веревочки. Поставьте перед детьми игрушку или картинку белки, попросите помочь лесной гостье, собрать для нее угощение. Пусть игроки прикрепят к одной веревочке орешки в прямом порядке (от 1 до 10), к другой грибы в обратном порядке (от 10 до одного).
Чтобы усложнить задание, попросите детей собрать только четные или нечетные цифры сначала в прямом, затем в обратном порядке.
Для проверки задания попросите игроков произнести цифры в том порядке, в каком они прикреплены к веревкам.
Найди цифру
Для дидактической игры «Найди цифру» прикрепите к доске картинки, изображающие предметы в разном количестве. Загадайте загадку, например: «Грядки – наш родимый дом, и в теплице мы растем, как в музее экспонаты, на ветвях красны… (томаты)». Дети отгадывают, находят соответствующую картинку, считают, сколько помидоров изображено, поднимают карточку с цифрой.
Вместо загадки можно описывать объекты. К примеру: «Это домашнее животное, умное, преданное, отзывается на кличку, живет в конуре, любит грызть косточки (собака)».
Волшебные фигуры
Для игры изобразите на листе геометрические фигуры:
- круг (0);
- треугольник (3);
- квадрат (4);
- пятиугольник (5);
- шестиугольник (6).
Расскажите детям, что злой колдун превратил цифры в фигуры. Чтобы убрать колдовство, попросите подсчитать количество углов в каждой фигуре.
Можно сделать занятие творческим. Пусть ребенок станет добрым волшебником, выберет фигуру, попробует превратить ее в какой-либо объект, подрисовав карандашами детали. Например, круг в рожицу.