Сборник » Дидактические игры по валеологии для детей дошкольного возраста»


Игровые валеологические технологии

На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, поэтому наука о здоровье-валеология-стала интенсивно развиваться. Появилось много новых книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых –научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.

Я, как и любой педагог, конечно, хочу видеть в своем воспитаннике инициативную личность. Без личной активности и заинтересованности невозможно ни развитие природных(биогенетических)способностей, ни познание окружающего мира. Понятие «инитиативная личность» включает в себя прежде всего такие качества личности, как открытость (желание устанавливать новые контакты), подвижность (подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Но дидактизм в дошкольном воспитании малоэффективен. Опыт многих тысяч поколений показал, что самый действенный метод воспитания-это игра. Переоценить роль игры ребенка невозможно; игра-это сама жизнь ребенка.

Новое (валеологическое)направление требует новых методических разработок: ими для меня и стали игровые валеологические технологии. Только используя ведущий для ребенка-игровой виддеятельности я могу подарить ему здоровье, делая это интересно, весело, и на всю жизнь.

Главная цель валеологических игр-формирование представлений о здоровом образе жизни. В этих играх объединяются образовательные и оздоровительные задачи. Без самого тесного сотрудничества общей медицины и общей педагогики нет гарантии не только прочных жизненно важных результатов, но и формирование и закрепления биолого-социальной устойчивости, высокой мобильности организма ребенка.

Исходя из основных положений валеологического образования, можно выделить три направления валеологических игр.

Игры-матрицы.

Это интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных общей блок-темой. Выбор конкретной темы будет меняться в зависимости от задач, которые ставлю перед собой, исходя из своей программы. Психического, эмоционального состояния детей и других факторов.

Матрица-это базовая модель. Она может быть представлена в виде жилого дома, или замка с комнатами, залами, игровыми площадками, с соответствующими персонажами, атрибутами, игровыми заданиями. Такое строение базовой модели представляет широкие творческие возможности для моей работы как по изучению тем (правила гигиены, культура питания и т.д.), так и для обобщения знаний в целом по блок-темам(режим дня, спорт и т.д.).

Игры-матрицы рассчитаны на использование в различных возрастных группах. Сначала даются детям первичные знания об отдельных понятиях, а затем благодаря мобильности базовой модели, расширяются и закрепляются эти знания.

Примером служит валеологическая игра-матрица «Дом гномов», которая разработана в форме дома из шести комнат (прихожая, гостиная, ванная комната, спальня, игровая, кухня).

Например, если беру основную тему «Режим дня», тот по отдельности рассматриваются такие темы, как «Питание», «Одежда», «Культурно гигиенические навыки» и т.д. На первом этапе происходит знакомство с «хозяевами» дома-гномами и Белоснежкой. Затем исходя из поставленной цели, мы знакомимся с тем, как проходит день в домике (закрепляя и формируя знания о необходимости соблюдения режима дня), либо останавливаемся в одной из комнат для игры «внутри»нее. («Помоги Белоснежке накрыть на стол», «Собери гномов на прогулку» и т.д.).

Игры-путешествия

При ознакомлении детей с внутренним строением организма человека у меня часто возникали трудности. Детям было не всегда интересно и даже неприятно рассматривать анатомическое строение внутренних органов и систем организма. Когда я начала пользоваться анатомическим атласом для дошкольников, где основные системы и внутренние органы человека представлены в форме красочных

. сказочных карт, занятия превратились в игру, с путешествиями по карте. В забавной и доступной форме обитатели волшебной карты рассказывают о себе. О том, что он любят, а что наносит им вред.

Таким образом, дети не только усваивают доступные им научные знания. Но у них воспитывается желание помогать своему организму быть здоровым.

Сначала предлагаю детям познакомиться со строением и функциями отдельных органов, а затем совершать с ними путешествие по одной из систем, закрепляя знания о ее составляющих и о ее работе.

Научно-фантастический сюжет путешествия приводит детей к мысли о том, что каждый орган человеческого организма важен и необходим, что все органы взаимосвязаны и действуют вместе.

Игры-путешествия провожу в подготовительной группе по темам: «Путешествие пирожка»(знакомство с пищеварительной системой), «Путешествие принца Кислорода»(знакомство с дыхательной системой), «Мы капитаны»(знакомство с системой кровообращения).

Валеологические сказки

Новые знания о строении человека, о функциях и работе внутренних органов должны иметь для ребенка практическое значение. Основная идея валеологических сказок сводится к главной задаче-научить ребенка быть здоровым. В сказках моделируются ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм, и практические уроки того, как эти неприятности избежать и что делать, если все же случилась беда.

Я не просто читаю детям сказки, а обязательно обыгрываю (пальчиковый театр, фланелеграф). Яркость образов помогает оживить сюжет, сделать его более наглядным. Детям легче «войти в сказку и «досочинить» ее, придумывая, как помочь главному герою. Таким образом формируется у детей модель правильного поведения.

В дальнейшем, столкнувшись с подобной ситуацией, они будут к ней готовы, будут знать, что делать и как себя вести.

Психологи уже давно используют метод сказкотерапии в своей работе и доказали его эффективность, особенно в тех случаях, когда нужно помочь ребенку преодолеть внутренние страхи перед посещением врача, уколами и т.д.

Картотека дидактических игр по валеологии

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ВАЛЕОЛОГИИ

Для детей старшего дошкольного возраста

Где живет витаминка?

Дидактическая задача:

знакомить детей с видами витаминов и их источником.

Игровые правила:

Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

Игровые действия:

выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

Ход игры

:

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку.

Что любит сердце?

Дидактическая задача:

прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

Игровые правила:

Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

Игровые действия:

называние слов и соединение частей сердца в целое.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

Утро начинается…

Дидактическая задача:

приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Игровые правила:

Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Игровые действия:

выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек .

Часы здоровья

Дидактическая задача:

закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

Игровые правила:

Нужно прокрутить стрелки на «часах здоровья» и определить полезность или вредность изображения.

Игровые действия:

определение полезности или вредности изображения на картинке.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на «часах здоровья», при этом периодически говорит: «Стоп». Игрок останавливает стрелку на «часах здоровья», рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например, во время занятия – не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

Дерево здоровья

Дидактическая задача:

закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

Игровые правила:

Нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

Игровые действия:

определение полезности или вредности изображения на картинке.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево «здоровья» или дерево «нездоровья» и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

Здоровье с комнатными растениями

Дидактическая задача:

закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

Игровые правила:

Нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

Игровые действия:

называние растения и определение его полезности.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

Будь здоров

Дидактическая задача:

формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

Игровые правила:

Нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

Игровые действия:

соотнесение продукта питания с видом деятельности.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д (Рис. 7). Количество игроков 8-10 человек.

Здоровье и цвет

Дидактическая задача:

учить создавать определенный настрой на определенный вид деятельности с помощью цвета.

Игровые правила:

Нужно соотносить определенный цвет с определенным видом деятельности.

Игровые действия:

соотнесение цвета с соответствующим видом деятельности.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать цвет и соотнести с соответствующим видом деятельности:

Красный – возбуждающий, энергетический (занятия, экзамен, спорт);

Желтый – при напряженной работе глаз (пишут, рисуют, читают);

Синий, голубой – при напряженных физических нагрузках (отдых после физических нагрузок); Фиолетовый – ускоряет процессы регенерации (быстрое заживление после болезни); Оранжевый – для преодоления вялости (поют, танцуют); Зеленый – для создания положительного эмоционального фона (спальня, отдых);

МОЁ ЛИЦО

Цели:

Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал:

разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание.

Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

ЧИСТЫЕ РУКИ

Цели:

Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал:

картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Содержание.

1 – й вариант

– воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант

– воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ

Цель.

Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов
(приветствие, прощание, угроза
и пр.), мимики
(удивление, радость, злость
и пр.), позы
(растерянность, усталость, благополучие
и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

НАЙДИ ПАРУ

Цели:

Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание.

Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание.

Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

УМЕЮ – НЕ УМЕЮ

Цели:

Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание.

В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему.
Например:
«Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

Цель.

Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание.

Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

ВСЕ ПОМОЩНИКИ ВАЖНЫ

Цели.

Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь:
повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.
Содержание.

Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно.
(Например:
к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание.

Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

КТО БЫСТРЕЕ СОСЧИТАЕТ ПУГОВИЦЫ

Цель.

Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Содержание.

Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.

Примечание.

Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

ПОСЛУШАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ

Цель.

Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).

ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ

Цель.

Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание.

Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ

Цель.

Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Содержание.

Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

ОТГАДАЙ, ГДЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ МИШКА

Цель.

С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

Содержание.

Детям предлагается прослушать записи шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом и автомобилем, шум морского прибоя и т. п. Ребята должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ЗВУК

Цели.

Развивать фонематический слух детей.

Содержание.

Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [y] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО

Цели.

Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

Содержание.

Водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно. Ребята приходят к выводу, что произносить команды нужно громко, четко. А помогали им расслышать команды уши.

ЧЬИ ГЛАЗА ТЕБЕ ПОМОГУТ?

Цель.

Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

Содержание.

Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право «использовать» глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т. п.).

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Цели.

Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

Содержание.

Детям предлагается выполнить ряд заданий. Одновременно одно и то же задание могут выполнять несколько детей.

  • Пометь карандашом центр круга.
  • Раздели прямоугольник пополам.
  • Проведи линию такой же длины.
  • Отрежь полоску такого же размера.
  • Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?

Цель.

Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Содержание.

Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Для подготовки по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]