Беседы по кружку «Хорошие манеры» для дошкольников


Беседа в подготовительной группе: » Что такое этикет?»

Беседа в подготовительной группе: «Что такое Этикет?»

Цель

: напомнить детям о соблюдении элементарных правил вежливости, правил поведения в обществе других людей. Воспитывать в детях умение выглядеть достойно, чувствовать себя уверенно. Помочь детям у3своить нормы поведения, соблюдение которых должно стать привычкой.

Материалы и оборудование

: иллюстрация беседы с детьми на экране мультимедийного оборудования.

Ход НОД:

-Ребята, сегодня мы поговорим об этикете. Это новое для вас слово. Давайте его произнесем:

— Этикет (дети повторяют)

Я попробую вам объяснить, что оно значит при помощи стихотворений:

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

­- Человек живет не один. Он живет среди других людей – в обществе. Когда-то в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Но время идет, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняется и их представление о том, что хорошо и плохо. Что принято в обществе, а что не принято.

Меняется и этикет. Ведь этикет — это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что вести себя надо так, а не иначе.

Есть, конечно, особые правила поведения, например, придворный этикет. Дипломатический этикет.

Но мы с вами будем говорить об этикете повседневном для простых воспитанных людей, то есть о правилах вежливости. По-настоящему воспитанный человек и думает вежливо, умеет сочувствовать, поможет слабому не для того, чтобы показаться хорошим, а потому что понимает, что человеку трудно.

Он не разговаривает грубо ни с кем, потому что знает, как это обидно, когда тебе грубят, и как безобразна грубость.

Он всегда сдержит слово, просто потому что, не может поступить иначе. Вот таких людей еще называют порядочными, надежными. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять -воспитывать себя.

Все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, нужно вырабатывать у себя хорошие привычки.

А сейчас, я вам предлагаю прослушать стихотворение А. Маршака «Урок вежливости».

И выяснить:

Чему учили героя стихотворения?

-Чему он научился?

Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: — В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старых уважай И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай!

Педагог вместе с детьми обсуждают: чему учили медведя, что удалось, а чему так и не смогли его научить.

Рефлексия.

Обсуждение ситуаций:

-Как бы вы поступили, если бы увидели плачущего малыша, который потерял свою маму?

-Что бы вы сделали, если бы увидели, что взрослый что-то уронил?

-Как бы вы вели себя, если бы к вам в гости пришла мамина знакомая, а вы ее не знаете?

-Как бы вы поступили, если вы едете в автобусе, сидите у окошка, перед вами стоит пожилая женщина?

Клуб хороших манер. Беседа на тему: «Этикет, или просто хорошие манеры».

Клуб хороших манер.

Беседа на тему: «Этикет, или просто хорошие манеры».

Поведение – это зеркало, в котором

каждый показывает свой облик.

И. Гёте

Цель и задачи: Расширить представления детей о правилах этикета. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности; взаимопонимания с одноклассниками. Познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах; познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значениями, узнать историю этикета.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Ребята, будете вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят. Сколько раз вы слышали: «сними головной убор в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет

.

Что же это такое?!

Есть забавная история о происхождении хороших манер: Однажды мокрый снег застал компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди. Ёжики – договорились, они установили свой порядок поведения.

Установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ

.

Сегодня мы с вами и поговорим об этом.

2. Основная часть.

Вежливость. Что это такое? Как, вы, думаете? (Ответы детей).

Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Этикет – это волшебные правила, которые помогают стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, вы сможете более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми вам людьми. Без труда научитесь, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их. Как вести себя в гостях, говорить по телефону и многому другому…

Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Слово «этикет» французского происхождения. Известно, что это слово приобрело свое современное значение именно при короле Людовике XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце». Во-первых, на свежезасеянных лужайках молодого Версальского парка разместили таблички вроде «По газонам не ходить», ибо беспечные дворяне не слишком заботились о сохранности насаждений. Эти таблички назвали этикетками, а король издал специальный указ, призывающий соблюдать правила поведения и напоминающий о том, что не следует пренебрегать надписями. Во-вторых, во время приемов, чтобы не нарушать строгость церемоний, на стулья гостей клали таблички-этикетки с перечислением некоторых правил, на соблюдении которых настаивал король. От французского названия карточек-этикеток-и произошло слово «этикет».

Часто соблюдение этикета называют – хорошими манерами.

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Что такое манеры, как, вы, думаете? (Ответы детей).

Итак, манеры – это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Назовите, какие хорошие манеры, вам знакомы? (Ответы детей).

(У двери пропускаем вперёд старших и девочек, встаём при встрече и разговоре с взрослыми и т.д.)

Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях. Развязность в жестикуляции и поведении. Неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим. Пренебрежение к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать своё раздражение, намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Этикет имеет национальные черты. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем или национальными традициями. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Для прощания и встречи есть много разных слов. Возьмём самое простое – приветствие.

Как мы, приветствуем друг друга? (Ответы детей).

А вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • Древние греки – «Радуйся!»,
  • Современные греки – «Будь здоровым!»,
  • Арабы – «Мир с тобой!»,
  • Индейцы – «Всё хорошо!»,
  • Англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • Китайцы – пожимают руку самому себе,
  • Лапландцы – трутся носами,
  • Латиноамериканцы – целуют друг друга в щёку,
  • Японцы – кланяются.

Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Многие правила зародились ещё в средневековье. Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Ещё позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до неё при появлении дамы.

Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, т.к. её могут просо не принять.

Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: Этикет делает королей рабами двора.

В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнём в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

И ещё один пример абсурдного поведения.

Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить её величество прикосновением к её ноге. Когда двое придворных всё же решились спасти полумёртвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Вот такая история.

А сейчас мы узнаем о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами. А поможет нам в этом один тест. Вам нужно внимательно ответить на вопрос: да или нет. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

Тест:

1.Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: Спасибо. Потом посмотрю.

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10.Съев лёгкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы «да» должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные «нет». За каждое совпадение 1 балл.

10 баллов – ты великолепный знаток правил этикета!

6-9 баллов – твои знания об этикете нуждаются в доработке.

3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.

Меньше 3 баллов – ты, наверное, впервые слышишь слово этикет.

3. Подведение итогов.

Я думаю, что наш разговор об этикете был полезен, и каждый из вас узнал что-то для себя новое.

Хорошим манерам надо учиться. Соблюдение правил этикета сделает манеры каждого человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Важно, чтобы каждый из вас учился хорошим манерам и следовал такому принципу: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]