Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Домарева Ирина НиколаевназаведующийПетровская Альбина Валентиновнастарший воспитательКочкина Тамара ИвановнаСидельникова Татьяна АнатольевнавоспитателиМБДОУ ДС №61 «Семицветик»Старооскольского городского округа
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству.
Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин дети проявляют большой интерес к русским богатырям: рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).
Рекламное сообщение
Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. У дошкольников рождается желание быть летчиками, космонавтами, военными.
Стихи о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка.
Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе Старый Оскол – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь используются стихи Л. Пичиневкой «Самый красивый город Старый Оскол», Е. Сыроватской «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим миром, природой, литературой дошкольники слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Кроме непосредственно образовательной деятельности, литературные произведения даются дошкольникам во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, воспитанникам дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изодеятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с дошкольниками свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность воспитанников или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в нём, насколько сформирован у дошкольников образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
Список литературы:
- Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., – Волгоград, 2008.
- Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., – М., 2005.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2006.
- Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., – М., 2006.
- Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., – 2006.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.
- Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., – М., 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
- Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., – 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
Статья «Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств младших школьников»
Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств младших школьников.
Начальная школа является одной из ступенек долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся.
Эта тема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами, стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности, найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников.
Любовь к Родине, или патриотизм (греч. πατριώτης –соотечественник, πατρίς отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого-нибудь дела…»; «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» [19,с. 377].
В толковом словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник; а патриотизм – любовь к отчизне» [8, с. 476].
Патриотизм как качество личности формируется и развивается в процессе патриотического воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие определенных нравственных чувств и качеств.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Большую роль в патриотическом воспитании младших школьников играют уроки литературного чтения, т.к. именно в них сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Именно художественные произведения позволяют пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства, способствуют воспитанию чувства патриотизма.
За долгие века своей героической истории нашим народом было создано множество художественных произведений, таких как: сказки, легенды, загадки, песни, пословицы и поговорки. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений русского народа. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких патриотических и гражданских чувств. Изучая фольклор предков, многими педагогами указывается, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения русских людей.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Анализируя характер и поведение героев, ученики тем самым получают представления о нравственных нормах и углубляют их на протяжении четырех лет обучения.
С первого класса также представлены пословицы и поговорки. Как считает Н.А. Клиншова, читать пословицы – значит не только совершенствовать свою речь, но и лучше узнать народ, создавший их [26, с. 23]. В пословицах раскрывается сущность основных нравственных понятий и принятые правила поведения.
В учебниках представлено сопоставление русских произведений с произведениями других народов России (с ненецкими, нанайскими, татарскими сказками). Это формирует у учащихся уважительное отношение к культуре других народов, способствует усвоению нравственно- этических норм, на которые, несомненно, влияет многонациональность нашей страны.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о войне. В процессе работы над ними рассматриваются такие категории, как отвага, верность, героизм, патриотизм и т.д.
С первых уроков, указывает А.А. Леонтьев, необходимо формировать у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» и др. В этом помогает богатый материал учебника «Литературное чтение», в котором учтены психологические особенности детей младшего школьного возраста, что приобретает особую актуальность при изучении произведений военной тематики, например: А. Ахматова «Мужество», Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А. Ахматова «Памяти друга» и др. (УМК «Планета знаний») [34, с. 5].
В процессе работы над текстами на военную тематику учащимся можно предложить составить словарик терминов по теме «Родина». Такая работа должна проводится с первого по четвёртый класс и формирует полноценное восприятие понятий, явлений, событий. Способствует расширению словарного запаса, который необходим не только на уроках литературного чтения.
Воспитанию патриотизма способствуют тексты художественной литературы и та работа, которая направлена на их анализ и осмысление. Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений дети учатся не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. Задача учителя – помочь учащимся разобраться в том, как видит мир автор, как передаёт свои мысли и чувства, то есть проводится работа по формированию читательской позиции ребёнка, которую он высказывает в результате работы с текстом.
Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью помогают проблемные вопросы, которые позволяют стимулировать мышление учащихся на уроках и развивают самостоятельность суждений.
Учитель должен стараться из множества проблем, поднятых в произведении, выбрать такую, которая не оставит учеников равнодушными, заставит их размышлять, сочувствовать и сопереживать.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель должен пытаться вовлечь учеников в анализ образов героев произведения, которые являются примером для подражания. Учитывая это, используются такие виды работы, как подбор слов-характеристик, рассказ о характере персонажа с помощью опорных слов (ответственный, целеустремленный, любящий свою Родину и народ).
Большое значение в работе с литературными текстами придается историческим фактам, которые используются на разных этапах урока.
Исторический материал вызывает у младших школьников интерес к прошлому, оказывает сильное эмоциональное воздействие на личность ребёнка, способствует воспитанию любви к Отечеству. И конечно, интересные исторические факты о войне не оставляют детей равнодушными.
О представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире. На уроках литературного чтения у учащихся формируется отношение к изображенным жизненным явлениям, пробуждается интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности и воспитываются общечеловеческие и национальные нравственно-этические ценности. Художественная литература, изучаемая на уроках литературного чтения в начальной школе, безусловно, способствует формированию основ патриотизма у учащихся.
Список литературы
- Елистратова, Н.С. Патриотическое воспитание учащихся / Н.С. Елистратова // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 7-8.
- Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2015. –№ 7. – С. 29-33.
- Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 23-26
- Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 176 с.
- Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа До и После. – 2012. – № 4. – С. 4-6.
Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.
Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
- Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
- Прогулка по окрестностям.
- Экскурсия в местный краеведческий музей.
- Посещение памятных мест.
- Встреча с ветеранами войны и труда.
- Чтение рассказов о защитниках Родины.
- Беседа в виде вопросов и ответов.
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
- Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
- Тематический фольклорный утренник.
- Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.
Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.