Направления нравственного развития младшего дошкольника
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов организма. Расширяются возможности ребенка: он может самостоятельно выполнять различные бытовые операции, осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, происходит расширение его социальных контактов: ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, в котором он взаимодействует с новыми взрослыми, а также коллективом сверстников. Это требует акцентирования внимания на развитии основ социального взаимодействия, установлении положительных контактов.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Нравственное развитие младшего дошкольника реализуется по следующим направлениям:
- Формирование элементарных нравственных представлений. Они затрагивают основы поведения, его нормы, представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Воспитатель знакомит детей с разными ситуациями и поведением их участников, проводя анализ их нравственного смысла и значения.
- Формирование основ культуры поведения. Она требует освоение правил этикета, проявления вежливости и терпимости по отношению к другим людям. Здесь же, осваиваются основы культурного поведения в быту, в игровой и иных видах деятельности ребенка.
- Развитие основ самостоятельной деятельности. Они необходимы для формирования собственных взглядов и убеждений, выработке мировоззрения. Самостоятельность развивается во всем: начиная от самообслуживания и, заканчивая, выполнением различных образовательных и трудовых задач.
- Формирование нравственного взаимодействия со взрослыми. Детей учат уважать старших, слушать их, выполнять их указания, проявлять вежливость. Детям объясняется, что взрослый требует от ребенка выполнения чего-то ради его же блага, а не потому, что он авторитет и не считается с мнением ребенка.
- Активное развитие чувственной стороны личности. Детей учат проявлять свои чувства, адекватно их выражать. Формирующиеся чувства и эмоции должны проявляться в реальном действии. Иначе, их развитие бессмысленно.
- Придание гуманистической направленности поведению дошкольника. Происходит обучение установлению положительных социальных контактов, формирование привычки выполнения действий по нравственным принципам, развиваются навыки нравственного взаимодействия с окружающим миром и их преобладание в любом направлении деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 480 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности развития нравственной сферы у детей дошкольного возраста
Ольга Яндаева
Особенности развития нравственной сферы у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольникивыражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых»
,
«Маленьких нельзя обижать»
. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания
нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых,например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут»
,
«Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст»
. В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл
нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.
Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные чувства, но связывают с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.
Важную роль в формировании нравственных чувств у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него»
. Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы
нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Г. А. Урунтаева отмечает, что в 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное и отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «хорошо»
,
«плохо»
. Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с
развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действие в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Однако нравственные чувства, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных чувств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальному формированию того или иного нравственного качества.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной нравственности.
Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствии взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В развитии нравственности пример взрослого играет важную роль. Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Ребенок неукоснительно выполняет одну норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный способ.
Усвоение общественных образцов поведения в дошкольном детстве приводит к возникновению «внутренних инстанций»
, представляющих тот уровень морально-волевого
развития ребенка, который обеспечивает возможность нравственных действий и поступков.
Усвоение этических норм в старшем дошкольном возрасте несколько иное, чем в младшем. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки сверстников только как плохие или хорошие, то шести-семилетние дети способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Они улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному обрадовать, огорчить, проявить заботу.
Это приводит к осознанию того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. Проявление этой потребности происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемых как обязательное условие для получения одобрения со стороны взрослых, для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает эту потребность.
Итак, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются: складывание первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Подражательность как основа нравственного развития младшего дошкольника
Воспитание нравственности детей трех летнего возраста реализуется на основании принципа подражания. Он означает, активную демонстрацию взрослым — педагогом и родителем, собственного нравственного поведения в различных ситуациях.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются отзывчивостью, чувственным восприятием поведения взрослого. Они используют подражание ему в качестве основы выстраивания своей линии поведения с окружающими, отношения к окружающему миру.
Нравственное воспитание дошкольников, основанное на их подражательности, реализуется посредством соблюдения педагогом и иным взрослым, находящимся рядом, следующих правил поведения:
- Создание условий для формирования положительного эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях.
- Проявление отзывчивости по отношению к ребенку: в ответ на предложения и просьбы, выражение мнения и потребности, проявление сопереживания и милосердия.
- Похвала ребенка за различные достижения и хорошие поступки.
- Одобрение взрослым проявления ребенком доброго отношения к окружающим: оказание помощи, терпимость, уважение.
- Отрицательное отношение к грубости, агрессии, жадности детей. Взрослому необходимо выражать свое отношение в адекватных формах: показать огорчение, расстройство от подобного поведения ребенка.
- Оказание помощи ребенку в решении различных задач.
- Проявление уважения к индивидуальности ребенка.
- Оказание помощи в решении различных конфликтных ситуаций между детьми.
- Вежливые взаимоотношения с детьми, педагогами, родителями.
- Проявление радости в случаях успеха другого человека, совершения им достижения.
Приемы для развития нравственности
Многие методы нравственного воспитания основываются на нежном и доверительном взаимодействии с детьми. Такое отношение включает в себя взаимное доверие и уважение личности ребенка.
Нравственность воспитывается не только словесными методами, но и наглядной деятельностью. Важную роль играют повседневные бытовые задачи, в которых требуется сделать выбор и совершать поступки.
Преподаватели используют следующие средства нравственного воспитания:
- Творческие средства. Здесь понадобится ознакомление детей с художественным, музыкальным и литературным творчеством. Искусство помогает ребенку осознать и выразить те чувства, которые человек переживает в различных ситуациях, выражая их через сказки, музыку, рисунки.
- Контакт с живой природой, взаимодействие с животными. Примечательно, что зоопарк плохо подходит для реализации воспитания — там животные находятся взаперти, в неволе. Важны выезды с ребенком на природу, в лес, знакомство с флорой и фауной.
- Собственно сама деятельность ребенка — игра, обучение, творчество. Через деятельность выражаются уже сложившиеся ценности малыша.
- Правильное окружение ребенка. Семья — главное средство для воспитания дошкольника. Между мамой и папой не должны наблюдаться оскорбления, ссоры, крики. Ребенок должен быть окружен уважением, заботой, теплотой, любовью — чувствовать эти все составляющие к себе и наблюдать их между родителями.
Содержание нравственного воспитания включает в себя восприятие других людей, самого себя, животных и природы.
Большая вероятность того, что выросший ребенок будет относиться к людям и природе так же, как и относились его родители, когда он был дошкольником.