«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»


Основы правильного плавания в различных стилях

Независимо от возраста, в котором происходит освоение навыка, важно знать: правильное положение тела – горизонтальное с опущенным в воду лицом. Инстинктивно человеку свойственно задирать голову. Но опущенное лицо помогает удерживать баланс и препятствует переутомлению шейных позвонков при длительном нахождении в воде.

Такое положение повышает плавучесть и увеличивает скорость движения при любом стиле. Поэтому, когда вы учите «с нуля», лучше сразу выработать правильное положение, чтобы потом не тратить время и силы на переучивание.

Спортивное плавание выделяет 4 стиля:

  1. Батерфляй. Для детей, которые только учатся, такой стиль не подходит. Он требует больших физических усилий, отлаженной координации действий. Во время движения пловец «пролетает» над водой, делая одновременные махи руками и всплеск ногами, похожий на движения дельфина.
  2. Брасс. Руки выполняют широкие, «раздвигающие» движения, а ноги как бы отталкиваются от поверхности воды.
  3. Кроль на груди. Самый быстрый стиль: руки делают размашистые гребки, а ноги выполняют попеременные махи по типу «ножницы». Большую часть времени лицо пловца погружено в воду. В этом случае вдох происходит на повороте головы.
  4. Кроль на спине. Движения идентичны предыдущему стилю, только пловец находится на спине. Здесь явное преимущество для детей, которым не комфортно опускать лицо в воду.

Если вы не растите профессионального спортсмена, сразу приучать его к какому-то определённому стилю не стоит. В первую очередь нужно отработать дыхание, работу ног и рук.

Как преодолеть боязнь воды?

Если ученик боится воды, не стоит его убеждать в обратном. Для достижения быстрого результата важно, чтобы занятия проходили в комфортной и безопасной обстановке. Родителям стоит направить внимание не на преодолении страха, а на создании ощущения безопасности. Сделать это можно следующим образом:

  • дать возможность привыкнуть к воде. Когда малыш осмотрится, не будет отвлекаться на новые ощущения, стоит рассказать о свойствах воды. Доступным для возраста языком расскажите, что вода при правильном положении тела будет поддерживать его на плаву, «выталкивать» на поверхность. Покажите, что мяч в воде не тонет, объясните, за счёт чего это происходит. Отсутствие страха позволит быстрее достичь желаемого результата;
  • дать почувствовать почву под ногами. Не спешите сразу заводить ученика на глубину. Уровень воды до груди – оптимальный на первых этапах обучения. Предложите будущему пловцу поиграть в игры. Хорошо помогает освоиться в воде упражнение «Фонтан»: колени слегка согнуть, чтобы губы находились в воде. В таком положении следует выдувать воздух ртом, до образования пузырей. Такое занятие непременно развлечёт ребёнка и поможет справиться с тревогой. В дальнейшем можно заходить на глубину, где уровень воды достигает ключиц.

При обучении важно соблюдать спокойствие, не торопить ребёнка, не повышать голос. Родитель должен быть «спасательным кругом», «проводником» на пути к неизведанному. Когда страх воды останется позади, приступают к обучению держаться на плаву. Оттягивать этот момент не стоит, поскольку происходит привыкание находиться в воде, касаясь дна.

Сохраняйте спокойствие и будьте уверенным проводником для ребёнка не только в обучении плаванию, но и в любой другой ситуации. Всегда знайте, где находится ваш ребёнок, и что происходит вокруг него, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему помощь или поддержку. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Игры для обучения детей 3-4 лет плаванию

Игры для развития и обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
Автор: Шинкарева Галина Геннадьевна, инструктор по физической культуре, МАДОУ МАЯЧОК г.Нижний Тагил. В работе инструктора по физической культуре, который проводит образовательную деятельность в бассейне, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Чтобы занятия в бассейне несли не только образовательную функцию, как средство обучение плаванию, но и развитие психических процессов – память, внимание, мышление, восприятие, в своей деятельности использую традиционные и нетрадиционные виды работы. С целью создания благоприятного эмоционального фона, интереса к предстоящей деятельности использую музыкальное сопровождение с разным ритмическим рисунком. Наибольший интерес, отклик и результаты со стороны воспитанников вызывают дидактические игры на воде. В связи с этим разработала картотеку дидактических игр, позволяющих развивать психические процессы и закреплять плавательные навыки. Представляю Вашему вниманию, несколько игр из своей картотеки.
«Зеркальце»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков. Задачи: развивать внимание, зрительную память, мышление; уметь воспроизводить увиденное. Описание игры: дети строятся в круг, выбирается ведущий, который занимает место в центре круга. Держась за руки, дети идут по кругу и хором произносят слова: Ровным кругом друг за другом, Мы идем за шагом шаг Стой на месте! С Димой вместе делай так! После слов дети останавливаются. Ведущий показывает плавательное упражнение, а дети повторяют упражнение. Ведущий выбирает нового ведущего и игра повторяется. Правила игры: все упражнения выполняются одновременно, на задержке дыхания.
«Мы — волшебники»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков. Задачи: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, образную память, наблюдательность, логическое мышление; закрепить умение на задержке дыхания свободно погружаться в воду и выполнять упражнение «звезда»; учить скольжению на воде, совершенствовать работу ног стилем «кроль». Дидактический материал: карточки с изображением морских животных: морской звезды, морского конька, крокодила, краба, рака, рыбы.


Описание игры: инструктор предлагает детям поиграть в маленьких волшебников, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывая карточку с изображением морского обитателя, предлагает изобразить его. Все упражнения выполняются на задержке дыхания с погружением в воду. Крокодил, рак, краб – передвижение по дну бассейна на руках с погружением воду на задержке дыхания (рак – движение назад, краб – движение боком, крокодил – движение вперед). Передвигаясь по дну бассейна на руках, по команде дети делают глубокий вдох и опускают голову в воду. Победитель тот – кто дольше всех задержал дыхание. Морской конек – прогнувшись назад руками взяться за ноги. Морская звезда – лежание на воде, с задержкой дыхания, руки, ноги напряжены, разведены в стороны. Медуза – то же, но руки и ноги расслаблены. Рыбка – скольжение по воде, руки вдоль туловища, ноги работают «кролем». Для усложнения можно предложить проплыть в подводный тоннель (под воду опускается обручь). Правила игры: все превращения выполняем по свистку, глаза руками нельзя вытирать, можно моргать ресницами. Когда дети научаться правильно выполнять все плавательные движения, можно провести вариацию этой игры «Отгадай загадку». Инструктор загадывает загадку, а дети показывают отгадку. 1. На мели сижу, усами шевелю Задом наперед гулять хожу( рак) Я живу на дне морском, сверху панцирь крепкий он, Я — подобен пауку, хожу боком по песку (краб) 2. Вот зеленое бревно, вниз по речке поплыло. Если речка эта Нил, то бревно в ней…(крокодил) 3. Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! Меня не троньте!» Лапки у меня от пуза. Как зовут меня? (медуза
) 4. Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит, и не греет, Потому что не умеет.(
морская звезда
) 5. На лошадку я похожа, И живу я в море тоже. Резво прыгаю, прыг-скок — Зовут меня морской… (
конек) 6. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле я не хожу, И совсем не говорю, Глазки есть, но не мигаю, Крылья есть — не летаю (рыба
)

«Аквалангисты»
Цель: развивать память, наблюдательность, слуховое восприятие, научить погружению под воду с головой и открытыми глазами, развивать умение согласованно действовать с партнером. Описание игры: дети делятся на пары и берутся за руки, одновременно приседая, погружаются под воду, открывают глаза и смотрят друг на друга. Правила игры: погружение выполнять только по команде инструктора, вынырнув из воды не вытирать лицо руками, поморгать глазами.
«Искатели клада»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков. Задачи: развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, погружаться под воду на задержке дыхания. Дидактический материал: тонущие мелкие и крупные предметы разного цвета. Описание игры: дети ныряют и достают предметы со дна бассейна. Варианты заданий: «Подними крупные предметы в красный контейнер, мелкие в синий». «Подними определенное количество предметов». «Подними предмет определенного цвета». Правила игры: нырять нужно на задержке дыхания, под водой открыть глаза, найти один предмет и доставлять в контейнер. Когда дети освоили большую часть плавательных упражнений можно организовать игру
«Танцы на воде»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков. Задачи: развивать воображение, память, внимание, умение определять характер музыки и подбирать движения. Дидактический материал: надувные мячи, обручи, цветы. Описание игры: ставиться задача — подготовить выступление спортсменов синхронного плавания. Дети самостоятельно придумывают совместные движения и плавательные упражнения в зависимости от характера музыки. Правила игры: полная самостоятельность. Использование дидактических игр на занятиях в бассейне способствует знакомству детей с многообразием движений в необычной среде, развитию активности и самостоятельности в выполнении их, развитие творческой направленности.

Рекомендуем посмотреть:

Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания

Похожие статьи:

Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]