Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.


Опыты и эксперименты с бумагой

Опыты и эксперименты с бумагой

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Рисуем круг.

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2

«Вода и бумага»

Потребуется бумажная салфетка и ванночка с водой.

Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 3

«Шуршащая или поющая бумага».

— Может ли бумага издавать звуки, петь?. Для этого опыта надо взять бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.

Опыт № 4

«Склеивание бумаги»

-Для данного опыта нам понадобиться: цветная бумага, клей.

-Что можно сделать с клеем и бумагой? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать?

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 5

«Летающая бумага»

Детям предлагаются разноцветные бумажные салфетки

-Может ли бумага летать?. для этого нужно подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветны салфетки разлетаются по всюду.

Вывод: полоски очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт №6

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения ( альбомный лист, картон, бумажная салфетка), попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт №7

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 8.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 9.

«Бумага гнется»

Детям предлагаются листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

Опыт № 10

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

Цветы лотоса

Вырезаем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закручиваем лепестки к центру. А теперь опускаем разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Танцующее конфетти

Для проведения этого экспаримента нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.

Этот эксперимент вы можете повторять с ребёнком несколько раз, соревнуясь, кто соберет себе больше конфетти. Поэкспериментируйте с материалом, который притягивает бумагу: пластмассовая расческа, пластиковая крышка, линейка и т. д.

Малыша наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

Притягательный воздушный шар

Этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы (будьте осторожны: при частой электризации концы волос секутся) и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Укротитель змей

Для этого эксперимента нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.

Когда все приготовления окончены, берем полистироловую пластину из первого опыта и трем ее о шерсть. Теперь можно говорить любые подходящие слова заклинания и подносить пластину к голове змеи. Будьте уверены, змея послушно прилипнет к наэлектризованной пластине и будет двигаться за вашей рукой. По мере того, как заряд израсходуется, змея упадет на стол, и опыт придется повторять заново.

Сильная бумага

. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Поэкспериментируйте с весом, который сможет выдержать сложенная бумага. Расскажите малышу, что подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Тайное письмо

Берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода (другие опыты с йодом можете посмотреть здесь) и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, малыш сможет прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.

Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.

Обратите внимание малыша на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств (в полиграфии этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

«

«Путешествие в прошлое бумаги»

Очень давно люди писали на бересте. Береста – наружная часть берёзовой коры. В городе Новгороде учёные нашли берестяные грамоты. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами.

Но такой способ письма был неудобным, т. к. свитки бересты занимали много места. Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент.

Позже в Китае придумали рецепт изготовления бумаги. Чтобы узнать, как делают бумагу, нужно отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса брёвна — в основном еловые и сосновые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют и отправляют на варку. Потом древесина попадает в бумагоделательную машину, у которой много-много валиков.

Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. Для изготовления бумаги требуется много деревьев, но от этого страдает природа. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу уже пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.

Где можно встретить бумажные изделия?

Ученические принадлежности,

изделия для отделки квартиры —

обои, коврики,

изделия для дома — салфетки, полотенца, скатерти.

Из бумаги делают фильтры, трубы, коробки, тару для пищевых продуктов, строительные

материалы

.

Бумажные коллекции.

« Раз конфетка, два конфетка» (коллекционирование фантиков от конфет)

«Бумажье» (коллекция разных видов бумаги)

Коллекции открыток, марок, проездных билетов

Коллекции поделок, сделанных в виде оригами, квилинга

«Бубльгум» (коллекция вкладышей жевательной резинки)

Получить текст

Конспект по эксперементальной деятельности в средней группе «Сказка о бумаги»»

Профессор нам принес конверт, что же в нем лежит?

Смотрите здесь у нас сказка, послушаем?

Далеко в бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона),

Листочек (лист бумаги) и Феточка (бумажная салфетка).

И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии.

И вот на их нем пути встретилась Кошечка . Она хотела поиграть снежком но , он очень холодный . Друзья предложили свою помощь кошке .

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь кошечке ?

Опыт: Ребята пробуют сделать снежок из трех видов бумаги.

Опыт № 1 » Сомнем бумагу

«

Предложить деткам смять бумагу, салфетку и картон.

-Ребята что нам легчи всего было сминать бумагу, салфетку или картон? Почему ?

Вывод:

Снежок из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит формы.

Опыт № 2 » Мнется, рвется

«

— Что произошло с листком бумаги, картоном , салфеткой когда мы сделали из него «снежок»?

— А каким они был раньше?

А теперь попробуйте распрямить наш бумажные комочки .

— Стала наша бумага гладкой, какой была?

Мы с вами и узнали, что бумага мнется, но …. не распрямляется, не разглаживается.

По секрету вам скажу, бумага может еще и шуршать. Попробуйте смять листок и повторяйте за мной волшебные слова: ши-ши-ши-бумага шурши!

Послушайте теперь — шуршит?

— Возьмите наш комочек из салфетки потяните его в разные стороны.

— Что произошло?

-Вам трудно было порвать салфетку?

Повторить с картоном и бумагой.

— Что вы сделали с листочком?

Скажите , что вам было легче порвать картон, бумагу или салфетку? Почему?

Вывод:

Значит тонкая бумага легко… рвется, она не прочная. А картон прочный его тяжело порвать.

Спасибо сказал котенок. . Загордился Листочек, что он помог.

Отправились друзья дальше в путь, и повстречалась им лисичка. Хочет она попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь лисичке?

Ребята мы можем сделать стаканчик из бумаги или салфеточки или картона , но нам надо узнать , что из этого материала лучше сможет удержать воду.

-Ребята, а вода у нас какая расскажите о ней?

-Правильно ребята вода мокрая и поэтому мы с вами сейчас проведем опыт и узнаем какая и ваших бумажек

Долго не намокнет.

Опыт № 3 » Намочим бумагу»

Предложить деткам намочить бумагу, салфетку и картон.

Вывод:

: Стаканчик из картона — самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Стаканчик из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Попила лисичка водичку и сказала спасибо и убежала в лес. Зазнался Картоныч!

Отправились друзья дальше в путь. Видят, сидит на пеньке бабочка и громко плачет, а крылышки у нее испачканы грязью. И от этого она не может взлететь, а дома ее уже заждались.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).

Опыт № 3 » Промокнем водичку»

Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.

-Ребята чем удобней вам было вытереть грязь? Почему?

Вывод

: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.

Помогла Феточка бабочке привести свои крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка загордилась, она самая важная.

Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли, они шли, и встретили профессора Шар Шарыча . Пригласил он их к нам в гости. Чтоб мы помогли им .Давайте дети расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей

Вера Гусакова

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей

Что же такое бумага и каковы ее свойства?

Давайте поговорим об этом.

Для человечества важно, распространение и передача различной информации и знаний, поэтому знать, где и когда появилась бумага, очень интересно всем. Бумага представляет собой войлок, толщина которого около 0,2 мм, производят её из растительных волокон, мелко измельчённых.

До создания бумаги блюди пользовались в качестве носителей информации различным материалом:

1. Папирус — применяли в Египте ещё за 4000 лет до нашей эры, использовали обработанные стебли гигантского травянистого многолетнего растения.

2. Пергамент — изготавливали ремесленники Малой Азии с помощью сложнейшей технологии с использованием телячьей кожи. Он отличался большей прочностью, эластичностью и долговечностью.

3. На Руси писали на бересте – берёзовой коре.

4. Древняя история мира содержит примеры письма на глиняных кирпичиках – плитках, деревянных табличках, покрытых воском, для написания на которых использовали палочки – «стили».

Вот и мы с ребятами, решили исследовать, что же из себя представляет бумага и какие у нее свойства.

Опыт 1 «Прозрачность бумаги».

Задачи:

— вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое;

— выяснить с детьми, бумага какого вида обладает прозрачностью;

— развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; изображение кленового листа.

Описание опыта.

Ребята определяли свойство бумаги — её прозрачность. Они выбирали один из вариантов бумаги и рассказывали: как она называется, для чего этот вид бумаги предназначен, как используется людьми. Накладывали выбранный вид бумаги на изображение кленового листа, чтобы определить – обладает данный вид бумаги прозрачностью или нет.

Вывод. Газета, бумажные салфетки, картон, писчая бумага не обладают прозрачностью. Дети через них не смогли рассмотреть изображение кленового листа.

Калька, гофрированная бумага, обладает прозрачностью – через них очень легко можно рассмотреть изображение кленового листа.

Опыт 2 «Прочность бумаги».

Задачи: — развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента; — развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; — расширять знания детей о разнообразных свойствах бумаги; — выяснить с детьми какая бумага обладает прочностью.

Оборудование: бумага разных видов: картон, бумажные салфетки, писчая бумага, обои, гофрированная бумага, газета; ножницы.

Описание опыта. Ребята парами выбирали одинаковый вид бумаги. Один ребёнок разрезал свой лист бумаги ножницами, второй – разрывал свой лист бумаги руками. Во время проведения опыта обменивались впечатлениями – легко или трудно было им выполнять эксперимент.

Вывод.

Бумага легко рвется во всех направлениях, чем толще бумага, тем нужно больше приложить усилий, чтобы её разорвать. Любая бумага легко режется ножницами.

Опыт 3 «Прочность мокрой бумаги».

Задачи:

— содействовать дальнейшему развитию у детей познавательных интересов к окружающему миру;

— формировать речевую и познавательную активность в процессе проведения опытов; — выяснить с детьми, мокрая бумага, какого вида обладает большей прочностью.

Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; ёмкость с водой.

Описание опыта.

Каждый из воспитанников взял себе тот вид бумаги, который вызывает у него больший интерес. Мы намочили лист гофрированной бумаги, и стали наблюдать, что же с ним будет.

Оказалось, что гофрированная бумага очень боится воды и, намокнув, сразу начинает рваться, и ее очень сложно вытащить из воды.

Затем мы проверили на прочность обычный лист бумаги, опустив его в чашку с водой. После того как бумага полностью погрузилась в воду, мы ее достаем и наблюдаем, что бумага без наших усилий рвется в мокром состоянии, тоже произошло и с газетой. Далее наступила очередь картона, он оказался более прочным, и не так быстро размок, как писчая бумага и газета.

Картон оказался более прочной, чем остальные виды бумаги.

Вывод.

Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени, поэтому картон оказался прочнее.

ИТОГ: Чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, разрезать, намочить.

Все виды бумаг мы и помяли, и намочили, и порвали, и резали, и дети остались в большом восторге от такого интересного и познавательного эксперимента. Многое их удивило и поразило!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]