ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУстатья на тему
В данной работе рассмотрено как осуществляется образовательный процесс в ДОУ, его модели и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Дошкольное образование — целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, обретение им жизненного социального опыта.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.
Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Главная особенность организации образовательного процесса в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
В современном мире образование является одним из главных жизненных приоритетов. Для современного человека важно самообразование, уметь совершенствовать свои знания, расширять свой кругозор, учиться самому и передавать свои знания окружающим. Задачей для педагогов дошкольного образования в современном мире, является не только развитие детей, но и формирование у дошкольников познавательной мотивации. При проведении образовательной деятельности в дошкольном учреждении у детей необходимо закрепить желание получать знания, детская любознательность и непосредственность при восприятии информации должна помочь педагогам в развитии и освоении детьми образовательной программы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть включать все образовательные области. Например, формирование элементарных математических представлений происходит посредством художественной продуктивной деятельности, речевой, коммуникативной, познавательно — исследовательской и конечно игровой деятельности. Особенность современного дошкольного образования в том, что непосредственно образовательная деятельность происходит без принуждения детей, у неё нет начала и конца, она может продолжаться в режимных моментах, а так же она вариативна и включает индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Такой подход к проведению непосредственно-образовательной деятельности даёт возможность педагогам творчески подходить к развитию детей, к раскрытию их индивидуальных способностей. У каждого ребёнка есть особенности восприятия информации, одному важно проговорить, чтобы усвоить определённые знания, другому нарисовать или слепить. Каждый ребёнок различно воспринимает и усваивает знания, поэтому развивающая среда в группе должна быть насыщенной и предоставлять возможность детям реализовать свои навыки.
Дети во время проведения непосредственно — образовательной деятельности могут свободно ходить по группе, они не должны сидеть на стульчиках и слушать воспитателя, как это было раньше. Задача педагога удерживать внимание детей и вовлекать их в процесс образовательной деятельности. Если ребёнок отвлекается и мешает другим детям, значит это проблема педагога, необходим индивидуальный подход и предоставить возможность ребёнку заняться тем, чем ему хочется. Например, дети рисуют цифру пять, а кто — то из детей не хочет рисовать, можно предложить сделать аппликацию, слепить из пластилина, сложить из счетных палочек, и так далее, главное, чтобы все дети были вовлечены в образовательный процесс.
Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный момент не желает заниматься каким-либо видом деятельности, то необходимо предоставить ему возможность релаксации. Возможно, ребёнок перегружен эмоционально или по другим причинам не в состоянии в данный момент включиться в познавательную деятельность, с этим ребёнком необходимо провести индивидуальную работу позже, когда он будет готов к усвоению программных задач или предоставить возможность родителям дома закрепить, то что освоили дети в группе.
Детям не надо спрашивать разрешения воспитателя для осуществления какого — либо своего действия, уже с младшего возраста, они могут свободно брать любые необходимые им предметы (краски, кисточки, карандаши, пластилин, игрушки и так далее) и осуществлять необходимые им действия для реализации своих задач. Для этого в развивающей среде группы есть специальные центры: рисования, конструирования, чтения, познавательно — исследовательской деятельности и другие центры развития, которые объединяют детей по интересам. Развивающие центры необходимо оснастить всеми необходимыми материалами и оборудованием. Педагог должен внимательно наблюдать за детьми, изучать их склонности к какой либо деятельности, и обязательно расспрашивать и выслушивать детей для развития речи и коммуникации детей.
Для того, чтобы подготовить детей к познавательной деятельности, можно использовать метод «анонсов», например, вывешивается афиша, где объявляется когда будет «путешествие в лес», «полёт в космос» и другие темы, дети начинают заранее предварительную работу, рисуют на заданную тематику, рассматривают картинки, а так же вовлекают родителей к изучению этой темы, например к прочтению книг соответствующей тематики.
Любая непосредственно образовательная деятельность включает в себя продуктивную, то есть ребёнку необходимо как-то творчески выразить и закрепить новые знания. Показывая свои поделки и рассказывая о них в группе, дети развивают речь и коммуникативные навыки, а так же формируется уважение к достижениям других детей.
Педагоги в дошкольном учреждении помогают формировать самостоятельность мышления ребёнка, и это мышление не должно быть стереотипным, когнитивный процесс у детей не должен быть навязан кем-то, важно, чтобы ребёнок сам пришёл к выводам, раскрыть у детей аналитические, творческие способности, креативное мышление вот главная задача современного педагога.
Педагогам дошкольных учреждений необходимы знания детской психологии и возрастных особенностей детей, чтобы реализовать на практике новую модель образования. Дети старшего возраста свои наглядно образные действия могут выразить посредством речевой деятельности, таким образом педагог может помочь найти решение логических задач или способа творческого самовыражения.
Наглядно действенное и наглядно образное мышление у детей должно полностью реализоваться для дальнейшего умственного развития. Не нужно ускорять искусственно процесс умственного развития детей, важен индивидуальный подход, который, безусловно, сложно реализовать в условиях детского сада. Для дошкольников младшего возраста необходимо манипулировать предметами, а старшим дошкольникам может быть достаточно зрительных образов [3].
Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится непосредственно образовательная деятельность. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры не только предложенные воспитателем, но и придуманные самими детьми помогают постичь любые образовательные программные задачи.
Проектная деятельность позволяет вовлечь детей в познавательную деятельность и освоить различные навыки с интересом, а также задействовать родителей в образовательный процесс. Проектный метод продолжителен по времени и позволяет в полной мере реализовать любые творческие способности детей.
Метод коллекционирования и презентации коллекций, поможет в освоении обобщения и классификации предметов. Выставка рисунков, поделок на заданную тему поможет закрепить освоенные программные задачи. Непосредственно образовательная деятельность должна включать наглядный, практический, словесный методы обучения [3]. Группа детей может быть поделена на несколько малых групп, которые заняты различными видами деятельности, по очереди сменяя эти формы деятельности. Формирование малых групп происходит не воспитателем, а самими детьми по интересам, вмешательство педагога исключительно в конфликтных ситуациях, то есть педагог направляет и организовывает. предоставляя возможность освоить знания непосредственно самими детьми через дидактические игры, рассматривание картин и так далее. Таким образом они оказываются все вовлеченными в образовательный процесс и успевают освоить различными методами познавательные задачи.
Занятий в дошкольном учреждении больше нет, вместо занятий проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД), также в утренние часы. Интеграция всех образовательных областей не исключает выделение ведущей области развития. Дети при этом получают гораздо больше возможностей для расширения кругозора, реализации творческих способностей при этом формируется самостоятельная личность.
Непосредственно — образовательная деятельность направлена на выполнение программных задач, которые состоят из образовательных, развивающих и воспитательных задач. Предварительная работа начинается в режимных моментах, например наблюдение на прогулке, закрепление полученных знаний, навыков, умений так же происходит далее в режимных моментах.
Важной составляющей проведения НОД является доброжелательная атмосфера в группе сверстников, поэтому с детьми старшего дошкольного возраста решаются задачи социализации и коммуникации в первую очередь. Дети не должны бояться проявлять инициативу, ошибаться, оценочное суждение не должно касаться личности ребёнка, педагог должен принимать любые проявления способностей ребёнка в образовательной деятельности как его самовыражение. С детьми младшего дошкольного возраста особое значение для создания положительной эмоциональной обстановки, является одобрение и похвала со стороны взрослого каждого ребёнка отдельно и всей группы в целом.
Составляя портфолио на каждого ребёнка, воспитатель обращает внимание на особенности личности ребёнка, чем он отличается от сверстников, а опытный воспитатель также может сравнить его способности в целом с детьми данного возраста. Индивидуальные особенности развития детей учитываются при использовании парциальных программ в образовательной деятельности. Достижения воспитанников, являются достижениями педагогов в реализации современного подхода в развитии и образовании дошкольников.
Целью непосредственно образовательной деятельности является усвоение детьми образовательной программы дошкольного учреждения, но при этом должны учитываться возможности освоения ребёнком программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Программа дошкольного учреждения должна способствовать развитию личности с учетом психологических и физиологических особенностей детей, способствовать социализации и индивидуализации каждого ребёнка.
Образовательные области должны реализовываться в различных видах деятельности детей. Педагоги должны оказывать поддержку инициативы и самостоятельной деятельности детей, поддерживать доброжелательные отношения во взаимодействие детей со сверстниками, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях, используя формы и методы соответствующие возрастным особенностям детей, вовлекать семьи детей в непосредственно — образовательную деятельность [1].
Основным принципом образовательной деятельности является гуманный подход к процессу образования, дошкольники обладают природным детским любопытством и желанием познания, поэтому навязывать неприемлемую для них форму образовательной деятельности нельзя, необходимо педагогам дошкольных учреждений найти среди многообразия педагогических методов и приёмов наиболее оптимальные для каждого ребёнка.
Таким образом, роль воспитателя в непосредственно — образовательной деятельности сводится к тому, что педагог не учит детей, а предоставляет возможность научиться каким — либо навыкам самим. Дети, делая свои маленькие открытия и гордясь своими достижениями, чувствуют себя самостоятельными полноценными личностями. В этом и заключается самоценность детства как периода познания мира и формирования личности.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html;
2. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/index.php;
3.
Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. Дошкольная педагогика — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://bookz.ru/authors/nadejda-pi4ugina/do6kol_n_680/1-do6kol_n_680.html.