Использование ИКТ в ДОУстатья по информатике на тему
Тема: Педагогические технологии в ДОУ:
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
План.
- Информационно — коммуникационные технологии в образовании.
- Использование ИКТ в ДОУ.
- Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.
- ИКТ в работе современного педагога.
Информационно — коммуникационные технологии
в образовании.
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей-нформатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно — образовательного процесса.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. (Новицкая Н., стр.67)
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно — методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Использование ИКТ в ДОУ.
По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение ИКТ в работе с детьми
дошкольного возраста.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.
Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- систематизация компьютерных развивающих программ;
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
- Детям пяти — семилетнего возраста можно «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
- Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
- Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
- Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
- Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
ИКТ в работе современного педагога.
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.
Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.
Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Список использованной литературы:
- Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
- Интернет–ресурс: https://sad-berezka.ru/index.php/stati/92-interaktivnaya-doska-v-dou
- Интернет–ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/interaktivnye-igry-v-obrazovatelnom-protsesse-dou
Из опыта работы «ИКТ технологии в работе воспитателя детского сада»
«Информационно-коммуникационные технологии
в педагогической деятельности воспитателя детского сада»
Павлей Анна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.
Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.
Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.
Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете и т.п.
Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.
Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой — дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.
Система мультимедийных презентаций — одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD-проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD.
Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим — нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.
Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий — создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.
Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.
Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Наша Родина — Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».
Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.
Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.
«Виртуальная экскурсия» — еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.
Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.
Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.
С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.
Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.
Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.
Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:
- ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- «посещать» крупнейшие музеи;
- прослушивать записи музыкальных композиций;
- активизировать учебный процесс.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:
- Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
- Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
- Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов — появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Задачи:
- Повышать интерес к изучению математики;
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно и с помощью товарищей;
- Уточнить представления в геометрических фигурах; уметь их сопоставлять с предметами соответствующей формы;
- Уточнить знания о цифрах и сопоставлять их с количеством предметов;
- Закрепить знание дней недели, упражнять в назывании их последовательно;
- Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, чувство коллективизма, взаимопомощи.
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Материал:
- Презентация;
- Экран, проектор, мольберт, магниты, магнитные цифры, логические таблицы, игра «Сложи квадрат», заготовки для изображения кораблика, фломастеры, конверт с письмом.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интеграция образовательных областей
: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
НОД:
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель
. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Я предлагаю открыть конверт и узнать, что же там написано.
«Здравствуйте, ребята!
Пишут Вам жители страны «Математики». У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.
Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, надо побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.
Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны «Математики» и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.
Удачи! Жители страны «Математики».
Воспитатель
. Ребята, а вот и карта страны
(Слайд №2).
На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Садитесь за столы. Сейчас мы узнаем, на чём отправимся в страну «Математику».
(Дети садятся за столы)
Воспитатель.
На столах находятся листочки с точками. Если вы соедините точки по-порядку от 1 до 7, то узнаете, на чем мы будем путешествовать.
Воспитатель.
Ребята, что у вас получилось? (Кораблик).
Правильно путешествовать мы будем на кораблике (на слайд №2, появляется анимационный кораблик).
Воспитатель.
Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Сколько островов, куда же нам плыть? Давайте воспользуемся первой подсказкой:
ЗАГАДКА_ПРЯМОУГОЛЬНИК
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник).
Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову (на слайде №2 появляется стрелка к прямоугольнику)
. Тогда полный вперед!
Воспитатель.
Пока мы плывем, ответьте на вопросы:
- Сколько дней в неделе?
- Какой день недели стоит за вторником?
- Который день по счету пятница?
- Сколько выходных дней?
- Назовите все дни недели
Воспитатель.
Вот мы и на острове
(на слайде №2 кораблик подплывает к прямоугольнику)
. Это остров сравнений
(Слайд №3)
. Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки).
Воспитатель.
Правильно. А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы: На каком цветке бабочек больше? На каком – меньше? На сколько меньше? Можно ли сразу легко ответить на этот вопрос? (нет). Что нужно сделать, чтобы ответить точно? (Провести линии между бабочками на разных цветках).
Тогда давайте подойдем к столам и выполним это задание, а Маша выполнить это же задание на мольберте.
Дети выполняют. Далее идет проверка: на слайде №3.
Воспитатель.
Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). Дети получают синий прямоугольник.
Воспитатель.
Что же, пора плыть дальше
(возвращаемся на слайд №2).
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Воспитатель
. Правильно, мы поплывем на остров-квадрат
(на слайде № 2 появляется стрелка к квадрату)
. А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, давайте выполним небольшое задание: из нескольких частей составим квадраты Нам это пригодится в дальнейшем, а сейчас тренировка.
(На столах конверты с игрой «Составь квадрат» (по Никитиным)
Воспитатель.
Вот и остров
(на слайде №2 кораблик подплывает к квадрату)
. Это остров логических таблиц
(Слайд №4).
Подойдите к столам. На столах у вас есть таблицы, но не все клеточки заполнены. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.
(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубой квадрат, возвращаемся на слайд №2).
Воспитатель.
Куда же нам плыть дальше? Послушаем следующую подсказку:
Он похожий на яйцо Или даже на лицо. Вот такая есть окружность — Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал)
Воспитатель.
Правильно, нам нужен остров в виде треугольника
(на слайде №2 появляется стрелка к овалу)
. Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть (проводится физкультминутка, затем дети проходят на места),
(на слайде №2 кораблик подплывает к овалу).
Воспитатель.
Вот и остров «Считай-ка»
(Слайд №5).
Вам необходимо сосчитать геометрические фигуры и поставить к ним соответствующие цифры.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – зеленый овал, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель.
Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:
На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
Воспитатель.
Молодцы!
(на слайде № 2 появляется стрелка к кругу)
.
Пока мы плывем, решим задачку-шутку:
«У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у двух кошек?»
(На слайде №2 кораблик подплывает к треугольнику)
Воспитатель.
Вот и остров «Все по-порядку»
(Слайд №6)
Давайте вспомним известную сказку «Репка». Вам необходимо поставить всех персонажей по-порядку. Кто будет стоять первым? Какой по счету будет бабка? Кто будет третьим? Дети называют персонажей, ставят их на положенное место и называют порядковый счет.
Задание было простым, поэтому нас не пропускают дальше. Нам предлагается самим встать по-порядку и найти свое место согласно номеркам, которые вы возьмете в тарелочке на столе.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель.
Вот еще одна подсказка: Слушаем следующую подсказку: Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).
Воспитатель.
Правильно, и мы плывем к круглому острову
(на слайде №2 появляется стрелка к кругу).
Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:
- Сколько месяцев в году?
- Какие вы знаете весенние месяцы?
- Какие вы знаете летние месяцы?
(На слайде №2 кораблик подплывает к кругу)
Воспитатель.
Мы подплыли к острову фигур
(Слайд №7)
. Посмотрите внимательно на экран и найдите «родственников» данных фигур.
(Дети выполняют задание и получают последний ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель.
Осталась последняя подсказка и последний остров:
(На слайде №2 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)
Воспитатель.
Вот и остров
(Слайд №8)
, на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник.
(Дети выполняют задание, затем проверяем наслайде №9
)
Воспитатель.
Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка
(Слайд №10).
Весёлые цифры и жители страны «Математика» благодарят вас.