Организация целевой прогулки в ДОО
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ В ДОО
Значение прогулки в жизни ребенка.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Прогулка способствует не только физическому, но и умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулка
— это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой являетсяукрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.
Задачи прогулки:
• оптимизировать двигательную активность детей;
• оказывать закаливающее воздействие на организм;
• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;
• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
• развитие детской самостоятельности.
Необходимо отметить, что прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организованна, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на свежем воздухе создает дефицит движений.
В дошкольном учреждении используют разные виды прогулок. Условно их можно классифицировать
следующим образом:
1. По месту проведения:
- на территории участка детского сада;
- за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).
2. По содержанию:
- традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
- тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
- целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
- экскурсия (как правило, музейная): должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
- поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки
по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.
На целевых прогулках дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Целевые прогулки проводят в часы, отведенные для них. Целевые прогулки имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает от повседневных прогулок). Воспитательно-образовательное значение целевых прогулок очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для целевых прогулок зависит от ее задач и возраста детей.
Целевые прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Это основная форма организации детей при ознакомлении с природой. Они могут совместить характер целевых прогулок, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. Проводят целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождаются чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.
Проводятся целевые прогулки в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с образовательной программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения,
но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Выделение объектов для целевых прогулок во многом связано с тем, насколько то или иное учреждение находится по отношению к детскому саду.
В старшей группе центральным объектом ознакомления становится школа. Выпускники ДОУ поступают в СОШ, поэтому детский сад стремиться поддерживать преемственность в работе со школой, проводят совместные мероприятия, целевые прогулки для дошкольников. Непосредственная близость со средней школой, например, позволяет совершать целевые прогулки, совместные праздники с детьми начальных классов, присутствие на проведение 1 сентября торжественного праздника – «День знаний».
На целевых прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Целевые прогулки за пределы детского сада проводятся со старшей и подготовительной к школе группами.
Учитывая физические возможности дошкольников, для целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.
Организация целевой прогулки.
Готовясь к целевым прогулкам, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.
В проведении целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.
Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей я лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.). При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить грибницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.
Перед возвращением с целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру.
Заключение.
Приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться во время целевых прогулок на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.
Список литературы:
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.
Педагогика прогулки
(печатается с сокращениями)
Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную методическую логику.
Организационный момент
включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соответствии с запланированной деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора.
Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность управлять ситуацией прогулки, стоит ввести в обиход «законы прогулки». Приведем некоторые варианты, испытанные на практике:
• «закон сигнала»: если воспитатель три раза хлопнул в ладоши и сказал: «Всем сбор», значит нужно оставить свое занятие и бежать на место сбора;
• «закон круга»: если воспитатель поднял флажок (можно придумать и другой яркий атрибут), значит нужно встать в круг возле него. Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;
• «закон разведки»: младшие школьники отправляются на прогулку и возвращаются с нее, как правило, когда в старшей школе идут уроки. Этот закон требует выйти из школы и вернуться в нее тихо-тихо, как разведчики.
Основная часть
прогулки включает движение детей по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школьников.
Краткое подведение итогов
прогулки на постоянном месте сбора.
Раздевание
детей, гигиенические процедуры.
Если цель и содержание прогулки требуют организации игр, следует позаботиться о площадке. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, оборудовать специальную игровую площадку с беседкой или навесом от дождя, качелями, спортивными снарядами по росту младших школьников, полосой препятствий (разнообразными опорами и «лазилками» — многоярусными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
Как правило, большая часть прогулок проводится в школьном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обеспечивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снарядами спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.
Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьники? Есть несколько вариантов их типичного поведения:
• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;
• они станут творчески переосмысливать знакомую предметную среду двора: осваивать прыжки на старых автомобильных шинах, которые завхоз припас для импровизированных клумб, строить из выброшенных стендов «штаб», разрисовывать цветными мелками стену здания;
• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках…
Сами по себе такие действия детей на школьном дворе естественны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школьном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их внимание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты яркими фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспитателю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать младшим школьникам в расширении границ освоения мира.
Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.
…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Спортивная прогулка.Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а девочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортивный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.
Прогулка-наблюдение.Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов, или конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках.
Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Например, попросить их присмотреться к облакам: какого они размера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природных изменений, формировать навыки жизни в природе, например, учить подбирать по сезону одежду и обувь.
Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощущают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц… Оказалось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчивы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит подумать над этими выводами.
Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению городских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:
— Это же крапива! Жжется!
— Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.
Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одному из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым стволом, раскидистыми ветками.
— Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.
— Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.
Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечатлению. Именно детство — период особой восприимчивости окружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.
После «жмурок» с деревьями дети выбирают себе на поляне дерево-друга. Херрит дотошно расспрашивает: почему ты выбрал именно это дерево, как его зовут, кто его родственники…
Прогулка-практикум.Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.
Прогулка-задание.Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня. Задание младшие школьники получают в виде путевки, например, от Экологического штаба школы или от Совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно. Выполнение задания иногда продлится две-три прогулки. Вот примерные варианты путевок-заданий: л/ «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Узнать и побывать. Начертить план квартала»; v «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказ».
Такая прогулка может стать неожиданно интересной, если взять с собой… фотоаппарат. Не беда, если он будет только у воспитателя. Его дело — щелкать кнопкой, а вот дети, разбившись на группы, будут искать необычные виды в привычных городских пейзажах. А потом можно устроить выставку «Любимый город». В другой раз подобная прогулка с фотоаппаратом понадобится, чтобы зафиксировать «опасные зоны микрорайона»: грязный пустырь, открытые канализационные люки, разбитую автобусную остановку, автомобили на мертвых — без травы — газонах. Фотографии и детские комментарии к ним станут материалом к общешкольной экологической неделе, а младшие школьники получат первый опыт социальной активности.
Прогулка-экскурсия.Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к мемориальной доске или памятнику, к старинному зданию — свидетелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.
Стоит прислушаться к мнению известного петербургского психолога М. В. Осориной, которая на основе своих исследований заключает, что детей следует знакомить не только с историческими достопримечательностями и красивыми уголками города, но и время от времени привлекать их внимание к «изнанке жизни»: дворам, уличным базарам, обветшалым памятникам старины, потому что «признание существования этих мест и хотя бы некоторая степень знакомства с ними также необходимы для того, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в городском пространстве»
Прогулка-поход.Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемещений на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.
Для такой прогулки особенно подойдет игра-поиск.
В качестве примера рассмотрим многократно нами апробованную игру «Операция „Клад»». Она хорошо трансформируется с помощью воспитательного творчества, реальных условий и может иметь бесконечное множество вариантов. Итак, подготовка к прогулке:
• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;
• подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от Кота Матроскина, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты следует заранее спрятать на маршруте поиска), «клада» — набора книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами» (желательно, чтоб61 хватило на всех).
Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от… Кота Матроскина:
Дорогие ребята!
Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.
Объявляю операцию под кодовым названием «Клад»!
Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.
Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!
Ваш друг Кот Матроскин.
По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:
Задание 1. Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь налево, пройдите 40 шагов. Здесь спрятан металлический предмет на букву «Т». В нем — план дальнейшего движения….
…Прогулка-творчество.Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).
Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры, рисовать цветными мелками на асфальте. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выполненной композиции. После прогулки стоит провести выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку и даже «Праздник творчества».
Детское творчество на прогулке способно «разгореться» в совершенно неожиданных, с точки зрения взрослых, условиях. Например, если на школьном дворе окажется привезенная для рембнта куча песка — дети младшего школьного возраста с восторгом примутся мастерить из него крепости, замки, пещеры. Песок — природный материал, который влечет детей не меньше воды. Понаблюдайте за младшими школьниками, играющими в песке, и вы согласитесь, что для них на школьном дворе стоит устроить большую песочницу.
Прогулка-развлечение.Забывать об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организовать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состязания. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже прогулка с развлечением.
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.
(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83 )