Презентация «Трудовое воспитание дошкольника»
Семинар-практикум
«Трудовое воспитания дошкольников»Балдина С.А.РМО разновозрастных групп
Труд
— это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания .А.С. Макаренко.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников
1 . Снижение интереса к труду.
2. Отсутствие желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
5. Авторитарная модель руководства трудовой деятельностью .
Трудовое воспитание дошкольников -это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей , психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии .
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку , осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.
Труд — важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Цель трудового воспитания —
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества(ФГОС ДО п. 2.6)
Задачи трудового воспитания
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности.
Формирование самой трудовой деятельности
ребёнка.
Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания
1
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности:
- воспитание интереса к труду взрослых,
- воспитание уважения к трудящимся,
- воспитание бережного отношения к результатам труда,
- воспитание стремления помогать взрослому.
Задачи трудового воспитания
2
Формирование самой трудовой деятельности ребёнка:
- развитие трудовых навыков детей,
- развитие умения планировать трудовую деятельность,
- формирование общественных мотивов трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания
3
Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:
- воспитание правильного отношения к собственному труду;
- воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности);
- воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда.
Виды труда
Самообслуживание
– это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.)
- Общественная значимость:
— освобождает других от обслуживания себя;
— ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой
деятельности и самостоятельностью.
Виды труда
Хозяйственно-бытовой труд
– это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.
- Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность,
т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
Виды труда
Труд в природе
- Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т.д.
- Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
- Особенности: — результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; — чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; — труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; — даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Виды труда
Ручной и художественный труд
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Содержание — изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:
- изготовление поделок,
- украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.
Формы организации труда
Поручение
обращённая к ребёнку просьба — взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
По форме организации: —
По содержанию (соответствуют видам труда):
индивидуальные — подгрупповые – общие .
— по самообслуживанию — хозяйственно-бытовой -труд в природе — ручной труд
По продолжительности: — кратковременные – длительные
Формы организации труда
Дежурство
предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы
Виды дежурства:
— по столовой (с конца 2-й мл. гр.),
— по занятию (с середины средней группы),
— в уголке природы (в старшей группе).
Формы организации труда
Коллективный труд
общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы
Труд рядом
цель результат
Средства трудового воспитания
- Собственная трудовая деятельность.
- Ознакомление с трудом взрослых.
- Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства).
Результаты освоения раздела ООП
«Трудовое воспитание»
Критерии :
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам .
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Возрастная группа
Развитие трудовой деятельности
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
- самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
- самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
- способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
- проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
- знает, кем работают близкие люди.
3-4 года
Возрастная группа
Развитие трудовой деятельности
самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
• самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
- доводит начатое дело до конца;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
4-5 лет
• владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
• имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.
•
соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
•
доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
•
самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
•
может оценить результат своей работы;
•
самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
5-6 лет
•
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
— бережно относится к тому, что сделано руками человека.
•
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
•
умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
6-7 лет
•
старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
•
ответственно выполняет обязанности дежурного;
•
владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
•
оценивает результат своей работы;
•
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
•
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
•
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
•
бережно относится к тому, что сделано руками человека.
•
радуется результатам коллективного труда.
Спасибо!