Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках
Семинар
«Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках»
Подготовила:
методист
Мельникова А.К.
2018 год
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. В культурных практиках разные виды детской деятельности легко, естественно и быстро интегрируются детьми, сменяют друг друга. Дети действуют индивидуально или в коллективе со сверстниками. Они могут объединяться в малые или большие группы по интересам. Культурные практики детства – мощный инструмент для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают целевые ориентиры согласно ФГОС ДОна этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик? Что может учитывать педагог в организации культурных практик в детском саду?
Под инициативой
мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя склонность к активным и самостоятельным действиям.
Самостоятельность
– обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она — не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому — в остальном инициативу необходимо поддерживать.
Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей, предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Последняя представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность – не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.
В творчестве как основном показателе результативности культурных практик проявляется новизна. Это могут быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется его инициативность, в которой просматриваются самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.
Существуют три особенности в проявлении самостоятельности и инициативы ребенка в ходе культурных практик или различных видов деятельности.
— субъективность новизны и открытий
— дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности. Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку. Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам. Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов;
— развитие творческого мышления
— именно в самостоятельной деятельности ребенок дошкольного возраста в силу несовершенства психических процессов, добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения. Процесс воображения носит сугубо личностный характер: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности. Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Произвольность представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность — это не только выбор деятельности, но и свобода поведения;
— самостоятельность
— позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Понять все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.
У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:
- Организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;
- Создание условий для свободного выбора деятельности детьми;
- Вовлечение детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависит от него, особенно от признания, что ребенок – свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, долгое время «царствовавший» в нашей стране. Не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) — обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Этапы развития самостоятельности:
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. | На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к |
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. | Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи. |
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации(самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок вколлективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. | Третий этап — творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач. |
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основные компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
— стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
— умение ставить цель деятельности;
— осуществление элементарного планирования деятельности;
— реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
Методы и приемы | Аспекты развития |
Игровая деятельность | Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы. Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников. |
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) | Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. |
Трудовая деятельность | Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. |
Экспериментальная деятельность | Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. |
Проектная деятельность | Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания). При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. |
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет — познавательная деятельность;
В 5-6 лет — общение;
В 6-8 лет — образовательная деятельность.
Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже усвоенные знания.
В качестве ведущей культурной практики выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
В образовательном пространстве детского сада культурные практики можно использовать:
- В досуговых мероприятиях;
- Разнообразных ситуациях общения, в которых ребенок может свободно высказаться, выражать свое мнение, придумывать сказки, истории, стихи;
- Коллективной и индивидуальной трудовой деятельности (самостоятельная помощь в уборке игрушек, материалов для занятий, собирании листьев на участке, посадка огорода);
- Музыкальной и театральной деятельности (выражение ребенком собственных эмоций, желание сыграть роль в определенной сказке или рассказе, создание костюмов, придумывание эскизов по индивидуальному видению – все это способствует не только обогащению эмоционального фона, но и самовыражению);
- Режимных моментах. Дети могут самостоятельно готовить материалы к занятиям, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций, изготовления поделок;
- Проведение занятий. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети решают, на каком виде транспорта им поехать. Взрослый на занятии создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и сотрудничества. Для этого можно использовать следующие фразы и предложения: «Ребята, приглашаю вас в космическое путешествие. Кто хочет полететь?», «Посмотрите, какая у меня секретная коробочка. Отгадайте, что в ней находится? А поможет вам загадка», «Ребята, Винни-Пух пригласил нас в гости. Что мы можем ему подарить?», «Ребята, поднимите руку, кто хочет стать ученым-исследователем?», «Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте поприветствуемдруг друга необычным способом!», «Ребята, я сейчас раздам вам веселые сапожки, давайте их наденем и поприветствуем друг друга вот так…». Такие приемы помогают стабилизировать эмоциональное состояние детей, дают выбор и организуют на занятия.
Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по 2-3 человека. Такая форма работы может проводиться по интересам, способностям, т.е. по замыслу детей.
Использование разнообразных форм работы в течение дня способствует проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
При организации педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе образовательной деятельности. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что, если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце ОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:
1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от чрезмерного высказывания оценок и критики в адрес ребенка. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.
8. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
10. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
11. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
12. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
13. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках
Культурная практика (вид детской деятельности) | Проявление самостоятельности | Проявление инициативы | Взаимодействие ребенка и взрослого | Целевой ориентир по ФГОС ДО |
Игровая | Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры как способ развития нравственного и социального опыта | Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр | Использование ролевой игры как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре, без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта | Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением |
Экспериментирование | Поиск нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений | Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи | Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка | Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения |
Продуктивная | Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации | Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне | Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений со взрослыми | Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания |
Проектная | Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка | Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни | Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности | Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории |
Манипулирование с предметами | Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения | Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности | Взрослый рассматривается как основной источник информации | У ребенка развита мелкая и крупная моторика |
Трудовая | Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок | Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда | Совместный труд со взрослыми и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия | Обладает знаниями о социальном мире |
Особенности проявления самостоятельности и инициативы детей в культурных практиках
Особенность | Характеристика |
Субъективность новизны и открытий | Дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности. Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявления эмоциональности, присущие конкретному ребенку |
Целенаправленная и увлекательная деятельность | Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам |
Развитие творческого мышления | Именно в самостоятельной деятельности ребенок в силу несовершенства психических процессов добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения, которое носит сугубо личностный характер, и его результат – формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности |
Этапы развития самостоятельности
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. | На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к |
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. | Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи. |
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. | Третий этап — творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач. |
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Такой социальный заказ не случаен, он объясняется особенностями экономической ситуации в стране. На сегодняшний день у нас с вами — рынок труда. А что это значит? Это значит, каждый сам в ответе за то, как он представит себя на этом рынке труда и будет ли он востребован. Учитывая то, что научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – постоянно развиваться. Поэтому и основная цель сегодняшних стандартов – научить учиться. То есть знаниевая модель, которая у нас была, должна переродиться в компетентностную.
Напомню, что в государственных стандартах ДО на этапе его завершения одним из целевых ориентиров предусмотрена возрастная характеристика возможностей детей – «уметь проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, продуктивной деятельности, общении».
То есть, мы с вами тоже получили социальный заказ от государства – воспитать самостоятельного, инициативного дошкольника.
Что же такое самостоятельность, и когда ее начинать развивать?
М. Монтессори рассматривала самостоятельность как биологическое качество человека. Считала, что природа дала людям возможность развивать ее для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
В современной педагогике самостоятельность рассматривается как одно из качеств социально компетентной личности, как основа формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, самовосприятие, самоизменение, саморазвитие. По большому счету самостоятельность ребенка является основой формирования всех ключевых компетенций. Неспособность ребенка к самостоятельной активной деятельности ведет к невозможности приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных компетенций, т. е. ведет к социальной незрелости. Именно через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:
- Первая ступень — когда ребенок действует самостоятельно в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
- Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Маша без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
- На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
1. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
2. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева). Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
3. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
5. И высшая ступень развития самостоятельности — Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:
- стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей: умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение поставить цель деятельности: сознательность действий умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- осуществить элементарное планирование: умение понять цель работы, предвидеть ее результат;
- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели: умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач: умение переносить известные способы действия в новые условия.
Это те умения, которым мы должны научить детей.
Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок, умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого из детей и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Главные принципы, которых можно придерживаться при развитии самостоятельности и инициативности, следующие:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок имел возможность видеть досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ высказывать сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно и самое главное, понимать, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Принцип целесообразности. Допустим, не стоит просить ребенка класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
3. Максимально конкретная и понятная формулировка просьбы. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
4. Важно объяснение ребенку смысла и конечной цели выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: успеем застать машину с продуктами или подольше поиграть в песочнице; быстро разденемся, успеем поиграть с конструктором или дочитать нашу сказку.
5. В ситуации, когда мы для чего-то организуем детей, а кто-то из них ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, можно попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите его посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми (лепкой животного, рисованием самолета и т.д.). Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения!
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста — игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
В чем конкретно может проявляться инициативность дошкольника:
- в создании сюжетов и организации совместных игр,
- в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов),
- способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.
Как взрослый может помочь развитию детской инициативы при организации детьми с/р игры? Расцвет с/р игры приходится на средний дошкольный возраст. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:
- организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
- эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.
Что касается организованных наблюдений, тут все понятно: это наши целевые прогулки, экскурсии, беседы о труде взрослых и т.п. А вот эпизодические целевые воздействия предполагают совместную игру воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Например, не просто доктор, а главный доктор, который может и к м/с обратиться с поручением, и с больным повзаимодействовать, и к доктору на приеме с вопросом обратиться. Или: мастер по ремонту машин может и с «коллегой» «поговорить», и с тем, кто машину бензином заправляет, и в кассу заглянуть по какому-нибудь делу.
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
Обогатить ролевое поведение можно:
- путем внесения новых атрибутов в игру детей;
- можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру. Или игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; а взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. При этом сюжет игры не рассказывается детям предварительно, а игра начинается сразу после предложения ребенку основной роли, которая, по мнению воспитателя, обязательно должна привлечь ребенка.
Инициативность наиболее ярко проявляется так же и в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра же, как педагогическая форма (организованная воспитателем), способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры, она не может обеспечить развитие. Использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Поэтому только при поддержке спонтанной игры, ее обогащении, обеспечении игрового времени и пространства возможно развитие детской инициативности, а значит и – формирование целевых ориентиров.
Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
Светлана Шалдина
Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Колокольчик»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ТЕМА: ««Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте
в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений.
Задачи:
• Проанализировать эффективность используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в ДОУ;
• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы;
• Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы, с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме;
• Представить опыт педагогической деятельности.
составитель: воспитатель
старшей группы «Росточек»
Шалдина Светлана Николаевна
г. Аткарск 2022г.
1. Добрый день дорогие коллеги, я Шалдина Светлана Николаевна воспитатель Детского сада №2 «Колокольчик»
.
Тема методического семинара «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО».
2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования»
, в Законе Российской Федерации
«Об Образовании»
сформулирован социальный заказ государства — системе образования — воспитание
инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольногоучреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы»
основным принципом, которого является — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником
(субъектом)
образовательных отношений, по
поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.
4. В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
;
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.
5. Целевые ориентиры, по поддержки детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п. 4.6:
проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
Все виды детскойдеятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
игра способствует развитию активности и инициативы;
в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:
6. Что такое детская инициатива?
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью
7. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка
8. Формы работы с детьми для развития детской инициативы
• Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
– это занятие;
• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей — это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;
• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы
9.Условия для разных видов деятельности детей:
• ППРС должна быть разнообразна по своему содержанию
• Учет индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы
•Стиль общения в группе: демократичный доверительный партнерский
• Умение детьми делать выбор, определять сферу деятельности
• Инициативный замысел ребёнка.
10. Наш детский сад работает по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга»
авторы: С. Л. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева Москва Просвещение 2016г. И учебно –методическим комплектом к ней, которые
соответствуют всем требованиям ФГОС ДО
Программы «Радуга»
охватывает все предусмотренные
ФГОСДО образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.
11. «Радужные малыши»
— дети 3-5 лет
«Я сам»
,
«Любознательные почемучки»
проявляют
инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А дети старшего дошкольного возраста 5-8 лет «Уже большие»
,
«Мечтатели, помощники»
— свою
инициативу проявляют во всех видах деятельности – общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
12. Работая по программе «Радуга»
, ориентируюсь на следующие подходы
поддержки детской инициативы:
• Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
• Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
• Личностно-ориентированный и субъектный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
13. Как проявляется детская инициатива детей в ДОУ?
Познавательное развитие — это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ»
. Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать. Как быть педагогу в такой ситуации? В образовательной ситуации
«Мы в космосе»
, я рассказала о Солнечной системе и ее планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.
Стеснительный Олег стал интересоваться профессией «Космический полицейский»
. Я могла бы сказать, что нет такой профессии, но решила
поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Олег стал более раскрепощенным, активным, общительным. Вечером поделился с родителями, о выполнении ведущей роли «Космического полицейского»
в игре
«Путешествие на Марс»
.
14. В группе Кирилл увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Он стал играть с ней, выполняя статистические упражнения (коза, собака и др.)
. Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Я,
поддержав инициативу детей, разыграла совместно игровую ситуацию «Тени на стене»
, где дети приняли активное участие. Во время прогулки я решила
инициировать эту ситуацию, провести эксперимент «Солнечный зайчик»
— познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность. Таким образом, я, не только
поддержала инициативу детей, но и включила её в непрерывно- образовательную деятельность. Я, познакомила детей с одной из разновидностей театров «Теневым театром»
. В пятницу мы показали малышам теневой театр, так как одной из традиций по программе» Радуга» является
«Театральная пятница»
. Русскую народную сказку
«Заюшкина избушка»
дети выбрали сами для театрализованной деятельности. Дети вовлеклись в этюдную
работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его
15. Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера. Ангелина в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Её деятельность привлекла внимание сверстников. Я поддержала инициативу Ангелины и ребята очистили растения от старых листьев и пыли.
Готовясь к фестивалю «Аткарские розы»
привлекли родителей к посадке роз на участке
детского сада. Дети увидев это проявили инициативу и выразили желание, участвовать в посадке, а в дальнейшем и уходе за ними. Они чувствовали ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.
16. Приоритетной сферой у детей младшего дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Я привлекла внимание детей плачем куклы, задала вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет.Дети выдвигали свои версии ответов: кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего»
, кто строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была
поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
17. В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию — дети работали в ИЗО студии.Раскрашивали фартук для мамы: делали фон, должны были расписать элементами народных мотивов. Ребята принялись за работу. Настя украсила фартук – гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. На вопрос сидящий рядом Маргариты «Почему, на фартуке изображены мячи и гантели?»
.Настя ответила:
«А моя мама- спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук»
. Я похвалила девочку и предложила вечером, всем продолжить
работу по своему творчеству и инициативе, т. е. расписать фартук кто как хочет.
18. В физическом развитие — моя задача заключается в том, чтобы научить детей, самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
19. Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую)
.
20. Таким образом развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного — образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе как требует ФГОС ДО
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики.
Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
21. Литература.
• Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Радуга Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.М: Просвещение 2016г
• УМК программы «Радуга»
М: Просвещение 2016г
• Л. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
• С. Н. Николаев «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
;
• Л. В. Ковинько «Ознакомление дошкольников с неживой природой;
• Л. Ф. Малышевский «Естествознание (воздух, вода, огонь, земля)
;
• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
;
• Н. Н. Поддьяков «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
и др.