Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Проект «Большие права — маленькому гражданину»
Уважаемые жители «Пед-копилки», хочу предоставить Вашему вниманию мой опыт работы по правам ребенка.
«По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шла малышка знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете» Права детей сегодня стали «модной» темой, наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Начав работать по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи: -изучить литературу, документы по данной теме, -познакомить родителей с правовыми документами, с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, дать представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей, — познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека и их правами. Всю свою работу планировала в три этапа: 1. познакомиться с документами, изучить материал. 2. спланировать работу с детьми. 3. работа с родителями. Изучив литературу, документы, выяснила для себя, что права детей – это свод прав, зафиксированных в международных документах по правам детей. К основным документам относятся: -декларация прав ребенка -конвенция о правах ребенка -всемирная декларация Декларация – это официальное или торжественное заявление. Конвенция – это договор, соглашение, в котором прописаны нормы образующие для сторон. 20 ноября принято считать днем правовых знаний. И далее идет перечень прав ребенка, которые включены в конвенцию. Потом я подготовила игры, подобрала соответствующую литературу, и начала работу с детьми.
Начали с ознакомительной беседы, рассмотрели картинки, выяснили, какие права существуют, и какие есть у нас, детей. Наметили, с какими правами бы хотели познакомиться подробно. При знакомстве с «правом на имя» провела беседы: « Что означает твое имя», «Мое полное имя», провели конкурс «Мое имя», где каждый ребенок, совместно с родителями, сделал визитную карточку своего имени, играли в игры «Ласковое имя», «Узнай по голосу», «Имя растет».
При знакомстве с «правом на жилье» провела беседы «Дом в котором ты живешь», «Мой дом – моя крепость», поиграли в игры «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в моем доме», прочитали сказку «Три поросенка», «», провела конкурс рисунков «Мой дом».
Знакомясь с «правом жить в семье» поговорили о том, как заботится о своих близких, как помогать им. Дети рассказали о своих семьях, как отдыхают. Совместно с родителями были оформлены семейные фотоальбомы. Провела конкурс рисунков «Моя семья». Играли в игры «Дочки – матери», Моя семья». Домашним заданием было сделать семейное дерево.
Всю работу закончили итоговой викториной «Большие права – маленькому гражданину», вспомнили сказки, загадки, поиграли в игры, При работе с родителями первым этапом было использование наглядной информации. Проведено родительское собрание по данной теме. Чтобы выявить уровень педагогической культуры провела ряд анкет – опросников: «Какой ты родитель», «мое отношение к наказаниям». Использовала папки – передвижки. Активность, выдумку и творчество родители проявили при выполнении домашних заданий: «семейное дерево», рисунки «моя семья», «составление семейного фотоальбома». Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками. Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Исследовательский проект в подготовительной группе Занятия со старшими дошкольниками 5 — 7 лет. Проект одного дня Проект в средней группе «Грибы-грибочки»
Похожие статьи:
Развитие коммуникативных навыков в проектно — исследовательской деятельности у дошкольников
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»
Цель: закрепить в детях знания о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, хорошее питание, образование и медицинское обслуживание.
Материал: кубик с фотоиллюстрациями по правам детей.
Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые показаны на картинке.
Прогресс игры: Дети встают в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик друг другу в руки. Когда звучит сигнал, ребенок, получающий кубик, смотрит на свое изображение и говорит о правой стороне ребенка, которая изображена на нем. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переработаны все иллюстрации.
Сценарий досуга в подготовительной группе «О правах ребёнка — играя»
Свободное время по юридической тематике в подготовительной группе. Сценарий досуга в подготовительной группе «На правах ребенка – игра» с презентацией.
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных идей. Развивайте умение рассуждать, сравнивать, делать выводы. Воспитать чувство собственного достоинства и уважение к другим. Материал: Демонстрация: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка»; персонаж Баба Яга; Домик Бабы Яги (хижина) бумажный цветок “Права ребенка”; мяч; музыкальное оформление: аудиозапись голосов лесных птиц. Доставка: каждому ребенку – подушка – «думка», дидактическая игра «У каждого есть права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Воспитание», «Любовь и забота». В групповой комнате есть место для подвижных игр, где находится домик Бабы Яги, обтянутый белой тканью (перед ним расставлены подушки, сбоку расставлены цветы). Учитель: Я рад встретить тебя. Сегодня познакомимся с замечательной книгой. Это называется «Права ребенка» (показывает). Эта чудесная книга научит вас правам детей.
Появляется Баба Яга. (может быть кукла или роль взрослого)
Баба Яга(берет книгу у учителя) Мала, ты все еще имеешь право учиться! И я прочитал эту книгу. (идет на открытую игровую площадку, прячется за своей хижиной). Учитель: Что ж, Баба Яга! Он взял нашу книгу, и он это сделал! Что мы собираемся делать сейчас? (ответы детей) Что ж, давай свяжемся с ней и вернем нашу книгу. Дети и педагог переходят на открытую игровую площадку. Воспитатель (указывая на накрытый белой тканью дом). За этой заснеженной горой в лесу живет Баба Яга. Преодолеть гору сложно, но волшебные облака нам помогут. (указывает на подушки). Садись быстро и лети! (Дети садятся на подушки) Мы будем летать очень быстро, поэтому закрой глаза, чтобы они не промокли от ветра, давай взлетим! Держись за облака. Почувствуйте, как быстро мы летим! Гора уже позади.
Что еще почитать: Занятия на основе авторской дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Загадки флоры цветов»
Включает диктофон с птичьими голосами. Медленно увеличивая звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги. Воспитатель. Ты слышишь? Поют птицы. Летим в лес. Мы открываем глаза. Высаживаемся на поляну. Вот изба Бабы Яги. (Дети встают с подушек и приходят домой). В глухом лесу есть избушка На куриных окорочках на опушке. Он находится в двух шагах от леса, где живет бабушка Яга. – Постучим? (Появляется Баба Яга)
Баба Яга: Кто они? Зачем они приехали? Я не жду гостей. Учитель (выключает диктофон). О Баба Яга, как ты злишься, какой у тебя грубый голос и твои враждебные слова. Ты даже птиц своим криком напугал. Баба Яга. Хватит говорить! Почему ты пришел? (Ответы детей) Учитель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать книгу, которую ты у нас украл. Баба Яга. Он ничего не украл у вас, он просто взял это. У вас нет прав на эту книгу. И только дети и внуки Царя Султана и Соловья-вора могут рассчитывать на все права, написанные в книге. А также детей, которые верят в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и тот же цвет кожи, что и у Бабы Яги, и в которых вы верите. Итак, Баба Яга, вы ошибаетесь, верните нам книгу! Баба Яга. Ой ой! Шикарная вещь! Давай давай! иди ко мне сюда, ты, номер один. Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно говоришь с детьми? Ведь у них есть название, у каждого свое. Баба Яга: Имена? Зачем давать им имена, если дети еще маленькие? С цифрами тоже справятся. Воспитатель. Вы согласны с тем, что все дети одинаковые? (Нет) Докажите это Бабе Яге. (У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок блондин, с карими глазами, с веснушками. Он очень веселый и подвижный. И т.д.) ну, Баба Яга, мы вас убедили? Вы согласны с тем, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? Дидактическая игра «Все имеют права» Пальчиковая гимнастика «Одинокая бабка Ёжке» Одинокая бабка Ёжке. Рядом с ней сова и кошки, и куриные ножки она тоже не любит. Все боятся с ней встречаться, не хотят сидеть в духовке. Бабушка недоумевала, как привлечь гостей? Ей не понравится черт, и она пошла бы заниматься спортом, а соседей пригласила бы на чай с пирожным. А потом куриные ножки танцевали на дорожке, И сова, и кошки подпевали гостям. /К. Стрельник / Баба Яга: Что ж, я признаю, что ты имеешь на это право. Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, и эхо нам поможет. Сидячая игра «Эхо» Дети встают в круг, поочередно произносят свои имена и передают мяч друг другу, остальные хором повторяют их. Воспитатель. А теперь, Баба Яга, пожалуйста, верните нам книгу, чтобы мы узнали о правах других детей. Баба Яга: Я верну его тебе, если твоя мама будет работать на кого-нибудь в библиотеке. Учитель: И почему? Баба Яга: Поскольку только дети библиотекарей имеют право читать книги, только дети строителей могут жить в домах, а дети врачей находятся под присмотром. Учитель: Ну ты сказал! Дети, как вы думаете, правильно ли то, что сказала Баба Яга? (Детские ответы). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, еду, заботу и образование. (Раздайте жетоны – символы «Дом», «Лечение», «Воспитание», Баба Яга идет к себе домой)
Что еще почитать: Игры в раннем и младшем дошкольном возрасте
Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Бабу Ягу. Может, она делает плохие поступки, потому что ее никто не любит, никому до нее нет дела. Ведь каждый имеет право на любовь и заботу. Вы все имеете на это право. Никто даже не поздравил Бабу Ягу с днем рождения. Давай сделаем это. Собираем цветок по лепесткам и дарим ему в подарок. Подвижная игра «Собери цветок»
Собирают цветы, стучат в дверь хижины. Выходит Баба Яга. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, спасибо, Учитель. пора нам вернуться. Оседлайте свои облака и летим домой. Баба Яга: Ждать! Получите свою книгу. Я тоже способен на добрые дела.
Воспитатель:Спасибо, Баба Яга. Приходите. У нас есть много других интересных книг и игр. Пока мы не встретимся снова! Баба Яга. Пока мы не встретимся снова! Спасибо за приглашение, обязательно приду. Воспитатель. Все в порядке? Давайте летать! Не забудьте закрыть глаза.
(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, набрасывает тряпкой дом Бабы Яги. Баба Яга уходит.) Понравилась поездка? Что понравилось больше всего? (Детские ответы). Какие права вы узнали о своих правах сегодня? (Жетонные ответы детей – символы)
Молодцы, вспомнили о своих правах. Мы еще встретимся с этой книгой, которая познакомит вас с другими правами. Спасибо вам всем. Мне было очень приятно и интересно быть с вами.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
Цель: закрепить в детях знания о великих правах ребенка. Учите детей понимать свои способности, следуя определенным правилам, правам. Способствовать негативному отношению к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Поощряйте желание быть честным.
Материал: красные и зеленые кружочки с изображением детских лиц, разноцветные лепестки, на которые наклеены изображения, изображающие права ребенка на хорошую жизнь или их нарушение.
Правила игры: игроки должны разместить лепестки вокруг зеленого круга, на который наклеены изображения, представляющие права ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного круга расположить лепестки, представляющие нарушение прав ребенка ребенок.
Прогресс игры: В игре могут участвовать двое и более детей.
Вариант 1
На столе в центре ставят 2 кружка (зеленый и красный), а лепестки на столе располагаются с изображением на столе. Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: права ребенка защищены или нарушаются. Если на лепестке изображено изображение защиты прав ребенка, оно располагается вокруг зеленого кружка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красного кружка. Игра заканчивается, когда собираются оба цветка.
вариант 2.
Играют двое детей. Ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого изображены изображения защиты прав ребенка, второму ребенку – изображения нарушения прав ребенка. Побеждает игрок, который первым сочинит цветок.
Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»
Цель: закрепить у детей знания о правах маленького ребенка. Улучшите навыки чтения. Развивайте мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.
Материал: части «цепочки»: одни – графическое изображение прав ребенка, другие – словесное объяснение графических изображений.
Правила игры: для словесного разъяснения прав ребенка дети выбирают картинки с графическим изображением, поясняя их содержание, формируя цепочку. Наоборот.
Прогресс игры:
Вариант 1
Поставщик или ребенок читает устное объяснение прав ребенка на части цепочки. Дети находят подходящую графику, соединяют кабелем и рассказывают о праве ребенка, которое на ней изображено.
Что еще почитать: Игры — тренинги как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
вариант 2:
Дети выбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью учителя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяются шнурком. Выигрывает тот, кто быстрее всех соединит цепочку.