Для начала нужно самому для себя ответить на вопрос — действительно ли готов маленький ребенок учиться танцам. Большинство детей реагируют на звуки музыки с радостью и энтузиазмом. Движения под музыку — это отличный способ развить у детей понимание танца и понимание музыки.
Несмотря на то, что Ваш ребенок может казаться готовым к обучению, большинство школ танцев требуют, чтобы детям исполнилось не менее трех лет. Занятия для детей возрастом от трех до пяти лет танцевальные классы обычно называют «творческим движением» или «подготовительными» уроками. Многие школы предлагают уроки танцев «мама и я», предоставляя родителям возможность посещать занятия со своими детьми.
Если родители хотят познакомить своего малыша с музыкой и танцами, им не стоит стесняться записываться на профессиональные занятия. Приложив немного фантазии и творчества, можно создать веселый и стимулирующий урок танца, не выходя из собственной гостиной. Следующие идеи помогут ребенку развить мелкую и грубую моторику, поскольку он или она будет балансировать, прыгать и двигаться. Стоит включить забавную музыку и показать своему ребенку простую танцевальную терминологию с базовыми положениями ног, рук и тела.
Упражнения для малышей
Растяжка
Большинство малышей удивительно гибки. Поскольку гибкость уменьшается с возрастом, обучение ребенка растяжке своего тела в раннем возрасте может побудить его сохранить гибкость и в будущем.
Простые растяжки для малышей:
— касания пальцев ног: нужно показать, как сидеть на полу и тянуться к пальцам ног (при этом колени не должны сгибаться); — разгибание ног: нужно показать малышу, как лежать на одном боку и удерживать одну ногу в воздухе (не сгибая колени и вытягивая «носочки»); — раздвигание ног: попросить малыша сидеть на полу с раздвинутыми ногами в положении ноги врозь (при этом не нужно форсировать достижение идеального шпагата).
Скачки и прыжки малыша
Малыши любят «вызовы». Поскольку прыжки и скачки — это навыки, чтобы освоить их, ребенку наверняка понравится пытаться оторвать ноги от пола.
Креативные идеи для прыжков:
— дружелюбные лягушки: нужно сказать ребенку, чтобы он притворился лягушкой и попрыгал по комнате на четвереньках; — детеныши: пусть ваш ребенок представит, что он кенгуренок, при этом нужно продемонстрировать ему, как подпрыгивать с пола обеими ногами; — попкорн: пусть ребенок представит, что он — зерно попкорна, которое вот-вот лопнет внутри микроволновки. Нужно сосчитать до трех вместе, а затем начать прыгать вокруг, как свежеиспеченные кукурузные зерна.
Учимся маршировать
Если малыш любит топать ногами, нужно показать ему, как ходить подобно солдату. Марширование — это одно из ранних навыков, которым обучаются на уроке для начинающих. Пусть ребенок сосредоточится на том, чтобы поднимать свои ноги как можно выше.
Учимся тянуться
Подняв высоко руки ребенка, можно научить его тянуться и «удлинять» свое тело. Нужно поощрять его держать так руки как можно дольше.
Творческие примеры упражнений:
Деревья на ветру: можно сказать ребенку, чтобы он имитировал дерево, раскачивающееся на ветру, продемонстировав ему, как можно поднять руки высоко над головой и покачиваться взад и вперед. Цветочный сад: пусть ребенок представит, что он цветок, который должен расти и цвести в саду. Когда восходит солнце, его лепестки раскрываются, а стебель тянется к небу. Пусть руки будет листьями, высоко поднимающимися и тянущимися к небу.
Консультация «Обучение танцам дошкольников»
Пришел как — то человек к мудрецу и сказал ему: «О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи красоту от безобразия. Научи меня радости жизни.» Подумал Мудрец и… научил Человека танцевать.
Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.
Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.
Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.
Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Виды танцев
— танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
— свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
— комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
— народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
— характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
— детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
Создание детских танцев
Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
Методические приемы
Метод показа: вовлекающий показ (совместное исполнение движений), опережающий показ, фрагментарный показ.
Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа.
Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
Слова –символы, обозначающие движения: «солнышко», «домик», «мячики», «хвостики».
Жесты с проговариванием слов, которые раскрывают значение этого жеста: «почему вы тут сидите»…
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Разметка зала. Схемы-карточки.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
Показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы.
Основные действия педагога на первом этапе обучения:
- объяснение;
- выразительное исполнение;
- показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.
На втором этапе обучения в результате активной работы педагога и детей (небольшими группами и индивидуально) происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.
Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания, использует подготовительные танцевальные упражнения.
Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки, поощрять.
Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).
На третьем этапе ставится задача довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни. К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагаются в порядке последовательности от простых к более сложным.
Этапы разучивания упражнений:
1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение. 2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по
частям сначала под счет, затем под музыку. 3. Показ ребенка, освоившего это упражнение. 4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях. 5. Оценка выполнения упражнения детьми.
Танец — импровизация
Танцевальная импровизации – это способ развития творческих способностей и воспитания в дошкольниках творческого начала. Для детей свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Подобные упражнения должны выполняться детьми на занятиях в течение всего года.
«Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие.
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов и опыта, и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, то, что присутствовало в древних культурах, основанных на идее «единства с природой» — Гришон А.Е.
Ощущения свободы тела способствуют развитию способности к импровизации.
В занятиях с дошкольниками можно выделить несколько направлений развития способности к импровизации:
1. Ощущение «тела».
2. Общение с партнером — партнеринг.
3. Осмысление движения в творчестве: рисунок, поделка….
4. Набор движений для создания базовой основы к импровизаци.
На подготовительном этапе танцевальной импровизации неоценимую помощь оказывают музыкальные этюды, например из методики Е. Горшковой «От жеста к танцу» («Встретились», «В лесу», «Давай дружить», «Секрет»). А также этюды на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера, на тренировку отдельных групп мышц М. Чистяковой из еѐ книги «Психогимнастика». Например, такие как «Штанга», «Сосулька», «Каждый спит», «Разное настроение», «Часовой», «Страх» и др. В них дети с интересом учатся общаться друг с другом с помощью языка движений, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.
Полезно использовать коммуникативные, характерные и сюжетные импровизации со стихотворным или прозаическим сопровождением.
Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций (Танец Бриске «У меня, у тебя», диск Железновых: «Карлики и великаны».)
Характерные танцы: какого-либо персонажа (Железновы «Три медвежонка»).
Логоритмические упражнения: «Кошкин дом», «Надувала кошка шар».
Затем, когда дети привыкают к подобного рода заданиям, свободно и непринужденно импровизируют, проявляют творческую самостоятельность и активность, можно вводить свободные импровизации с предметами (Бриске танец с обручами «В деревню к бабушке»: солнышко, шляпка, юбочка, домик.)
Главное требование к танцу-импровизации — каждая импровизация исполняется только один раз, так как, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.
Игра «Части тела». Изучаем части тела. После знакомства, дается задание подвигать (потанцевать) определенной частью тела. Движения построены на импровизации. На следующей стадии игры задания усложняются: добавляется скорость, динамика движения.
Упражнением «Зеркало». Дети смотрят в зеркало, «строят гримасы» развивая мимические мышцы, затем задание усложняется, эти мимические ощущения ребенок должен передать, не глядя в зеркало. Тем самым развиваются внутренние ощущения. Вариант усложнения игры: дети становятся парами: один изображает зеркало, второй отражение. Задача, добиться неузнаваемости зеркала и отражения.
В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.
Игра «Партнеринг». Дети становятся в пары (предварительно педагог наблюдает кто как с кем контактирует), один в паре закрывает глаза, полностью доверяясь своему партнеру, который ладошкой подает импульсы в спину партнера, направляя его движение. Задача второго -провести партнера без столкновений, первого -полностью довериться партнеру.
Прием «Представь, кто ты». Дети закрывают глаза. Педагог дает задание представить себя птицей. Рассказ о том какая это птица, помогает ребенку представить её в своем воображении. Затем представления необходимо показать в движении. Наблюдательность за явлениями природы, побуждает фантазию и двигает к импровизации. Необходимо чаще давать задание: понаблюдать за явлением, животным, предметом, а затем на занятии рассказать об этом.
Игра «Слово Действие». Педагог называет качество движения. Например: дерево качается (покачивание), сладкая тянучка (растяжка), скручиваем рулет (скручивание), опаздываем (ходьба, бег). Усложнение упражнения заключается в самостоятельном сочинении историй на основе полученного опыта. Освоение приема расширяет кругозор ребенка.
Игра «Молчанка» требует наличия небольшого опыта движений. Цель: внимательно следить за сменой движений педагога, который молчит и делает их в продвижении по залу, и повторять движения. Результат бывает очень неожиданным: дети, увлекаясь, активно входят в процесс и начинают самостоятельно сочинять движения, как бы не замечая всех вокруг, это сверх результат в развитии способности к импровизации дошкольников.
Не у всех детей получается выполнение заданий, т. к. речь идет о творчестве, которое требует наличия хореографической одаренности, таланта. У детей, не получивших ожидаемый результат, есть свои причины: личностные, психологические и др. И все же для них использованные приемы также полезны в плане арт-терапии.
“Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия” Эмиль Жак-Далькроз.
Литература:
1. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 12.08.2013).
2. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] /Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. — 584 с.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] /Н.В. Самоукина. М., 1993. — 144 с.
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. М., 2001. — 160 с.
Танцевальные позиции для малышей
Никогда не рано начать изучать пять основных танцевальных позиций. Малыш может поставить свои ноги в первую и вторую позицию, но пока не стоит ждать слишком многого. Маленькие ножки сложно поставить «как нужно».
Можно взять маленький стул для ребенка, чтобы ему было легче. Начать стоит с первой позиции: сложить пятки ребенка вместе и развернув носки в стороны. После этого нужно посмотреть, как долго малыш сможет удерживать эту позицию. Когда он подрастет и научится лучше контролировать свои ноги, можно переходить к другим позициям. Довольно скоро он выучит все пять.
Плие для малышей
Скорее всего, малыш сможет согнуть и выпрямить колени. В танцах сгибание колен называется «плие». Для начала пусть ребенок наклонится только наполовину к полу, потом можно показать ему настоящее плие.
Как и с чего начинать?
- Начинать можете уже с того момента, когда малыш хорошо держит головушку. И уже не спеша с ним на руках можете совершать первые реверансы. Потом можете брать его руку в свою и как в парных танцах кружиться. Затем это могут быть волны — можно держать малыша в разных положениях и немного его покачивать. Улыбайтесь ему и напевайте. Это самые первые уроки танца.
- Для проведения занятий выбирайте лучше дневные часы, так как детки очень быстро перевозбуждаются и могут после активных занятий плохо засыпать или беспокойно спать.
- Выбирайте подходящее время. Ребенок сытый и в хорошем расположении духа. Но если он отвлекся каким-то важным занятием, типа раскладыванием фантиков, не знаю сможете ли вы его от этого оторвать. Может вы включите музыку и он сам все побрасает. В общем смотрите по обстановке.
- Если вдруг малыш отказывается от занятия, не заставляйте его, отложите на потом.
- Конечно чтобы танцевать дома, вам придется освободить пространство для этого. Чтобы ребенок смог и покружиться, и поприседать, и помахать ручками и не налететь при этом на мебель.
- Танцевать начинайте сами и зовите своего кроху, малыши обычно с удовольствием соглашаются.
- Затем позже можете вводить в свои занятия так называемые музыкальные инструменты — это могут быть деревянные ложки, маракасы, колокольчики и все то, что ребенок пожелает.
Что получит ребенок уже на первом занятии
- Общение со сверстниками. Ваш малыш познакомится с другими ребятами, пообщается и может быть даже найдет себе друга.
- Развитие координации. Во время разучивания элементов работают тело и мозг. С одной стороны, идет активное развитие интеллекта, ведь малыш учится новому. С другой стороны, он улучшает пластичность, гибкость и координацию, которые необходимы для гармоничного развития.
- Положительные эмоции. Обучение танцам – это активное времяпрепровождение. Дети смеются, пока повторяют за педагогом новые элементы. А во время движений, как и во время занятий спортом, вырабатывается гормон радости.
Малыш вернется домой более спокойным или наоборот радостным, начнет показывать родителям, какие движения выучил, и рассказывать, с кем познакомился.