«ЛИСА И ЗАЙЦЫ»
Ребенок «лиса» стоит в сторонке. Остальные детки — «зайчики» выполняют движения по ходу слов. По лесной лужайке разбежались зайки, Вот какие зайки, зайки — побегайки!
(бегают, прыгают)
Сели зайчики в кружок, роют зайки корешок, Вот какие зайки, зайки — побегайки! (садятся и ручкой «копают»)
Вот бежит лисичка, рыжая лисичка Ищет, где же зайки, зайки — побегайки!
(детки замирают, выходит лиса и ищет
«зайку», который пошевелился).
Программные задачи игровой деятельности
Яна Васильева
Программные задачи игровой деятельности
Развитие игровой деятельности
Вторая группа раннего возраста (2-3 г)
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и ат- рибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспита- телем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание)
.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает
концерт, расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор)
.
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм)
.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализован- ных выступлений педагогического театра (взрослых)
.
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим матери- алом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку)
из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур
«Геометрической мозаики»
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
; составлять целое из четырех частей
(разрезных картинок, складных ку- биков)
; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков
(цвет, форма, величина)
.
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че- го не стало?»
и т. п.); слуховой дифференциации (
«Что звучит?»
и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий (
«Чудесный мешочек»
,
«Теплый — холодный»
,
«Легкий— тяжелый»
и т. п.); мелкой моторики руки
(игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)
.
Младшая группа (3- 4г.)
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов)
; обогащению
игрового опыта детей пос- редством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не- сколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кор- мить)
. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами
(шофер— пассажир, мама— дочка, врач— больной)
; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами,
игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества
игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода)
; разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непро- должительной совместной игре.
Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятель- ности. Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развива- ющие ловкость движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес детей к театрализо- ванной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спек- таклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением)
.
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить со- провождать движения простой песенкой.
Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.)
и атрибутами как внешними символами роли.
Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками,
обустраивая место для выступления.
Побуждать участвовать в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале)
.
Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в оп- ределенной последовательности 2–3 цвета. Учить собирать картинку из 4–6 частей («Наша посуда»
,
«Игрушки»
и др.).
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Средняя группа (4 -5 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Подвижные игры. Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание ва- риантов игр, комбинирование движений)
.
Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать ин- терес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления, исполнительских навы- ков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане)
и ощущений (мышечных, чувственных, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа
известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возмож- ность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, всту- пать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предостав- ляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрос- лых)
для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Дидактические игры. Учить играть в дидактические игры, направлен- ные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, со- ставлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы)
.
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Оп- редели на ощупь (по вкусу, по звучанию)
»). Развивать наблюдательность и внимание (
«Что изменилось»
,
«У кого колечко»
).
Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печат- ных игр («Домино»
,
«Лото»
).
Старшая группа (5-6 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжет- но-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий,налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с
действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно орга- низовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к
театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии)
художественных
задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса»
,
«Эта роль еще никем не раскрыта»
, смены тактики работы над
игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потен- циал детей,вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими
гостями.
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку)
.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактичес- кими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.)
.
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио- нально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор- ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать чувство коллективизма.
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать учить детей брать на себя раз- личные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самосто- ятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок)
.
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мульт- фильмах.
Развивать творческое воображение, способность совместно разверты- вать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверс- тников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопо- мощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Подвижные игры. Учить детей использовать в самостоятельной де- ятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Учить справедливо оценивать результаты игры.
Развивать интерес к спортивным (бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол)
и народным играм.
Театрализованные игры. Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку,
стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в пере- даче образа; артистические навыки. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения)
.
Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театрально- музыкальному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.)
.
Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.)
. Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки»
,
«Шуршалки»
и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно образного
и логического мышления, воображения, познавательной активности.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за воспитателем, дети повторяют движения и действия в соответствии с тестом.
С мамой в магазин ходили, шар воздушный там купили (идут по кругу)
Будем шарик надувать, будем с шариком играть. (идут назад, расширяя круг)
Шар воздушный, надувайся, шар воздушный, раздувайся (хлопают в ладоши)
Надувайся большой, да не лопайся!
(держатся за руки отходят еще немного назад)
Ой, лопнул!
(отпускают руки и присаживаются).
«Игры с правилами – виды, особенности использования в группе»
Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра – может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело – игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду – игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе.
Игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
«КРУГ — КУЖОЧЕК»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
«Круг-кружочек, аленький цветочек!
Раз, два, три – развернись – ка,
Оля, ты!»
Названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры.
Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.
Подвижные игры в детском саду (5-7лет) |
Значение игры для дошкольников
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.
Поэтому игра приучает детей подчинить свои действии и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нудно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
В игре формируются моральные качества, ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если относиться к игре серьезно, с искренним интересом, понимать замыслы детей, их переживания.
Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад. школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, общественные и производственные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка») и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.
Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.
Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Я перед собой ставлю задачу помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются во время выбора игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Моя задача — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.
Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях которыми живет наша страна.
Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так. Доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры спрашиваю: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Мне достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.
При организации игры передо мной вставали трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.
Литература:
- Азаров Ю. П. Игра и труд. — М.: Знание, 1973
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии — 1966 — № 6
- Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
- Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985
«СВЕТОФОР»
Ведущий встает примерно за 3 метра от детей, спиной к ним. Он «светофор», дети
«машины». Ведущий называет любой цвет, например «синий». Игроки должны найти этот цвет у себя в одежде. Если такой цвет есть, то дети, показывая его ведущему проходят мимо, на другую сторону (в гараж). Если
такого цвета нет, то ребенок (или дети) по команде: «1,2,3 — беги», должен пробежать
мимо «светофора», чтобы тот его не задел
рукой. Тот, кого задел светофор» выходит из игры.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИкартотека (старшая группа) на тему
ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИ
Живое — неживое
Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только «живое», а на «неживое» молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
Шеренга
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.
Найди цвет
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
Хищник
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» — у другой, а при слове «хищник» — начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.
Солнечные зайчики
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.
Скачут побегайчики- Солнечные зайчики. Мы зовем их — не идут. Были тут — и нет их тут. Прыг, прыг по углам. Были там — и нет их там. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли? (А. Бродский)
Слушай
Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.
Предметы
Дети приносят с собой какие — нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: «Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?». Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока — назначить «штрафы», задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.
Сквозь обруч
Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой — гимнастический обруч. Задача играющего — продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.
Арифметические кубики
Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 — они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.
Прищепочки
Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить — им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание — как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.
Веселые картинки
Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.
Достань городок
Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.
Найди зайчика
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: «А где наш зайчик? Куда он убежал?». После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: «А вот и зайчик! А где же у него хвост?» На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: «А вот и хвостик! Давай его погладим».
Золотая рыбка
Ребенок — золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание. Потом можно поменяться ролями.
Испорченный факс
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).
Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
Можно провести командный вариант игры — все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.
Музыкальные стулья
После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.
Вьюны
Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой — за кругом — «догоняющий». Дистанция пробега невелика — нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.
По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.
Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.
Карлики – Великаны
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» — все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.
Лишний предмет
Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
Успей подобрать
В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Обезьяньи салки
Обезьяньи салки – разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.
Ловля цепью
Ловля цепью – разновидность пятнашек. Начало – как игре ловля парами, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.
Замри на месте
Для проведения игры назначается один или несколько участников, которые играют роль колдунов. Тот, кого коснется колдун, должен остановится на месте, расставить ноги врозь. Игрок может продолжить игру если один из бегающих пролезет у него между ступнями ног.
Летучий голландец
В эту игру лучше всего играть в лесу, особенно, если все замерзли. Согреются очень быстро. Игроки (10-30 человек) становятся в круг и берутся за руки. Одна пара человек бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и оббежать его вокруг, то же самое делает пара, которая ударила, только бежит в противоположную сторону. Те двое, которые быстрее оббегут круг, занимают пустое место. Другие же остаются бегать за кругом. История повторяется.
Падающая палка
Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой — либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером 1 снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой — либо номер и т. д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5 — 7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли ведущего.
Последнее слово
Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков.