Развитие каких навыков требуется старшим дошкольникам
5-6-летние дети весьма любознательны. Отлично стимулирует интерес к познанию окружающего мира чтение сказок и рассказов вместе со взрослыми, обучение чтению, счету и рисованию.
Основные направления занятий в этот период:
- тренировка мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие логики;
- развитие речи;
- навыки счета.
В связи с этим, можно разделить развивающие занятия для старших дошкольников по вышеуказанным группам.
Занятия для детей проводят в форме игр.
Как проводятся дидактические игры в старшей группе
В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ. Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям. При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.
Развивающая и познавательная ценность игры
Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.
Ценности дидактической игры
Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.
Наглядные приемы
Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:
- Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
- Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
- Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.
Степень самостоятельности воспитанников
С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.
Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.
Соответствие игры возрасту детей
Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.
Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.
Развивающие игры для детей 5 – 6 лет по группам целей
Цель | Наименование игры |
Тренировка мелкой моторики | 1. Нанизывание |
2. Раскрашивание | |
3. Оригами | |
4. Театр теней | |
5. Перебираем крупу | |
Развитие внимания | 1. Что изменилось? |
2. Что делать? | |
3. Хлопки | |
4. Стихии | |
5. Угадай игрушку | |
Развитие логического мышления | 1. Рисунки из геометрических фигур |
2. Концовки | |
3. Закрась круг | |
4. Хорошо – плохо | |
5. Что бывает? | |
Развитие речи | 1. Закончи предложение |
2. Режим дня | |
3. Кто это ест? | |
4. 3 слова | |
5. Что чем было? | |
Навыки счета | 1. Где шарик? |
2. Прямой и обратный счет | |
3. Покорми животное | |
4. Замеры | |
5. Карточки с числами |
Игры на развитие мелкой моторики
Поскольку начальное развитие соответствующих навыков в этом возрасте уже заложено, следующие игры помогут дальнейшему совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников:
- Нанизывание. Нанизывать можно бусины, кольца, пуговицы, макароны и прочие предметы. Также потребуется леска или прочная нитка. Можно провести «ярмарку», на которой будут представлены сделанные ребятами бусы, браслеты и прочие украшения.
- Раскрашивание. Игра проводится в виде мастер-класса по раскрашиванию или конкурса. Детям раздают картинки с контурами фигур и объясняют, как штриховать. Картинки нужно закрасить в прямом и диагональном направлениях.
- Оригами. Детям выдают бумагу и объясняют, как складывать фигурки. Затем можно предложить устроить конкурс или поиграть в магазин бумажных игрушек.
- Театр теней. В комнате выключают свет и направляют источник света на экран (с расстояния примерно 4 м). Детям показывают, как при помощи движений рук между источником света и экраном создать картины на экране. Можно разыгрывать сценки с участием персонажей-теней.
- Перебираем крупу. Для этой игры нужно смешать 2 вида круп (например, гречку и рис или пшено) и попросить ребенка помочь разобрать крупу по своим банкам. Впоследствии задачу можно усложнить, добавив еще 1 или 2 вида круп.
Специалисты считают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта в целом.
Е. О. Комаровский
Педиатр, к.м.н.
Работа пальцами воздействует на речевые зоны головного мозга. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с полугода и до 6 лет. В результате правильно формируется речь, стимулируется память и воображение.
— Е. О. Комаровский Педиатр, к.м.н.
Игры на развитие внимания
Следующие игры помогут ребенку учиться приобретать, накапливать и применять новые знания:
- Что изменилось? Перед ребенком ставят до 7 (но не меньше 3) разных игрушек. По сигналу ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Затем опять по сигналу ребенок должен открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
- Что делать? До начала игры детям объясняют, какое действие нужно выполнять при назывании того или иного слова. Затем дети ходят по кругу, а ведущий называет какое-либо из оговоренных ранее слов. При этом игроки должны выполнить определенное действие (например, «аист» – встать на одну ногу, «рак» – идти спиной вперед, «заяц» – прыгать и т. д.).
- Хлопки. Это игра, похожая на предыдущую. Только вместо слова дети должны выполнять определенное действие на оговоренное заранее количество хлопков. Так, например, 1 хлопок может означать «аиста», 2 – «рака», 3 – «зайца» и т. д.).
- Стихии. Дети садятся в кружок. При назывании ведущим определенной стихии они должны выполнять заранее оговоренное действие (например, «вода» – опустить руки, «огонь» – поднять, «воздух» – развести руки в стороны, «земля» – скрестить на груди).
- Угадай игрушку. Ребенку нужно изобразить какие-либо действия, которые бы охарактеризовали предложенные игрушки (например, показать, как себя ведет мишка, лиса и т. д.).
Юлия
В педагогической деятельности одним из основных направлений является развитие внимания, так как именно от него в дальнейшем будет зависеть качество обучения.
— Юлия
Игры на развитие логического мышления
Навыки логического мышления необходимы как подготовка к дальнейшему обучению. Развить умение мыслить логически помогут следующие игры:
- Рисунок из геометрических фигур. Детям раздают различные геометрические фигуры, нарисованные на листе бумаги. Ребята должны дорисовать из полученной геометрической фигуры какой-либо предмет или персонажа (например, яблоко из шара и т. д.).
- Концовки. Детям предлагают закончить предложения типа: «Маша вышла из дома раньше Веры, значит Вера – … (позже Маши)».
- Закрась круг. Детям выдают листы с нарисованными несколько раз 6 кругами и предлагают закрасить их таким образом, чтобы закрашенных кругов оказалось столько же, сколько и не закрашенных. Победит тот, кто предложит больше всех вариантов заштриховки.
- Хорошо – плохо. Ребенку предлагается проанализировать любое явление со всех сторон, уделяя внимание положительным и отрицательным аспектам, например: «Много комаров – плохо, кусаются, но хорошо, что птицам есть, чем питаться. Нет комаров – хорошо, но плохо, что птицам нечего есть, они улетят в другие места и станет много комаров».
- Что бывает? Детям предлагается задавать друг другу вопросы и по очереди отвечать, например: «Что бывает белое? (облако, полотенце и т. д.)» «Что бывает большое? (радость, машина, гора и т. д.)».
Елена
Оренбург
Логическое мышление ребенка нужно развивать систематически и своевременно, чтобы в последующем он мог хорошо учиться и добиваться поставленных целей.
— Елена Оренбург
Игры на развитие речи
Развитие речи – важный этап обучения, в этом помогут следующие игры, кстати, тесно связанные с предыдущей группой занятий на логику:
- Конец предложения. Детям предлагается закончить предложения, исходя из контекста (Вита сегодня не пришла потому, что … (заболела); папа принес мороженое и положил … (в холодильник); Марина идет в магазин, чтобы … (купить продукты)).
- Режим дня. Детям показывают картинки, изображающие различные дела в течение дня. Ребятам предлагается расположить их в нужной последовательности.
- Кто это ест? Выдаются картинки, изображающие различных животных, и предлагается определить, кому из них нужно дать, например, зерно, мед, яблоки, траву и т. д.
- 3 слова. Детям предлагают назвать по 3 слова в качестве ответа на один вопрос, например: «Что можно сварить? (яйцо, мясо, макароны)».
- Что чем было? Ведущий задает вопросы типа: «Кем раньше была курица, бабочка, лошадь?», «Чем раньше был хлеб, свитер, стол?», а детям нужно на них ответить.
А. Н. Леонтьев
Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Речь занимает центральное место в психическом развитии, процесс ее развития и есть само развитие.
— А. Н. Леонтьев Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе
Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:
- характеру педагогического процесса;
- игровой методике;
- игровой среде.
Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.
Содержание и выбор материалов для игры
Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.
Подготовка к проведению ДИ
Структура занятий:
- В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
- Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
- Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
- Определяется результат игры.
Все дидактические игры включают в себя основные этапы:
- сообщается тема и содержание;
- участники знакомятся с игровым материалом;
- проводится ознакомление с правилами;
- выполняются игровые действия;
- подводятся итоги.
Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.
В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.
Роль педагога в организации занятий
В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.
Роль воспитателя в организации ДИ
Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.
Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.
Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста
Валентина Рожкова
Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста
Сентябрь. 1 год обучения.
1-я неделя:- Подумай и реши: Кто быстрее доплывет до берега – утка или цыплята?
— Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (арбуз на дереве не растет)
.
2-я неделя:
— На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку,потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
— На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)
3-я неделя:
— Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
— В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (4 яблока. Морковь — не фрукт, а овощ)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
4-я неделя:- Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? Кто выше- отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?
— Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? (воробьи на воду не садятся)
.
— Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
Октябрь. 1-й год обучения.
1-я неделя.
— На полке стояли: пирамидка, неваляшка, чайник и кукла. Сколько игрушек на полке? (Три. Чайник-это посуда)
.
— Сколько концов у палки? У двух палок?
2-я неделя:
— По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы- четыре.
Сколько ног гуляло по двору? (-У курицы-2 ноги, а не четыре)
.
— Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(Нисколько. Петухи не несут яйца)
— Кто громче замычит — петух или корова? (Петухи не мычат)
3-я неделя:
— Марина и Таня пили разные соки — яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
— Катя и Лена рисовали красками и карандашами. Катя рисовала не красками. Чем рисовала Лена?
— У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4-я неделя:
— Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?
— Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за 5 минут?
Ноябрь. 1-й год обучения.
1-я неделя.
— Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?
— У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
2-я неделя:
— Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
— Сидят в лодке кот Васька и его хозяин.Хозяин закидывает удочку и приговаривает: «-Ловись, рыбка, большая – пребольшая»
.А Васька потихоньку бормочет:
«- Маленькая ловись, маленькая»
. Почему он так говорил?
3-я неделя:
— Купил на один рубль, заплатил два рубля. Сколько дадут сдачи?
— Пингвиненку Пину стало холодно, чтобы согреться, он подпрыгнул 6 раз. Его брат Гвин тоже решил согреться и подпрыгнул 4 раза.Кто озяб сильнее: Пин или Гвин?
4-я неделя:
— Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?
Примеры дидактических игр в старшей группе
Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.
Самыми распространенными из них являются следующие:
- «Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
- «Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
- «Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
- «Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.
Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.
Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.
Где найти время для игр с ребенком
Этот вопрос задают многие родители, поскольку современные мама и папа – это занятые люди, у которых много домашних обязанностей, работа, конечно, есть естественное желание уделить время и для себя, отдохнуть. Из-за того, что для занятий с малышом недостаточно времени, родители часто переживают, тревожатся. Психологи уверяют, что на общение с ребенком можно найти время, если следовать простым советам.
Совет 1 – играйте с ребенком и параллельно занимайтесь своими делами.
В игры, которые не требуют специальной подготовки, дополнительных предметов, можно играть в кухне, в ванной, на улице. Если играть не хочется, привлекайте ребенка к домашней работе, сделайте что-то вместе, например, приготовьте пиццу или пусть ребенок просто вам поможет.
Главное с ребенком больше разговаривать, объяснять, хвалить и поддерживать.
Совет 2 – используйте любую свободную минуту.
Транспорт, очереди, дорога куда-то – это время можно использовать с пользой. Рассказывайте малышу о природных явлениях, загадывайте загадки, сочиняйте сказки, играйте в счет, слова.
Совет 3 – игры и занятия должны стать привычкой.
Конечно, речь не идет о занятиях по часу или два. Возьмите за правило – заниматься с ребенком каждый день 15-20 минут, этого будет вполне достаточно для малыша в возрасте 6-7 лет. Например, читайте ребенку книгу перед сном.
Совет 4 – постарайтесь создать дома развивающую среду.
Используйте плакаты, пособия, карточки, магнитные игры. Чем больше развивающих предметов будет вокруг ребенка, тем быстрее он будет запоминать информацию. Обратите внимание, чтобы развивающие пособия должны быть яркими, красочными.
Совет 5 – найдите ребенку компанию.
Если так складываются обстоятельства, и вы не можете поиграть с малышом, постарайтесь найти для него детей, с которыми он сможет провести свое время.
Виды дидактических игр в старшей группе детского сада
Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.
Виды дидактических игр
Их отличают по следующим критериям:
- обучающему содержанию;
- познавательной деятельности;
- игровым действиям и правилам;
- организации детей;
- роли преподавателя.
Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:
- по сенсорному воспитанию;
- по ознакомлению с природой и окружающим миром;
- по формированию математических представлений;
- словесные;
- музыкальные;
- по подготовке к обучению грамоте;
- изобразительные;
- с дидактическими игрушками;
- псевдосюжетные;
- настольно-печатные.
По виду деятельности игровые процессы бывают такими:
- путешествия;
- поручения;
- предложения;
- загадки;
- беседы или диалоги.
Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.
Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС
Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.
Картотека ДИ