Проект по ФЭМП в старшей группе «Играем! Познаём! Думаем!»
«Играем! Познаём! Думаем!»
Проект: долгосрочный, групповой, математический.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Разработчик проекта:
воспитатель- Петрова Наталья Васильевна
2018-2019 уч. г.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно,
Через которое в духовный мир ребёнка,
Выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.
Цель проекта:
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений.
Обучающие задачи проекта:
-Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
-Учить действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
-Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.
Развивающие задачи проекта:
-Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
-Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
-Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).
Воспитательные задачи проекта:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, вовлекать сверстников в развернутые игры.
Ожидаемый результат:
Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;
Активизация познавательного интереса дошкольников;
Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
Умение решать логические задачки.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
1 этап — подготовительный (сентябрь).
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Создание развивающей среды в группе.
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4.Подбор материала для продуктивной деятельности.
5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Разработка конспектов НОД, викторин, развлечений.
11 этап — основной, практический (октябрь – апрель).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН
Месяц | Направление работы |
ОКТЯБРЬ | Составление и использование картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста. Игровые ситуации: «Гном строит дом» с.3, «Иван и Чудище» с.5 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
НОЯБРЬ | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала -игра на воссоздание силуэтов «Танграм», лабиринты. Игровые ситуации: «Буратино» с.6, «Дорога к Изумрудному городу» с.8 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
ДЕКАБРЬ | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала -головоломки «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Игровые ситуации: «Кот и мыши» с.10, «Оле-Лукойе» с.13 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
ЯНВАРЬ | Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала — игры с использованием счетных палочек. Игровые ситуации: «Гусеничка» с.16, «Спящая красавица» с.19 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
ФЕВРАЛЬ | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью предметно-игровой системы « Соты Кайе». Игровые ситуации: «Путешествие Людвички к пряничному королю» с.22, «Золушка» с.28 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
МАРТ | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью учебноно — игрового пособия- математический планшет. Игровые ситуации: «Алиса в стране чудес» с.31, «Винни-пух и его друзья» с.35 ( «Математика-это интересно». Рабочая тетрадь. 5-6 лет ). |
АПРЕЛЬ | Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес». Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. |
III
этап – заключительный (май).
- Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
Выводы:
- Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
- Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Взаимодействие с родителями:
-Рекомендации для родителей: «Математика – занимательная игра», «Веселая математика дома»,
«Занимательная математика дома».
-Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений.
— Беседа для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
— Изготовление родителями математических игр и пособий.
— Индивидуальные беседы.
Литература по теме:
1. Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
2. Михайлова З.А. Полякова М. Н. Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно» Парциальная программа.
3. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников»
4. А. Левина «Развиваем восприятие, воображение».
5.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике».