• доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный;
• предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;
• характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);
• число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;
• продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
• характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.
В таблице 2 приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка.
Таблица 2
* Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.
Рассмотрим более подробно виды проектов, выделенные по основанию доминирующей деятельности. Вместе с тем следует отметить, что в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Например, информационно-творческий проект «Стенгазета „Как мой папа Родину защищал»».
Исследовательский проект
Цель
. Формирование познавательной активности, самостоятельности.
Результат
. Новое знание.
Ценность
. Благодаря проекту формируется познавательная активность.
Структура
. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование – исследовательская деятельность– представление результатов исследования – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).
Форма продукта
. Модель, схема, календарь.
Возможная форма презентации
. Доклад.
Оценка
. Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей (возможная тема: «Откуда в дом вода пришла») и подготовительной (возможные темы: «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растения») группах.
Творческий проект
Цель
. Создание творческого продукта.
Результат
. Творческий продукт.
Ценность
. В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Структура
. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – определение предполагаемого творческого продукта – распределение на группы – планирование деятельности по созданию творческого продукта – практическая деятельность – представление результатов – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).
Форма продукта
. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.
Возможная форма презентации
. Выставка, утренник, спектакль.
Оценка
. Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т. п. Однако уже оформление результатов требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и т. д.
Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах детского сада (возможные темы: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба»). Индивидуальные и групповые формы творческих проектов можно осуществлять в старшей (возможные темы: «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Поздравим будущих первоклассников») и подготовительной (возможные темы: «Снимаем кино», «Заколдованный театр») группах.
Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:
• технологичность – возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
• экономичность – изготовление изделия с наименьшими затратами;
• безопасность – предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;
• эргономичность – оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
• творческая направленность – предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;
• посильность – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• эстетичность – соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;
• значимость – ценность изделия для конкретной личности.
При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации. Очень хорошо зарекомендовало себя использование наглядных методов и приемов. В методической литературе приведены примеры использования звездочки обдумывания (рис. 2), метода дизайн-анализа (рис. 3), дизайн-петли (рис. 4), морфологической таблицы (табл. 3). Данные методы позволяют наглядно представить процесс, выбрать вариант творческого продукта. Однако следует помнить, что дошкольник не владеет техникой чтения, поэтому словесные обозначения необходимо заменить наглядными моделями.
Рис. 2.
«Звездочка обдумывания» М. Б. Павлова – схематичное изображение составляющих творческого проекта.
Рис. 3.
Метод дизайн-анализа, помогающий понять, какими должны быть форма, размер, стиль, материалы, цветовое решение будущего изделия.
Рис. 4.
Дизайн-петля М. Б. Романовской.
Таблица 3
Морфологическая таблица
Ролевой проект
Цель
. Решение проблемных ситуаций в игре.
Результат
. Осознание проблем в игровой ситуации.
Ценность
. Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.
Структура
. Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов.
Форма продукта
. Игра.
Возможная форма презентации
. Фильм, альбом, портфолио.
Оценка
. Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью.
Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.
Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Подобные проекты доступны детям подготовительной группы (возможные темы: «Школа», «Час самоуправления»).
Информационный проект
Цель
. Сбор и представление информации.
Результат
. Полная и достаточная необходимая информация.
Ценность
. Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.
Структура
. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).
Форма продукта
. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.
Возможная форма презентации
. Доклад, экскурсия, утренник.
Оценка
. Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.
При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии в буклете, газете и пр. Следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т. е. его интерпретация полученной информации). Нельзя чтобы текст преобладал над наглядностью. Рассказ лучше оформить крупными печатными буквами, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог прочитать его.
При работе над проектом обозначают цель проекта, обосновывают его актуальность, указывают источники информации. Далее проводится «мозговая атака», информация обрабатывается при помощи анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, делаются выводы. Результат (это может быть доклад, буклет, книга и пр.) представляется в форме презентации.
Поиск информации осуществляется по следующей схеме: обозначение предмета информационного поиска – поэтапный поиск с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными материалами – выводы, корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение и выводы – заключение, оформление результатов (обсуждение, презентация, оценка).
Такие проекты доступны уже детям 4–5 лет (возможная тема: «Динозаврики»), подобные проекты можно с успехом осуществлять и в старшей (возможные темы: «История крашеного яичка», «Путешествие в прошлое автобуса», «История старого города»), и в подготовительной (возможные темы: «Они защищали родину», «История транспорта», «Улицы нашего города», «Реликвии нашей семьи», «Что в имени твоем») группах.
Практико-ориентированный проект
Цель.
Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.
Результат
. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.
Структура
. Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов.
Форма продукта
. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей (возможная тема: «Развивающие игрушки для малышей») и средней (возможная тема: «Самый веселый участок») групп, а также для индивидуальной и групповой работы детей средней (возможная тема: «Безопасная дорога») и старшей (возможные темы: «Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа») групп.
Организация проектной деятельности в ДОУ
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Так что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Проект — это пять «П»:
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
− комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
− межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
− творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
− групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»,
− индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
− исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке кпроекту:
- Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор (накопление материала).
- Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы реализации проектной деятельности:
- ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.) КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: Что мы знаем? Что хотим узнать?
- СБОР СВЕДЕНИЙ ключевой вопрос: Что мы узнали? Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
- ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т. д.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось? Некоторые проекты — «самопрезентующиеся» — спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других — необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий.
Правила для педагогов при работе над проектом:
- Глубоко изучите тему проекта;
- При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
- Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Последовательно и регулярно работайте над проектом.
- Создавайте атмосферу сотворчества.
- Используйте индивидуальный подход.
- Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
- Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.
Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект «Будь здоров!»
Краткосрочный проект
Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Обоснование проблемы:
− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
− недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,
− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Выполнение проекта:
Девиз проекта:
Физическое воспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
В работе с детьми:
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)
− Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
− Воздушное контрастное закаливание.
БЕСЕДЫ:
− Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
− «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу».(Приложение № 1)
− «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций (Приложение № 2)
− Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
− Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) (Приложение № 3)
− Сказка-беседа «В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ».(Приложение № 4)
ЗАНЯТИЯ:
− Физкультурное занятие «В стране здоровья».
− Показ открытого занятия«Мой веселый звонкий мяч» (Приложение № 5)
ИГРЫ:
− Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
− Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание),упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
− Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.
− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)
− Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Вовкина победа» А. Кутафин и др.
− Выставка рисунков о спорте.
В работе с родителями:
− Была проведена консультация«Физоборудование своими руками»
− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
− Наглядность в виде информационных файлов«Народная мудрость гласит»
− Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
− Совместное развлечение с детьми и родителями«Папа, мама я спортивная семья». (Приложение № 7)
− Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья».
− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
Результат проекта: Проект«Будь здоров!»разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. 91 % родителей с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома.
Литература:
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
Игровое проектирование. Монопроекты
Библиографическое описание:
Келбусова, С. С. Игровое проектирование. Монопроекты / С. С. Келбусова, Д. М. Соколова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14142/ (дата обращения: 25.01.2022).
В современном обществе важно при обучении зажигать в каждом ученике интерес к учебе, ведь давно замечено, что у человека остается в памяти и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны. Развивать и поддерживать познавательную и творческую активность учащихся позволяет проектная деятельность. Метод проектов учит школьников планировать свою деятельность, находить решение нестандартной задачи, помогает реализовать свои идеи и оформить их в виде культурно-значимого продукта. Проектирование является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, поэтому в основной школе одной из важных форм учебной деятельности становятся проекты. Выделяют три типа проектов: мегапроект, мультипроект и монопроект. Рассмотрим более подробно монопроекты.
Монопроекты — проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта. [2]
Одним из методов проектной деятельности, повышающих мотивацию к обучению, является игра. В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы.
Урок-игра — это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации. Основная цель игры — поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения. [1]
Игровая деятельность на занятии выполняет такие функции как: коммуникация, самореализация, коррекция, социализация. Игры по форме деятельности делятся на: индивидуальные, парные, групповые. По форме проведения: игры — аукционы, путешествие по станциям, игры — исследования.
При проведении игр необходимо учитывать, что игра должна быть: не слишком продолжительной (один урок); несложной для понимания ее правил; массовой, охватывать всех учеников и динамичной для поддержания интереса к ней.
Игра в проектной деятельности способствует глубокому вовлечению учащихся в выполнение задания, тем самым повышая мотивацию к обучению, активизирует творческий потенциал, обеспечивает обучающихся необходимой информацией, формируя при этом универсальные учебные действия — «умение учиться».
Наша школа является муниципальным ресурсным центром, и в рамках его работы ежегодно проводится городской конкурс игровых проектов для учащихся «Лучшая предметная игра». Цели данного конкурса: выявление и поддержка активных и талантливых учащихся, развитие интереса к изучению предметов биология, физика, химия, математика, формирование навыков самостоятельной и творческой работы с учебной, научно-популярной литературой, интернет-ресурсами и совершенствование умений школьников систематизировать, обрабатывать информацию и представлять ее публично.
В конкурсе могут принимать участие обучающиеся 5–11 классов школ.
Конкурс проводится в два этапа:
I этап (заочный) — экспертиза представленных работ и подведение итогов заочного этапа, II этап (очный) — защита проектов авторами работ, успешно прошедших заочный тур.
Основными критериями отбора победителей и призёров мероприятия являются следующие: оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта; возможность практического применения проекта; степень самостоятельности автора проекта; качество оформления проекта; соответствие оформления работы требованиям; уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура публичного выступления.
Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые места в данном конкурсе.
Представляем проектные работы победителей.
Игра-путешествие «Загадочный мир целебных растений»
Актуальность проекта:«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях, поэтому необходимо знать, какими свойствами обладают целебные растения и для лечения каких заболеваний используются.
Цель проекта: познакомить учащихся с лекарственными растениями, их свойствами и назначением, используя для этого игровую форму.
Задачи проекта: изучить литературу и интернет-источники по теме «лекарственные растения»; составить задания и подготовить материалы к игре; научиться работать в приложении PowerPoint; разработать сценарий и презентацию к игре; подготовить защиту проекта.
Практическая значимость проекта: игра предназначена для учащихся 6-го класса и может использоваться на уроках биологии с целью изучения, систематизации и обобщения теоретического материала по теме «Лекарственные растения».
Краткое описание игры. Игра — путешествие по биологии «Загадочный мир целебных растений» предназначена для учащихся 6-х классов и представлена в виде сказки. Ведущий рассказывает о царе Елисее и его прекрасной дочери — царевне Анастасии, на которую наложено заклятье. Никто не может помочь царевне кроме единственной волшебницы, способной приготовить волшебное снадобье, но для этого необходимо собрать целебные растения. Команды-участницы отправляются в путешествие в загадочный лес, чтобы найти ингредиенты для волшебного зелья и спасти царевну. В ходе игры ребята познакомятся с интересными легендами, связанными с лекарственными растениями, вспомнят их названия и узнают полезные свойства.
Цель игры: углубить знания о свойствах лекарственных растений, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию навыков работы в команде.
Правила игры. Игру, которая сопровождается презентацией, проводят учитель, ведущий и его помощники — сказочные герои. Учащиеся разделены на команды по 5 человек. Задача каждой команды, передвигаясь по маршруту, выполнять задания сказочных героев. За каждое выполненное задание команда получает целебное растение — ингредиент и баллы от 1 до 3(волшебные лепестки с буквами), выполненные в виде листьев, плодов или цветков растений. Всего 5 заданий. На последнем этапе собранные лепестки с буквами необходимо расположить на специальной заготовке и отгадать название шестого целебного растения. Побеждает команда, которая выполнила последнее задание и набрала наибольшее количество баллов.
Описание комплектации к игре: мультимедийная презентация, задание — кроссворд, задание — Красная книга, изображения с целебными растениями, лепестки с буквами, выполненные в виде листьев, плодов или цветков растений, заготовка для последнего задания.
Игра прошла апробацию, и по итогам была проведена рефлексия, результаты которой представление в виде диаграмм.
Игра «Физические гонки».
Цель работы: создать игру для учащихся 9–11 классов «Физические гонки», проверяющую степень усвоения знаний по темам курса физики за 7–9 классы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
‒ Выделить основные темы в курсе школьной физики;
‒ Повторить и систематизировать теоретические знания по физике и уметь применять эти знания при решении качественных и теоретических задач;
‒ Разработать план игры, подобрать вопросы и ответы;
‒ В программе Power Point создать игру, изучив, как работают триггеры.
Актуальность и практическая значимость проекта обусловлена тем, что физика является одним из самых сложных предметов. Для успешного усвоения материала в 9–11 классах необходимо повторить материал, изученный в 7, 8 и 9 классах и систематизировать эти знания. Игра «Физические гонки» способствует развитию интеллекта, углублению и расширению знаний учащихся, прививает интерес к предмету.
Краткое описание игры. Игра «Физические гонки» предназначена для учащихся 9–11-х классов. В игре, которая сопровождается презентацией, принимают участие 5 команд. Каждой команде соответствует машинка своего цвета, которая перемещается по игровому полю при правильном ответе на задание. Задача участников добраться до финиша как можно быстрее, отвечая на вопросы из разных разделов физики.
Цель игры: проверка и углубление знаний по физике, развитие любознательности, логического мышления, а также навыков групповой работы и коммуникативного общения.
Описание комплектации к игре: мультимедийная презентация.
Правила игры. Ученикам необходимо разбиться на пять команд. Каждой команде будет соответствовать одна машинка, которая движется по дороге. На 3 слайде размещено игровое поле и четыре раздела с вопросами. В каждом разделе по восемь задач разного уровня сложности. Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. На решение вопроса из раздела «Задачи» отводится две минуты, на все остальные — 1 минута. Если команда отвечает правильно, то ведущий нажимает на машинку, и она движется на шаг вперед, если ответ неверен — машинка остается на месте. Выигрывает та команда, чья машинка быстрее доберется до финиша.
Литература:
1. Сергеев Б. В. / Игровые формы проведения урока на примере игры «Кто хочет стать отличником»/ [Электронный ресурс] / Режим доступа URL https://открытыйурок.рф/статьи/601786/
- StudFiles / Понятие проекта и его характеристика / [Электронный ресурс] / Режим доступа URL https://studfiles.net/preview/3348793/
Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, команда, растение, проектная деятельность, учащийся, Загадочный мир, краткое описание игры, мультимедийная презентация, последнее задание, целебное растение.
Виды проектов и их реализация в разных возрастных группах детского сада
ДОКЛАД. Виды проектов и их реализация в разных возрастных группах детского сада
Выполнила: Тархова И.А., МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».
Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.
Рассмотрим виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения, классифицирующиеся по целевой установке.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательско — творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
- практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;
межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;
групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;
исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
По продолжительности (срокам реализации) они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (неделя, месяц), долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” — на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2. приобщать детей к процессу познания;
3. формировать различные представления;
4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1. формирование эмоциональной заинтересованности;
2. знакомство с предметами и действиями с ними;
3. развитие мышления и воображения;
4. речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. осознание поставленной цели;
2. овладение различными способами решения поставленных задач;
3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4. поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
Социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
Познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
Эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. потребности в создании собственной картины мира;
3. навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. выявить проблему;
2. самостоятельно искать нужное решение;
3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»)
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Данюкова А. А. Вы любите проекты? //Обруч. — 2001. — №4.
3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3.
4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1.
5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2.
6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.