Купить диплом во Владимире Только после того, как Вы убедитесь в его оригинальности, нужно будет его оплатить. У нас Вы можете купить диплом ВУЗов Владимира, а также любых других учебных заведений по всей России. В данном случае цена диплома может отличаться.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы на 2022 — 2022 учебный год


Программа взаимодействие семьи и ДОУ на современном этапе

  • 11 ноября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 10 города Алексеевка Белгородской области. Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. И это дает положительные результаты – педагоги стали чаще использовать в работе с детьми нетрадиционные формы: чаепития, совместные конкурсы поделок, марафоны творчества. Но не все педагоги легко переходят к новым формам работы.

В течение трех последних лет на базе функционирует клуб для родителей. Эта форма работы с родителями наиболее эффективна, деятельна, чем родительское собрание. В течение года для родителей проводятся праздники и развлечения в бассейне, музыкальные утренники. Доброй традицией детского сада стало ежегодное проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Приобщаем родителей к оказанию помощи в облагораживании территории, пополнению предметно-развивающей среды. Но, наряду с положительной динамикой, анализ взаимодействия ДОУ и семьи показал существенные недостатки в работе:

  1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.
  2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.
  3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого-педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в управление ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей. В процессе исследований выявлены следующие противоречия:

  • Между правами и обязанностями родителей и неумение ими пользоваться.
  • Между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствие условий их предоставления.
  • Между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствие системы обучения их в детском саду.
  • Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
  • Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов;

В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Предлагаемая нами концепция программы взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:

  • Концепция отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», с нормативными документами управления образования муниципального образования, Уставом МДОУ д/с № 10;
  • Концепция охватывает такие аспекты совершенствования ДОУ, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.

Основные приоритеты и направления программы:

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.

5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.

6. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

7. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

8. Привлечение родителей «неорганизованных детей» района к сотрудничеству с ДОУ.

9. Педагогизация района ДОУ.

10. Создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих права детей.

Программные мероприятия.

Первоочередные мероприятия с родителями:

1. Социальный анемнез семьи.

2. Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.

3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

4. Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.

5. Анализ типов семей воспитанников.

6. Определение стилей воспитания в семье.

7. Определение педагогической компетенции родителей

Первоочередные мероприятия с педагогами:

1. Опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы» в общении с родителями.

2. Тестовые опросы воспитателей.

3. Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями.

Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ:

I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.

II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.

III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Основные блоки по работе с родителями

Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической компетенции родителей Лекции, семинары, практикумы, родительские собрания, консультации, конференции и так далее
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельность ДОУ Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, дни открытых дверей

Алгоритм взаимодействия с семьей:

I стадия. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.

II стадия. Обсуждается что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта всегда является педагог!

Конкретные ожидаемые результаты:

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.

Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Общественно-значимый резонанс программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.

Литература:

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.

Автор: Берестовая Светлана Васильевна, психолог МДОУ ЦРР — детский сад №10 г. Алексеевка, Белгородская область, стаж работы 9 лет; Соболева Марина Владимировна, воспитатель МДОУЦРР — детский сад №10, г. Алексеевка, Белгородская область, стаж работы 2 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]