Конспект-занятие по пожарной безопасности для детей старшей группы Тема: «Будь осторожен с огнём

Публикации о подготовке и проведении занятий по пожарной безопасности. Закрепляем знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах техники безопасности в быту и на улице. Формируем представления о пользе и вреде огня. Учим детей находить правильный выход из опасных ситуаций. Систематизируем их знания о том, что горит, а что не горит. Вызываем у детей желание быть всегда и везде осторожными с огнём. Воспитываем ответственность за себя и за жизнь своих близких. Посмотрите, какие пути для занимательного изложения материала по пожарной безопасности нашли Ваши коллеги.

Правила пожарной безопасности для детей

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.
Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Тема 6. Практические занятия

Вопрос №1. Организация эвакуации персонала.

Практическая отработка планов эвакуации — важная составная часть профессиональной подготовки работников предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Схема отработки плана эвакуации.

Во время тренировок у работников вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию и спасение, работу по тушению пожара в его начальной стадии, правильно применять первичные средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем предприятия.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий работников во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки подчиненных. Обучение во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника (рис. 2).

Рис. 2. Действия руководителя предприятия при пожаре.

Противопожарные тренировки подразделяются на: объектовые, совместные с подразделениями ФПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководитель объектовой противопожарной тренировки является ответственным за обеспечение пожарной безопасности.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют работники предприятия и подразделения ФПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ФПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа инженерно-технических работников, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и руководителя тушением пожаров соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражается тема тренировки, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке — дополнительно из личного состава подразделения ФПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

  • ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
  • организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;
  • ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
  • дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
  • обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

Посредник обязан:

  • ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
  • в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;
  • в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;
  • вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

  1. Довести информацию об объёмно-планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  2. Довести замысел тренировки;
  3. Довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие отличительные знаки:

  • посредники — отличительную повязку на правом рукаве;
  • руководитель тушения пожара — красную отличительную повязку;
  • тренирующийся персонал — желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

  • очаг пожара — красными флажками;
  • зона задымления — синими флажками;
  • зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров — желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

Вопрос №2. Работа с огнетушителем.

Успех использования огнетушителей зависит не только от их исправного состояния, но и от того, насколько работники, медицинский персонал знакомы с принципом и особенностями их применения. Изучать руководства по применению, надписи и пиктограммы на корпусах огнетушителей, показывающие порядок приведения их в действие, следует не в случае пожара, а в спокойных условиях регулярных противопожарных инструктажей. Необходимо предоставить возможность каждому работнику не только подержать в руках огнетушитель (оценить его вес и свои возможности), но и попробовать снять его с подвесных кронштейнов (если он расположен не в специальном шкафу, а на стене или на полу с применением средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии). Идеальной считается тренировка с практическим применением огнетушителей.

Самыми распространенными типами огнетушителей на сегодняшний день являются: порошковые огнетушители (ОП), углекислотные огнетушители (ОУ) и воздушно-пенные огнетушители (ОВП). Принцип приведения в действие этих типов огнетушителей одинаковый (рис. 3):

1) необходимо сорвать пломбу и вынуть блокирующий фиксатор (предохранительную чеку);

2) затем следует ударить рукой по кнопке запускающего устройства огнетушителя или воздействовать на пусковой рычаг, расположенный в головке огнетушителя;

3) направить огнетушащее вещество через ствол, насадку, раструб или шланг на очаг горения.

Рис. 3. Порядок подготовки к работе и применения огнетушителя.

Особенность применения огнетушителей порошкового типа заключается в том, что в замкнутом пространстве помещений проход через зону выброса мелкодисперсного порошка становится невозможным: порошок забивает глаза, дыхательные пути. Поэтому применять порошковые огнетушители следует из места расположения между очагом пожара и эвакуационным выходом. Допускается тушить порошковыми огнетушителями оборудование, находящееся под напряжением до 1000 В.

Особенность применения огнетушителей углекислотного типа в том, что углекислота не причиняет порчи объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами (возможно тушение электрооборудования под напряжением до 1000 В). Однако применение двуокиси углерода имеет и недостатки: охлаждение металлических деталей и раструба огнетушителя достигает минус 70 °С; в замкнутом пространстве помещений происходит заметное снижение содержания кислорода и увеличение доли углекислого газа, что может вызвать удушье и потерю сознания.

Особенностью применения огнетушителей воздушно-пенного типа является то, что ими категорически запрещается тушить электрооборудование под напряжением без предварительного обесточивания (воздушно-механическая пена включает в свой состав воду и не обладает диэлектрическими свойствами).

Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что насыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь.

Покрывала для изоляции очага возгорания эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения — на площади не более 50% от площади применяемого полотна.

Вопрос №3. Использование пожарного крана.

Каждый пожарный кран комплектуется пожарным рукавом и стволом одинакового с ним диаметра, однотипного соединения. В случае использования насосов-повысителей в пожарный шкаф рядом с пожарным краном устанавливают кнопку дистанционного управления для запуска. Пожарный рукав должен быть сложенным в гармошку или двойную скатку. Рукав должен содержаться сухим и не реже 1 раза в год его необходимо разворачивать и перекантовывать на новое ребро (п.50 Правил противопожарного режима в РФ [2]), о чем делается соответствующая запись в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

Не реже 2 раз в год (весной и осенью) необходимо проводить проверки внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи (п.48 Правил противопожарного режима в РФ [2]), с внесением информации по результатам проверок в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

При пожаре для применения пожарного крана необходимо, как правило, два человека. Первый человек срывает пломбу и открывает пожарный шкаф, второй человек разматывает пожарный рукав со стволом в направлении очага возгорания. Первый — открывает кран и при необходимости запускает насосы повысители, второй — работает со стволом на тушении пожара (рис. 4).

Рис. 4. Порядок применения внутреннего пожарного крана.

Вопрос №4. Первая помощь при термических ожогах

Степень поражения кожи при термическом воздействии зависит от следующих факторов: температура влияния (чем выше температура, тем сильнее поражение); длительность воздействия на кожу (чем дольше время контакта, тем тяжелее степень ожога); состояние кожи и здоровья пострадавшего. Поверхностные поражения кожи на площади более 15 – 25% и глубокие более 10% приводят к возникновению ожоговой болезни, возникающей при массивном разрушении тканей с выделением большого количества биологически активных веществ.

Степени ожогов:

1 степень

Покраснение обожжённого участка, отек и боль. Кожа на месте поражения ярко-розового цвета, чувствительна при прикасании и слегка выступает над здоровым участком кожи.

2 степень

На месте поражения отмечается гиперемия, отечность, а также боль жгучего характера. Из-за отслойки эпидермиса на поверхности кожи появляются небольшие и ненапряженные волдыри, наполненные светло-желтой, прозрачной жидкостью. Если волдыри вскрываются, на их месте наблюдается эрозия красноватого цвета.

3-А степень

Происходит более глубокое поражение кожи. Отмечается некроз тканей и отёк, распространяющийся на всю толщину кожи. При 3-A степени образуется сухая светло-коричневая или мягкая бело-серая ожоговая корочка. Тактильно-болевая чувствительность кожи сохранена либо снижена. На пораженной поверхности образуются пузыри с плотной стенкой, заполненные густой желеобразной жидкостью желтого цвета.

3-Б степень

Некроз поражает всю толщу кожи с частичным захватом подкожно-жировой клетчатки. Наблюдается образование пузырей, наполненных тёмной жидкостью с красноватым оттенком (примесь крови). Пузыри быстро лопаются. Образовавшаяся ожоговая корочка сухая или влажная, желтого, серого или темно-коричневого цвета. Отмечается резкое снижение или отсутствие болевых ощущений.

4 степень

Поражаются не только все слои кожи, но и мышцы, фасции и сухожилия вплоть до костей. На пораженной поверхности образуется ожоговая корочка темно-коричневого или черного цвета, сквозь которую просматривается венозная сеть. Из-за разрушения нервных окончаний, боль отсутствует.

Первая помощь:

Прекратить воздействие поражающего фактора. Пострадавшего надо вывести из огня, потушить горящую одежду, прекратить контакт с раскаленными предметами, жидкостями, паром и т.д. Обеспечить вызов «скорой помощи».

При ожогах 1-2 степени охладить место ожога прохладной проточной водой температурой 10-15 градусов на протяжении 10 – 15 минут, чтобы предотвратить процесс повреждения здоровых тканей в районе ожога. Действие холодной воды приводит к спазму сосудов и к уменьшению чувствительности нервных окончаний, обладает обезболивающим эффектом.

Для предотвращения микробного заражения наложить асептическую повязку, неплотно закрывая поражённый участок. Перед наложением асептической повязки необходимо аккуратно срезать одежду с обожженных участков. Нельзя пытаться очищать обожженные области (снимать приставшие к коже обрывки одежды, смолу, и т.д.), вскрывать пузыри. Не рекомендуется смазывать обожженные участки растительными и животными жирами. В качестве асептической повязки могут быть использованы сухие и чистые платки, полотенца, простыни.

Обеспечить пострадавшему покой, дать обильное питьё.

Список литературы:

  1. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69-Ф3 «О пожарной безопасности».
  2. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2022 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
  3. Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
  4. Приказ МЗ и СР РФ от 04.05.2012 г. №477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
  5. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 N 1-4-60-10-19).
  6. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 л.
  7. Краткий курс пожарно-технического минимума: Учеб.-справ. пособие / Собурь С.В. – 10-е изд., перераб. – М.: ПожКнига, 2022. – 288 c.

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило — нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети — большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

Чтобы проверить детские знания о правилах пожарной безопасности нужно проводить небольшие тесты или периодически задавать им вопросы. Например:

  • что делать если начался пожар? (звонить в службу спасения 112 / 01, называть свое имя и адрес);
  • чем потушить только разгоревшийся огонь? (плотным одеялом, мокрым покрывалом, огнетушителем);
  • как нужно вести себя во время пожара? (не паниковать, не прятаться, звать на помощь).

Следует рассказать детям о том, что опаснее самого огня может быть дым. А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  4. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]