Есть в осени первоначальной … (Экологическое занятие старшая группа)
МБДОУ детский сад комбинированного вида №8, г. Володарск Нижегородская область
Воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Курепова Е.В. Есть в осени первоначальной … (Экологическое занятие старшая группа) // Совушка. 2016.№1. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120013.html (дата обращения: 25.01.2022 ).
Интеграция образовательных областей:
- познание,
- коммуникация,
- социализация,
- физическая культура,
- музыка.
Виды детской деятельности:
- игровая,
- речевая,
- музыкальная,
- продуктивная,
- познавательная,
- коммуникативная,
- двигательная.
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках ранней осени и осенних явлениях. Задачи:
- Формировать умение выделять характерные признаки данного времени года, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
- Обогащать словарный запас определениями.
- Развивать речь детей, память, внимание, экологическое и творческое мышление.
- Формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Методические приёмы:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
- Словесные: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, словесные игры, чтение стихов.
- Практические: игры.
Оборудование:
- Кукла Буратино,
- мультимедийная установка,
- музыкальный магнитафон,
- корзины,
- настоящие листья с деревьев, кленовые листья из картона,
- карточки: летние и осенние садовые цветы, деревья, приметы осени, сюжетные картинки «Труд людей осенью»
Литература:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию»; перспективный план работы.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию»; детские экологические проекты из опыта работы. СПб: Детство-Пресс, 2014.
- Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет: практическое пособие. Воронеж, 2012.
- От осени до лета: детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах / Составитель Л.А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2011.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый друг Буратино. Я вижу, что он чем-то встревожен. Давайте узнаем, что случилось? Буратино: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Буратино! Буратино: Ребята, я был у вас летом. Было очень тепло, кругом цвели цветы, зеленели деревья и кусты. Мы гуляли на лужайке и вы мне много рассказали о растениях. Сегодня я с трудом узнал знакомые места. Всё изменилось вокруг: в цветниках очень мало цветов, листья на деревьях меняют цвет, а налетит ветерок и они падают на землю, покрывая её разноцветным ковром. Дни стали короче, Длинней стали ночи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети: Такие изменения в природе происходят осенью. Буратино: Я совсем ничего не знаю об этом. Воспитатель: Ребята, давайте познакомим Буратино с этим замечательным временем года. У осени есть три месяца. Они не похожи друг на друга. Какие осенние месяцы вы знаете? Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Осень бывает разная: первые месяцы теплые, а последние – холодные. Солнышко меньше пригревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Мы наблюдаем с вами две разные осени. Одна – ранняя. Она радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем. Поэт И. Бунин так сказал о ней: «Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной…» Другая осень – поздняя: грустная, с дождём и снегом, с тяжелыми тучами, коротким днём. Какую осень мы наблюдаем сейчас? Дети: Раннюю, весёлую. Воспитатель: Посмотрите на экран, как изображали раннюю осень художники. (Используются картины художников: И. И. Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень» и А.И. Куинджи «Осень». Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года».) Давайте подберём много красивых слов – определений к ранней осени. Дети: Весёлая, разноцветная, богатая, радостная, золотая, пышная, щедрая и т.д. Воспитатель: Ребята, а почему Буратино не увидел на наших клумбах тех цветов, которые росли летом? Дети: Летние цветы уже отцвели, а сейчас на клумбах осенние цветы. Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем. (Дидактическая игра «Летние и осенние цветы»). На наборном полотне расположены карточки различных садовых цветов. Назовите и уберите те из них, которые цвели летом. Какие цветы украшают наши клумбы сейчас? Дети: Бархатцы, георгины, астры, хризантемы. Воспитатель: Вот эти цветы, Буратино, ты и видел на наших клумбах. А сейчас, давайте познакомим Буратино с основными приметами осени. (Дидактическая игра «Приметы осени»). (Дети рассказывают о приметах осени с опорой на наглядность). А ещё, о приметах осени, наши ребята выучили стихотворение. Дети: «Приметы осени.» 1 ребёнок: Осень подойдёт неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни На дорогу упадёт. Это первая примета, Что у нас уходит лето. 2 ребёнок: А вторая – куст малины, В нитках белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река. 3 ребёнок: Третья верная примета: Осень бродит близко где-то. Ранним утром на поляны Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь, Значит, наступила осень. Воспитатель: Молодцы, много осенних примет вы знаете! Ребята, я приглашаю вас погулять под дождём. (Физминутка. Игра «Координация речи с движением»).
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке | (прыжки на одной ноге по кругу) |
В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри. | (дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания) |
Стали мокрыми кусты, Стали мокрыми цветы. | (наклон, руки к полу, потряхивание кистями) |
Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | (встали, руки вдоль туловища, потряхивание руками) |
Воспитатель: Ребята, как называется самое красивое время осени? Дети: Золотая осень. Воспитатель: В это время все деревья и кустарники красуются в самых ярких разноцветных нарядах. Послушайте об этом стихотворение. Ребёнок: «Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клёны. В пурпуре осеннем даже дуб зелёный. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета.» З. Федовская Буратино: А я принёс вам в корзинке осенние подарки. Отгадайте загадку. «С деревьев сыплются монетки От сильного дождя и ветра. Я подниму десять монет И соберу большой букет.» Дети: Осенние листья. Буратино: (Показывает разноцветные листья с разных деревьев) Почему листья желтеют и опадают осенью? Дети: Солнце светит меньше, дни становятся короче, останавливается сокодвижение. Воспитатель: Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это за явление? Дети: Листопад. Воспитатель: Очень красивое зрелище, когда в сухую солнечную погоду, кружась в воздухе, словно танцуя, плавно опускаются на землю листочки, покрывая её разноцветным ковром. Об этом Максим хочет прочесть стихотворение В. Вировича «Листопад». Ребёнок: «Листопад, листопад, Листья жёлтые летят. Жёлтый клён, жёлтый бук, Жёлтый в небе солнца круг. Жёлтый двор, жёлтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит осень – не весна.» Буратино: Со всех ли деревьев опадают листья? Дети: Нет, ель и сосна всегда зелёные. Воспитатель: Как называются эти деревья? И почему? Дети: Хвойные. У них вместо листьев иголочки – хвоя. Буратино: А я видел хвойное дерево совсем жёлтое. Что это за дерево? Дети: Это лиственница. У него хвое мягкая как листочки. Это дерево на зиму сбрасывает свои хвоинки. Воспитатель: Мы с вами знаем, что у каждого дерева и кустарника свои листочки. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Лети, листок, ко мне в кузовок». (У детей в руках листья с разных деревьев. Дети заводят хоровод и напевают.)
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. | Дети берутся за руки и идут по кругу. |
Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. | Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону. |
Листья на ветру кружатся И под ноги нам ложатся. | Ребята разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают. |
Ну, а мы гулять пойдем И листочки соберём. | Ребята опять собираются в кружок. |
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и изображением определённого дерева и говорит: «С такого дерева листок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых листочки с данного дерева, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки узнал дерево и опустил свой листок в корзину.) Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете деревья и их листочки! Буратино: Вы мне рассказывали, что летом у людей много хлопот. А чем же занимаются они осенью? (Рассказы детей по сюжетным картинам «Труд людей осенью» ( 3-4 рассказа). Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Вам придется изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами, движениями. (Дети собираются в круг). Задание 1. Покажите, что стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы). Задание 2. Покажите, что идёт холодный дождь (дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крышу). Задание 3. Покажите, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся). Задание 4. Покажите, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками). Задание 5. Изобразите листопад (дети бегают, кружатся, приседают). Воспитатель: Молодцы, вы очень точно всё изобразили. Воспитатель: Осенняя погода очень изменчива. Это время года нам дарит много радостных и не очень радостных сюрпризов. Буратино: А давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Перед вами осенние листочки. Вы будете собирать их в корзинки. В жёлтую – со словами: «Осень – это хорошо…» (потому что красивые разноцветные деревья, опавшие листья шуршат под ногами, мы ходим в лес за грибами, у меня День Рождения и т.д.), а в синею – «Осень – это плохо…» (потому что много хмурых дней, идут холодные дожди, нельзя долго гулять, можно промочить ноги и заболеть и т.д.). (Дети складывают листочки согласно словам.) Воспитатель: Мы видим, что в обеих корзинах листочков поровну. В осеннее время года есть и хорошее, и плохое. Но мы любим это время за красоту и щедрые дары.
Буратино: Я вижу, что вы очень много знаете об осени, а сейчас, я хочу узнать какие вы внимательные. Поиграем в игру «Чего перепутал художник». (Используется мультимедийная установка.) Посмотрите на экран (на экране картинка с осеннем сюжетом, но допущены ошибки). Назовите, чего не может быть осенью? Молодцы, вы очень внимательные! Спасибо ребята. Я много узнал интересного о самом красивом периоде осени. Теперь я знаю почему на клумбах цветут другие цветы и что происходит с листочками на деревьях и кустарниках. По опавшим листочкам, я смогу найти дерево, с которого их унёс ветер. Я узнал, какие изменения происходят в природе осенью и сколько у людей забот в это время года. Теперь, в школе весёлых человечков, я смогу рассказать своим друзьям много интересного про осень. До свидания! Воспитатель и дети: До свидания, Буратино!
Развлечение по экологии в старшей группе «Спасём лес»
Цель: продолжить экологическое образование детей.
Задачи: — повторить правила поведения в лесу, — развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь, — воспитывать экологическую культуру детей.
Ход развлечения Дети сидят в зале на стульчиках.
Ведущий: Ребята, мы сегодня здесь собрались на праздник леса. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!
1. На полянке посидели, Все попили и поели, А потом пошли домой — Мусор унесли с собой! Правильно? 2. Можно по лесу гулять Ветки с дерева ломать? 3. Девочки цветочки рвали И в веночки заплетали. А полянка вся пуста — Не осталось ни цветка! Правильно? 4. Можно уходя домой, Уносить ежа с собой? 5. Дети по лесу гуляли, Не шумели, не кричали, Ягоды собрали, Кустик не сломали! Правильно? Ведущий: Молодцы, а что это там за шум? (вбегает Лесовичок) Лесовичок: Помогите! Помогите!
Ведущий: Что случилось, Лесовичок?
Лесовичок: В лесу беда случилась, Вокруг всё изменилось: Птицы не поют, Цветы не цветут, Ветер не шумит, Речка не журчит….
Ведущий: Ребята, давайте поможем лесовичку спасти лес! Согласны? Тогда в путь! (Дети встают со стульчиков и маршируют по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам»). Ведущий: Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?
Лесовичок: Люди мусор раскидали, За собою не убрали, Все цветы завяли, Бабочки пропали…
Ведущий: Ребята, давайте уберём мусор на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки! Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт» На полу разбросан «мусор»: кубики, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор». Лесовичок: Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку. (Дети садятся на стульчики, девочки исполняют танец бабочек) (Вбегаеют 2 муравья) 1муравей: Мы трудились целый день И работать нам не лень. Дом построили большой, Поместились всей семьёй!
2муравей: Но пришли ребята в лес — Муравейник наш исчез!
Ведущий: Давайте поможем муравьишкам построить новые домики!
(Проводится игра-соревнование «Построй домик») Дети выстраиваются в две команды, около каждой команды лежит набор напольного конструктора. По команде дети берут один кубик и бегут до ориентира, кладут кубик. Нужно перенести все кубики и построить из них дом. Побеждает команда, которая сделает быстро и красиво. Ведущий: Молодцы, красивые домики получились. А сейчас давайте порадуем наших друзей-муравьишек песенкой. (Исполняется песня «Не обижайте муравья») (появляется сорока) Сорока: Любопытная сорока, Прилетела издалёка, Разношу по лесу вести, Не сидится мне на месте! Ой, беда-беда-беда! Собирайтесь все сюда! Ой, Ой, Ой, какой кошмар, Начинается пожар! Костёр не потушили, Все правила забыли!
Ведущий: Ребята, давайте поможем потушить костёр в лесу. Чем можно потушить огонь? Правильно, водой. (Проводится игра-соревнование «Принеси воду» Дети выстраиваются в две команды. Каждый игрок должен зачерпнуть стакан воды, перенести до ориентира и вылить в ведёрко. Побеждает команда, сделавшая всё быстро и не пролив воды. Лесовичок: Молодцы, хорошо поработали. Давайте послушаем, как запели птицы в нашем лесу! (Дети садятся на стульчики, включается аудиозапись «Голоса птиц»). Лесовичок: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.
1ребёнок: В лесу порядок такой: Посидел — убери за собой!
2ребёнок: Муравейники не трогай, Проходи своей дорогой!
3ребёнок: Ты деревья не ломай И цветы зря не срывай!
4ребёнок: Нельзя в лесу шуметь, кричать, Зверей из леса забирать!
5ребёнок: Костёр надумал разводить, Ты не забудь всё потушить, Тут до беды не далеко, Тушить пожары нелегко!
Лесовичок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! И тогда для вас награда — Птицы, звери — все вам рады! Бабочки порхают, Цветочки расцветают, Спеют ягоды для вас, Приходите, в добрый час!
Ведущий: Вот и пришла пора прощаться с Лесовичком, нам нужно возвращаться в детский сад, а что бы нам было не скучно в пути, давайте споём песню о дружбе! (Дети маршируют по залу и исполняют песню о дружбе)
Название: Развлечение по экологии в старшей группе «Спасём лес» Автор: Бобылёва Татьяна Викторовна Должность: воспитатель 1 категории Место работы: ДОУ №19 «Берёзка» Месторасположение: п. Козьмодемьяск, Ярославский район, Ярославская область
Дата изменения: 31.08.2015 Дата публикации: 01.08.2014