Важность трудового воспитания для развития детей
Существуют и объективные проблемы, осложняющие воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста:
- Экономический кризис, усиливающийся распад семей, миграция детей из дошкольных учреждений;
- Снижение внимания родителей и воспитателей к формированию трудолюбия (по сравнению с физическим, умственным, эстетическим развитием личности);
- Стремление дошкольников к самореализации в сообществе детей с малым социальным опытом.
Таким образом, возникли противоречия:
- Между социальной значимостью воспитания трудолюбия и недостаточной реализацией этой педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
- Между необходимостью подготовки педагога, воспитателя дошкольного учреждения к формированию трудолюбия у детей и отсутствием теоретических основ и организационно-педагогических условий для развития этого фундаментального качества ребенка.
В психологии и педагогике труда, как и в любом другом деле, есть еще неиспользованные резервы в образовательном процессе. Педагогические коллективы и социологи работают над их раскрытием. В этой связи особую роль играет наука психология. В психологическом знании уже признаны психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка в разном возрасте в разных видах деятельности (игра, обучение, труд), обобщены существенные взаимосвязи в области педагогических и психологических явлений.
При организации детского труда следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе работы осуществляется эстетическое и физическое. Такую организацию работы должен обеспечить преподаватель. Он должен быть образцом для подражания, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать мероприятия и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога в воспитании через труд заключается в воздействии личным примером, контроле влияния среды на личность и контроле своей трудовой деятельности. Учитель должен согласовывать содержание и формы работы с педагогическими целями, направлять трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления определенных качеств, оценивать эффективность воспитательных воздействий.
Роль педагога также заключается в том, чтобы помочь ученику повысить свой авторитет среди сверстников. Многие учащиеся показывают лучшие результаты в профессиональном обучении, чем в общеобразовательных предметах. Поэтому у ребенка есть потребность в признании. Когда он добивается повышения своего авторитета, его активность в других видах деятельности возрастает. Одна из главных задач учителя — формировать и направлять эту деятельность.
Учет роли ребенка в формировании его личности также необходим, поскольку у него есть свои потребности, желания и интересы. Несоответствие между планами взрослых и детей объясняет трудности в образовании. Поэтому главная задача учителя — сделать роль самообразования в образовании как можно больше.
Формирование жизненно важных навыков у детей дошкольного возраста связано с деятельностью, направленной в значительной степени на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей младшего возраста начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут быть включены в содержание трудового воспитания лишь в ограниченной степени, но большое воспитательное значение и жизненная важность навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, делают его одним из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми процедурами, что облегчает выполнение действий по умыванию и одеванию.
При правильно организованном педагогическом процессе ежедневный труд по самообслуживанию, по сравнению со всеми другими видами труда, создает наиболее благоприятные условия для активного усвоения ребенком необходимых навыков, приобретения практического опыта самостоятельности в поведении. Это одна из причин более широкого использования данного вида работы в младших группах детских садов.
Оценивая воспитательную ценность самообслуживания, мы должны прежде всего отметить его важнейшее значение для удовлетворения повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематической работе. Дети начинают понимать, что у каждого человека есть задачи, связанные с ежедневными жизненными потребностями.
Ознакомление детей с трудом взрослых
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Звёздный»
141080, Московская область, городской округ Королёв, проспект Космонавтов, дом 31А
тел. 8(498)601-4610, 8(498)601-4606;
Ознакомление детей с трудом взрослых
Подготовила воспитатель Короткова Л.В.
г.о. Королев,2020г.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых
, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными
трудовыми
умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.
Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе
. Дети испытывают радость от
трудового усилия
,
сознавая
полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам
труда взрослых
.
Для создания положительного отношения и привычки к труду
важнейшее значение имеет живой пример окружающих
взрослых
, непосредственное соприкосновение с их
трудом
.
В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых
. В этом
труде
явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой
труд
персонала детского сада имеет в своем влиянии на
детей
много преимуществ по сравнению с бытовым
трудом
, осуществляемым в семье.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. В сельской местности дети видят труд в огороде
, фруктовом саду, цветнике. Нередко в семьях имеет место художественный и технический
труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т. д.)
.
Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда
, видеть, как работают
взрослые
.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой)
.
Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых
, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения
взрослых
.
Здесь возможны различные пути.
Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых
и объяснение его значения;
второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада)
совместной деятельности
взрослых и детей
.
Ознакомление с трудом взрослых
ставит целью дать детям конкретные знания и представления о
труде
и воспитать уважение к
труду взрослых
, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к
труду
. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение
детей — вызвать желание трудиться
, работать добросовестно, тщательно.
Естественно, возникает вопрос: как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых
?
Трудовая деятельность взрослых
, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.
Беседы о том, как трудятся няня
, прачка, повысили аккуратность
детей во время еды
, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить
труд няни
. Это
свидетельствует
о проявлении внимания, уважения к
труду не на словах
, а на деле. На поведение
детей
оказывают опосредованное влияние наблюдения за
трудом взрослых
.
Сильное влияние на детей
, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового
труда взрослых
(уборка, приготовление пищи и т. п., а также различные действия медицинских работников
(сестры, врача)
. Этот
труд понятен детям
, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих
детей
по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры
детей показывают
, что они по собственной инициативе подражают
труду взрослых
.
Детей
старшего возраста уже меньше интересует бытовой
труд
. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого
труда фиксируется (при наблюдении и в беседах)
внимание
детей
на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.
Кроме повседневного бытового труда
,
детей
следует знакомить с
трудом
, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например
труд
, монтера. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, точильщик точит ножи, стекольщик вставляет стекла и т. д.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд
, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта, и колхозников. Умело организованные наблюдения за этим
трудом
имеют большое значение для формирования общей
трудовой
направленности и деятельности самих
детей
. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за
трудом
, который протекает в ближайшем окружении. Разумно организованные наблюдения за
трудом
по выращиванию овощей, фруктов, по уходу за домашними животными отражаются на поведении
детей
.
Труд
, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у
детей
, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом
труде
часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления
детей
, полученные в детском саду.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом
зависит не только от того, какой
труд наблюдается
, но и от того, на какие его стороны направляется внимание
детей
..
Важно вызвать у детей
чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате
труда
: серое шершавое бревно превращается в гладкую блестящую балку; старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской, становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.
Так постепенно дети начинают понимать смысл труда
. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.
При ознакомлении детей с трудом
очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к
труду
, на выработку
трудовых навыков и умений
.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое
явление возможно выработать у них правильные представления о
труде
, правильное отношение к нему.
Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала
, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений.
Детей вначале
, привлекает внешняя сторона
труда
— видимые действия людей, орудия
труда
, материалы. Сам
трудящийся человек
, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания
детей
.
Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению
с окружающим является очень важным фактором создания положительной
трудовой направленности у детей
дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до
сознания детей
, какими приемами пользуется воспитатель.
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых
. Жизненная наглядность
(наблюдения)
обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми
познаний
. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых
, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными
(рассказы, беседы)
; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
В формировании трудовой направленности детей
важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает
детей энтузиазмом труда
: пробуждает интерес, уважение к
труду
, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо
трудиться
.
Неизгладимое впечатление производят на детей
образы скромных героев из произведений С. Маршака — пожарника Кузьмы (
«Пожар»
, почтальона (
«Почта»
, С. Михалкова — дяди Степы-милиционера.
Удивительно просто и глубоко идейно говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том
, что
«работа всякого нужна одинаково»
и что
«чего один не сделает — сделаем вместе»
.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых
— наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений содержание
труда
, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать
трудовому поведению взрослых
. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание
труда
должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых
, которые имеют наибольшее значение для воспитания у
детей
правильного отношения к
труду
, для формирования их собственного
трудового поведения
. Наблюдения за
трудом взрослых
оказываются особо действенными в тех случаях, когда
познавательный
материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту
труда
, вызывает у
детей чувство восхищения
. Это усиливает стремление
детей
сохранить возможно дольше блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной скатерти.
Детей
поражают ловкие движения столяра, умелость радиотехника, чудесные превращения вещей, которые происходят в результате
труда людей
. Все это вызывает симпатии
детей к тем
, кто
трудится
.
Наблюдения за трудом взрослых
положительно влияют на поведение
детей
, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить; если кто-либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.
Дети могут подолгу наблюдать, как трудятся рабочие
; все вызывает у них чувство восхищения: и блестящие инструменты, и дружная слаженная работа, и результат ее.
Особенно эмоционально насыщены наблюдения за сельскохозяйственным трудом
.
Здесь следует обращать внимание детей
на красоту весеннего поля: земля черная, влажная, блестит на солнце.
У детей
особенно возрастает интерес к наблюдаемому
труду взрослых
, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость
трудового усилия
, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом
трудиться
при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье.
В городских условиях можно найти способ доступного включения детей в труд взрослых
. Наблюдая с детьми, например, —
труд
по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь
взрослым в посадке кустов
.
Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений
, привычек дает необходимый воспитательный эффект.
Трудовое воспитание
, основанное на использовании примера
взрослых
, не ведет к
«перевзрослению»детей
, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности
детей
дошкольного возраста.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых
и собственная деятельность
детей
должны тесно между собой переплетаться.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание является важной частью воспитания подрастающего поколения. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучать детей с раннего возраста к простейшим видам доступного им труда, отмечая, что таким образом они знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с различными инструментами. В работе дети проявляют активность, изобретательность, настойчивость, стремление к результату, у них развивается желание оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовая деятельность дошкольников характеризуется их интересом к реальному процессу действия. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова; положив на стол ложку для каждого растения, он начинает выкладывать вторую ложку. Если нет достаточного руководства для детей, то трудовая деятельность продолжается долгое время на уровне действий, которые интересны самому ребенку. Под влиянием учителя у детей постепенно развивается умение ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (готовить все необходимое, определять порядок действий), доводить дело до результата.
На работе дети приобретают разнообразные навыки и умения, которые необходимы в повседневной жизни: в самообслуживании, ведении домашнего хозяйства и т.д. Совершенствование навыков и умений не означает, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. Он развивает уверенность в себе, способность преодолевать трудности, способность прилагать волевые усилия. Это приносит ему радость и желание осваивать новые навыки.
В процессе работы дети практически изучают свойства окружающих их вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомятся с условиями их обитания и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, пытаются сами найти ответ на бесконечные «почему». Они развивают свою любознательность и познавательные интересы. Труд становится важным средством интеллектуального развития детей.
Работа физически нагружает детей, поскольку они выполняют множество действий на открытом воздухе (копают грядку, приносят воду, разгребают снег и т.д.). Дети становятся способными проявлять силу, преодолевать трудности.
Трудовая деятельность имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Выполняя простые задания, связанные с сервировкой стола и приготовлением всего необходимого для уроков, дети учатся быть полезными другим. Это делает их готовыми прийти на помощь тем, кто в них нуждается, охотно выполняет посильные трудовые задания, формирует ответственное отношение к делу, трудолюбие и внимательность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
- Знакомство с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- Обучение элементарным трудовым навыкам и умениям;
- Поощрение интереса к работе, трудолюбия и независимости;
- Поощрение социально ориентированных трудовых мотивов и способности работать в группе и для коллектива.
В детском саду, в семье, в социальной среде — везде ребенок сталкивается с работой взрослых, использует их результаты. Первоначально внимание детей привлекают только внешние моменты: процесс трудовой деятельности, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада помогает сформировать у них понимание характера и смысла трудовой деятельности, объяснить им на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его социальную значимость. Педагог объясняет детям, каким должен быть старательный человек (который добросовестно работает и заботится о завершении работы), что значит хорошо работать, заботиться об окружающих, и читает им произведения о труде, которые передают его смысл и красоту в ясной и эмоциональной форме. Воспитывая в детях уважение к рабочему человеку, желание быть похожим на него, учитель поощряет в них бережное отношение к результатам своего труда.
Знания, которые имеют дошкольники о труде взрослых, должны оказать большое влияние на формирование правильного отношения к труду, но оно может остаться формальным, если знакомство с трудовой деятельностью не сочетать с детским трудом.
Календарное планирование «Труд взрослых. Профессии». Старший возраст
Ольга Березкина
Календарное планирование «Труд взрослых. Профессии». Старший возраст
Тема недели: «Труд взрослых. Профессии»
.Дата: 24.10.16 –28.10.16
Цель: развивать у детей интерес к разным профессиям, формировать представления о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; формировать отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
Итоговое мероприятие. Досуг «В гостях у королевы страны профессий»
.Дата: 27.10.16
ПОНЕДЕЛЬНИК
24.10.16 Специально организованная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)
Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности
Утро Беседа на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».
Цель: формирование интереса к разным профессиям.
Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
.
Цель: обогащать представления детей о профессиях.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
.
(Егор С., Вика В.)
Цель: развитие фонематического восприятия. Утренняя гимнастика.
Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.
Дидактическое упражнение «Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадать»
.
Цель: закреплять умение выделять характерные особенности профессий. Работа с раскрасками на тему «Профессии»
.
Настольно-печатная игра «Кому что нужно»
.
Цель: расширять представления детей о профессиях.
ООД
(групповая)
НОД №1 Социальный мир
(Познание предметного и социального мира)
Тема. Труд взрослых. Профессии. (О. Ф. Горбатенко, с. 17, 25, 27, 50, 60, 91)
Цель: формировать представление о содержании и структуре труда людей разных профессий.
Задачи: формировать представление о профессиях, познакомить детей с предметами, помогающими людям разных профессий, воспитывать бережное отношение к труду.
Способы: беседа, игровая деятельность, показ демонстрационного материала, проблемные вопросы воспитателя.
Средства: демонстрационный материал, муляжи бытовых приборов и пр.
НОД №2 Изобразительная деятельность (Лепка)
Тема. Готовим торт.
Цель: формировать умение лепить «торт»
из нескольких
«лепешек»
.
Задачи: развивать навыки лепки путем соединения из частей целого, развивать творчество, чувство композиции.
Способы: показ образца, беседа, рассматривание.
Средства: пластали, стеки, изображение тортов, опорные схемы, стеки, пластилин, доски для лепки.
НОД №3 Музыкальная деятельность
Роль воспитателя: личным примером воспитывать у детей умение слушать музыкальное произведение, следить за дисциплиной; участвовать в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
Прогулка Физкультурное упражнение «Перепрыгни препятствие»
.
(Коля, Миша)
Цель: развитие координации, умения перепрыгивать через препятствие, отталкиваясь двумя ногами.
Дидактическая игра «Кому что нужно»
.
(Егор Т, Илья Б., Арсений Х.)
Цель: развивать логическое мышление и речь детей, активизировать словарь. Наблюдение за ветром.
Цель: продолжать формировать умение детей определять силу ветра, расширять знания о неживой природе.
Подвижная игра «Гори-гори ясно»
.
Цель: развитие двигательных навыков, умения действовать в соответствии с правилами.
Цель: помочь сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее.
Трудовыепоручения на участке: собрать сухие веточки, подмести веранду.
Цель: развивать трудовые навыки.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечер Речевое упражнение «Кто нужен, чтобы…»
(Илья К., Гоша, Соня Т.)
Цель: упражнять детей в составлении небольших рассказов по опорным картинкам.
Просмотр презентации на тему «Все работы хороши»
.
Цель: обогащение представлений о профессиях. Гимнастика после сна.
Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.
Ситуативная беседа «Что будет если…»
Цель: формировать умение рассуждать о прекращении деятельности людей разных профессий. Творческая мастерская. Изготовление атрибутов к игре в «Магазин»
.
Организация игровой ситуации «Что нужно продавцу и покупателю»
.
Вечерняя прогулка Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»
.
(Маша, Соня О.)
Цель: развивать речь, угадывать по описанию.
Упражнения с мячом. «Брось дальше»
.
(Даниил К., Кирилл Л.)
Цель: развивать ловкость, координацию. Наблюдение за разными видами транспорта.
Цель: расширять представления детей о наземном транспорте, его классификации, назначении.
Подвижная игра «Ловишки с приседаниями»
.
Цель: формировать умение детей соблюдать правила игры.
Трудовые поручения на участке. Уборка опавших листьев.
Цель: развивать трудовые навыки, желание содержать в порядке участок группы.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
ВТОРНИК
25.10.16 Специально организованная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)
Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности
Утро Беседа на тему: «Есть много профессий хороших и нужных»
.
Цель: формирование представления детей о важности и значимости всех профессий; воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.
Игровое упражнение «Сложи картинку и расскажи об изображенной профессии»
.
(Егор С., Маша С.)
Цель: развивать речь детей, активизировать словарь. Утренняя гимнастика.
Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.
Ситуативная беседа «Где какая профессия нужна»
.
Цель: формировать умение детей определять, где нужна та или иная профессия. Создание игровой творческой ситуации «Кому, что нужно»
. Раскраски не тему
«Профессии»
. Предложить дорисовать кому, что нужно.
Цель: развивать творчество, фантазию.
ООД
(групповая)
НОД №1 Двигательная деятельность
(Физическая культура)
Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания.
НОД №2 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)
Тема. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»
.
(О. С. Ушакова, стр. 32)
Цель: формирование умения рассказывать о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»
.
Задачи: формировать умение описывать внешний вид игрушек, закреплять умение образовывать близкие по смыслу слова, закреплять умение произносить слова со звуками (с, (з)
.
Способы: показ иллюстраций, беседа, проблемные вопросы воспитателя, художественное слово, игровая мотивация.
Средства: иллюстрации, игрушки.
Прогулка Физкультурное упражнение. «Брось и поймай»
.
(Сережа, Арсений Ф.)
Цель: развивать умение детей бросать и ловить мяч.
Дидактическое упражнение «Назови осенние явления природы»
.
(Лера Ч., Лида К.)
Цель: закреплять представления детей о сезонных особенностях. Наблюдение за листопадом.
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Подвижная игра «Море волнуется»
.
Цель: активизировать двигательную активность детей, творчество.
Трудовые поручения на участке. Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: развивать трудовые навыки.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечер Чтение с рассматриванием иллюстраций произведения М. Манаковой «Моя первая книга о профессиях»
.
Цель: обогащение представлений детей о профессиях.
Игра-театрализация. Отгадывание профессии и в имитационной игре «Профессии»
.
Цель: развитие умения имитировать действия, развивать творчество, артистизм. Гимнастика после сна.
Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.
Пальчиковая игра «Это пальчик…»
Цель: развивать мелкую моторику, активизировать внимание. Организация игровой ситуации «Супермаркет»
.
Настольно-печатные игры по выбору детей.
Творческая мастерская. «Выложи узор»
(счетные палочки)
.
Вечерняя прогулка Дидактическая игра «Один — много»
.
(Вика В, Таня А.)
Цель: активизировать словарь, закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
Физкультурное упражнение «Найди свое место»
.
(Соня Т., Лера Т.)
Цель: формировать умение находить свое место в колонне. Наблюдение за осадками.
Задачи: отметить понижение температуры перед дождем.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
.
Цель: развитие двигательной активности.
Труд на участке. Сгребание сухих листьев.
Цель: развивать трудовые навыки.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
СРЕДА
26.10.16 Специально организованная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)
Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности
Утро Беседа на тему «Профессиональные праздники»
.
Цель: формирование представлений детей о профессиональных праздниках.
Чтение пословиц о труде. Беседа с детьми о том, как они понимают пословицы о труде.
Цель: воспитывать желание трудится.
Индивидуальная работа по развитию речи. Проговаривание скороговорок со звуком «Р»
.
(Егор С.)
Утренняя гимнастика.
Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.
Игра с мячом «Азбука профессий»
.
Цель: формировать умение детей называть профессии на определенную букву.
Творческая мастерская. «Рисуем орудия труда, необходимые людям разных профессий».
Трудовые поручения. Разложить игрушки по контейнерам.
ООД
(групповая)
НОД №1 Познавательно-исследовательская деятельность
(Математическое развитие)
Тема. Круг. Шар.
Цель: ознакомление с кругом и шаром и его свойствами.
Задачи: познакомить с кругом и шаром и его свойствами; развивать пространственные представления; развивать тактильные ощущения, общую и мелкую моторику, динамические стереотип.
Способы: рассказ воспитателя, беседа, показ демонстрационного материала, динамическая пауза, рефлексия.
Средства: ширма, шарик, демонстрационный материал, картинки, раздаточный материал, ручки, тетради.
НОД №2 Музыкальная деятельность
Роль воспитателя: личным примером воспитывать у детей умение слушать музыкальное произведение, следить за дисциплиной; участвовать в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
НОД №3 Изобразительная деятельность (Конструирование)
Тема. Шапочка для врача.
Цель: формировать умение делать из бумаги шапочку для врача.
Задачи: закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам.
Способы: показ образца, рассматривание иллюстраций.
Средства: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клея, кисточки для клея, клеенки.
Прогулка Физкультурное упражнение. Лазание по гимнастической лестнице чередующимся шагом. (Катя Б., Кирилл Л., Коля М.)
Цель: развивать физические навыки, координацию.
Дидактическое упражнение
Цель: найди пять отличай у разных деревьев. (Егор С., Егор Т, Гоша Ш.)
Наблюдение за погодой.
Цель: расширять и закреплять представления детей о погоде.
Подвижная игра «Лиса в курятнике»
.
Цель: развивать ловкость, координацию.
Труд на участке. Навести порядок на веранде.
Цель: воспитывать желание детей содержать в чистоте участок группы, развивать опрятность.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечер Чтение стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
Цель: развивать умение воспринимать содержание стихотворного текста.
Индивидуальное задание ребенку «Назови свой домашний адрес»
.
(Миша, Маша С., Таня А.)
Цель: закреплять представления детей о месте своего жительства. Гимнастика после сна.
Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.
Игровое упражнение «Самая аккуратная кровать»
.
Цель: воспитывать желание заправлять кровать аккуратно, стараться, расправлять складочки. Настольно-печатные игры по выбору детей.
Трудовые поручения. Навести порядок в конструкторе. Рассортировать игрушки по контейнерам.
Цель: развивать трудовые навыки, воспитывать желание содержать свою группу в порядке.
Вечерняя прогулка Физкультурное упражнение «Прыжки на двух ногах в обруч и из него»
.
Цель: развивать умение перепрыгивать через препятствие отталкиваясь двумя ногами. (Катя Б., Соня Т., Соня О., Илья К.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
.
(Арсений, Лера Р.)
Цель: формирование умения детей определять лишний предмет. Рассматривание разнообразных камней. Рассматривание камня через лупу.
Цель: формирование у детей представления о камнях.
Подвижная игра «Кто добежит быстрее»
.
Цель: развивать двигательную активность.
Труд на участке. Сбор камней на участке, выкладывание композиции.
Цель: развивать творчество.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
ЧЕТВЕРГ
27.10.16 Специально организованная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)
Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности
Утро Беседа «С кем или чем работают люди разных профессий»
.
Цель: расширять представления детей о профессиях.
Дидактическая игра «Для чего эта вещь»
(Вика В., Маша Х, Арсений Х.)
Цель: активизировать словарь, развивать логическое мышление. Утренняя гимнастика.
Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.
Ситуативная беседа «Где и какая нужна профессия»
.
Цель: формировать представление детей о профессиях детского сада. Творческая мастерская. «Рисуем инструменты для папы и мамы»
.
Цель: развивать творчество.
Игры с конструктором. «Изготовим чудо инструмент»
.
ООД
(групповая)
НОД №1 Коммуникативная деятельность
(Развитие речи)
Тема. Модификация русской народной сказки «Курочка Ряба»
.
Цель: формирование умения рассказывать сказку «Курочка Ряба»
на новый лад.
Задачи: развивать речь, творчество детей, навыки драматизации, формировать умение образовывать глаголы настоящего и будущего времени.
Способы: словесная игра, беседа, драматизация, дидактическая игра «Найди место звука в слове»
, элементы ТРИЗ-технологии.
Средства: настольный театр к сказке «Курочка ряба»
, фигурка коровы для настольного театра; карточки с сюжетом какого-либо действия.
НОД №2 Двигательная деятельность (Физическая культура)
Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания.
Прогулка Физкультурное упражнение «Попади в цель»
.
(Илья Б., Даниил К., Лера Р.)
Цель: развивать координацию, меткость.
Дидактическая игра «Скажи громко-тихо»
.
(Вика, Соня Т.)
Цель: развивать выразительность речи, дикцию.
Наблюдение за рябиной,
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной, особенностями ее внешнего вида.
Подвижная игра «Лохматый пес»
.
Цель: развивать двигательные навыки.
Труд на участке. Очистка участка от веток и камней; очистка земли для посадки рассады весной.
Цель: развивать трудовые навыки, желание помогать взрослым, желание работать коллективно.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечер Досуг «В гостях у Королевы страны профессий»
.
Гимнастика после сна.
Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.
Ситуативная беседа «Кто нам шьет одежду?»
Цель: расширять представления детей о профессиях портной и швея.
Малоподвижная игра с мячом «Закончи мое предложение»
.
Цель: развивать речь детей. Настольно-печатная игра. Логического лото «Профессии»
.
Цель: закреплять представления детей о профессиях.
Вечерняя прогулка Физкультурное упражнение. Бес с ускорением и с замедлением темпа. (Катя Б., Егор Т.)
Цель: развивать двигательные навыки.
Творческое упражнение «Нарисуй кошку мелом на асфальте»
.
(Маша Х., Илья К. Миша Г.)
Цель: развивать творческие навыки, умение рисовать силуэт кошки мелом.
Наблюдение за кошкой.
Цель: закреплять представления о том, что кошка домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки.
Подвижная игра «Мяч водящему»
.
Цель: развивать ловкость, координацию.
Труд на участке. Сбор крупного мусора.
Цель: воспитывать желание следить за чистотой своего участка.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
ПЯТНИЦА
28.10.16 Специально организованная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)
Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности
Утро Беседа на тему «Кем ты будешь, когда станешь взрослым»
.
Цель: развивать речь детей, воспитывать понимание необходимости выбора профессии.
Конкурс стихов о профессиях.
Цель: актуализировать знания детей о профессиях. Утренняя гимнастика.
Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.
Игровое упражнение «Что могут сделать умелые руки»
.
Цель: формировать умении е объединять предметы в группы по принадлежности к профессиям. Творческая мастерская. Коллаж на тему «Страна профессий»
.
Цель: развивать творчество, актуализировать знания о профессиях.
Трудовые поручения. «Разложи игрушки по контейнерам»
.
Цель: развивать трудовые навыки, желание содержать игрушки в порядке.
ООД
(групповая)
НОД №1 Природный мир
(Познание объектов живой и неживой природы)
Тема. Рассказ педагога «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»
Цель: ознакомление с органом зрения — глазом.
Задачи: формировать познавательный интерес к человеку.
Способы: беседа, проблемные вопросы воспитателя, рассматривание иллюстраций и моделей.
Средства: модель строения глаза.
НОД №2 Двигательная деятельность (Физическая культура на свежем воздухе)
Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания.
НОД №3 Коммуникативная деятельность (Чтение художественной литературы)
Тема. Нанайская сказка «Айога»
. Анализ пословиц.
Цель: формировать умение понимать и оценивать характер главного героя сказки.
Задачи: закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносный смысл пословиц и поговорок.
Способы: беседа, проблемные вопросы воспитателя, показ иллюстраций.
Средства: иллюстрации, магнитная доска, схемы.
Прогулка Физкультурное упражнение. Ходьба с разным положением рук. (Лера Ч., Лера Т., Гоша, Егор С.)
Цель: развивать координацию.
Дидактическая игра «Один — много»
.
(Вика, Маша С.)
Цель: развивать речь детей. Наблюдение «Сравнение голубя и дятла»
.
Цель: продолжать закреплять представления детей о птичьем мире.
Подвижная игра «Ловишки»
.
Цель: развивать ловкость, умение соблюдать правила игры.
Труд на участке. Заготовка листьев растений для гербария.
Цель: развивать трудовые навыки.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечер Беседа «Машины на службе у людей разных профессий»
.
Цель: закреплять знания детей о том, какие машины и электрооборудование помогают людям разных профессий делать свою работу быстрее и качественнее. Гимнастика после сна.
Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.
Творческая мастерская. Раскраски по теме профессии.
Цель: закреплять представления детей о профессиях.
Вечерняя прогулка Физкультурное упражнение. Прыжки на одной и двух ногах. (Коля М., Сережа Ш.)
Цель: развивать координацию, двигательные навыки.
Дидактическая игра «Назови осенние месяцы»
.
(Соня О, Лида К.)
Цель: закреплять представления детей об осени.
Наблюдение за почвой.
Цель: развивать представления детей о почве, умение описывать ее состояние.
Подвижная игра «Классики»
.
Цель: формировать умение детей быстро реагировать по сигналу педагога.
Труд на участке. Помощь взрослым в уходе за кустарниками.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым следить за порядком на участке.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.
Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение кругозора детей, указывала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равноценно в образовательном плане. Поэтому, с педагогической точки зрения, очень важно сделать правильный выбор объектов, о которых нужно рассказывать детям.
Далее, роль непосредственного окружения была подчеркнута в работах R.O. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова и др. экспериментально доказали.
Формированию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В.А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения укрепляются в сознании детей только тогда, когда ребенок своими руками создает что-то нужное и полезное для народа, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за приумножение богатств отечества.
В работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной основным компонентом трудовой деятельности является социально значимая мотивация, в связи с чем методика вовлечения детей в трудовую деятельность обосновывается демонстрацией важности и ценности процесса и результата труда. В исследовании Д.В. Сергеевой систематически показана методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании дошкольников. В дошкольной педагогике выделяется научная школа, которая показывает роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка-дошкольника.
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой знакомство с трудом взрослых строится на основе причинно-следственных связей: Преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.
В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой показана роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования личностных качеств: Усердие, забота, внимание и т.д., раскрывается метод формирования идей. Сюда входят этические беседы, рассматривание картинок, создание проблемных ситуаций и т.д. Эти ученые подчеркивают роль выездных экскурсий, которые наглядно показывают возможность ознакомления детей с профессиями.
В работе А.М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживать и развивать интерес ребенка к труду взрослых. Для этого организуются выездные экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. С помощью конкретных наглядных примеров важно донести до детей понимание существующих понятий (всякий труд достоин почета; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; труд уважаем; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также как можно больше вовлекать самого младшего члена семьи в дела взрослых.
Очевидно, что работа воспитателей детских садов по ознакомлению детей с работой взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей разъяснительной работы с родителями. Важно донести до родителей, что знакомство ребенка с их трудом является фактором большого воспитательного значения, что ребенок, зная, кем работают отец и мать, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возрастает и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект работы возрастает, когда ребенок проявляет к ней интерес. Знакомство ребенка с трудом взрослых — один из источников воспитания в нем бережного отношения к общему благу.
По мнению Т.А. Марковой, Р.С. Буре, бережливость формируется из правильного отношения к труду других людей. Важно, чтобы ребенок на собственном опыте убедился в величайшей пользе работы для других. Макаренко сказал: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, поэтому его ценность в этом обществе, его ценность как гражданина будет полностью зависеть от того, как он сможет участвовать в общественной работе, как он будет подготовлен к этой работе.
Формирование у детей представлений о труде взрослыхметодическая разработка на тему
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Формирование у детей представлений о труде взрослых
реферат
Исполнитель: Мелехова Валентина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Озёрский детский сад» Промышленновский район | |
Консультант: Дорн Марина Викторовна, к. п. н, зав. кафедрой дошкольного образования КРИПКиПРО |
Кемерово 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. | 3 |
| 4 |
| 10 |
Заключение………………………………………………………………… | 15 |
Список литературы………………………………………………………. | 17 |
Введение
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей — обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
1 Формирование представлений детей о труде взрослых
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.
Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.
Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей — важнейший компонент психологической готовности к труду.[7, c. 56]
На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется ознакомление детей с различ-ными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.[7, c. 59]
Старшие дети знакомы с различными видами труда (производст-венным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека. Наиболее популярными являются профессии системы «человек — техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта — легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные — летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии — грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.
На втором месте профессии системы «человек-человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар,
медсестра, милиционер и др.
Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа»: садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак.
И только 10,6% наименований обозначают профессии системы «человек — художественный образ». Каждая из выделенных профессий называлась один раз, исключение составляют профессии артиста цирка, балерины, музыканта. Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, где делают игрушки, где делают магу, в магазине) или наименованием должности — директор, начальник цеха, капитан корабля и т. п.[1, c. 71]
В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек-человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек — техника», а также целый ряд военных специальностей. Мальчики более активно, чем девочки, называют профессии системы «человек -природа» и «человек-художественный образ», т. е. в целом они являются носителями более обширной информации о профессиях.
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в основном правильно представляют структуру трудового процесса. Наиболее высокий уровень представлений они имеют о самой интересной для них профессии. Дети называют от 3 до 6 предметов, нужных людям определенных профессий для работы. Называют и необходимые психологические качества (учитель — «должен много знать», инженер — «уметь думать», пограничник — «быть осторожным», «если надо — не дышать», летчик — «должен учиться, чтобы не бояться»). Дети легко называют и трудовые действия, раскрывая последовательно весь процесс труда. Например, водитель — «проверяет мотор и колеса, включает зажигание, держит руль, следит за дорогой, едет, куда надо»; аквалангист — «опускается на дно, берет баллоны с воздухом, изучает морские глубины, все рассматривает, плавает, стреляет»; воспитатель — «учит детей хорошему, занимается с ними, водит на прогулку, проводит музыкальные занятия, рассказывает все, чтобы дети были умными».[1, c. 78]
Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер — «задерживает нарушителей », врач — «лечит людей», воспитатель — «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в Жизненной ситуации. Дети, живущие в городе, имеют, как правило, недостаточно конкретные сведения о труде и жизни людей в деревне. Их представления о сельскохозяйственных видах труда крайне общие, а порой и ошибочные.
Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей страны. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома. Во многих семьях с первых лет жизни ребенка труд используется как средство формирования тех нравственных черт личности, которые характерны для нашего общества. Все услышанное и увиденное ребенком вообще (а тем более от отца и матери), как положительный, так и отрицательный их пример, — все это находит благоприятную почву в душе ребенка и рано или поздно дает свои всходы. А. С. Макаренко писал, что дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, не могут получить хорошей квалификации, их постигают различные неудачи, они бывают плохими работниками. Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности, тем выше его интерес к труду взрослых, и особенно к труду родителей.[3, c. 45]
Большинство детей знают наименование предприятия или учреждения, где работают родители. Некоторые дети наименование предприятия заменяют недифференцированным «на работе» или названием должности отца или матери.
Определяя содержание труда родителей, большинство детей вычленяют отдельные трудовые действия: водит машину, собирает приборы, стирает белье, печатает на машинке и т. п. Некоторые дети названия трудовых действий заменяют конечным продуктом деятельности.
Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их работы. У детей старшего детского возраста сформировано определенное отношение к степени трудности работы родителей. Большинство детей считают, что отцу и матери трудно на работе (трудно потому, что долго работают, выполняют большой объем работы, работают в сложных, иногда опасных условиях, устают от шума станков и т. п.). Многие дети связывают с трудностями в работе эмоциональное состояние родителей.
Представления детей о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересной. Обнаружена зависимость уровня представлений о труде родителей от источника информации. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе. Под влиянием целенаправленной работы детского учреждения дети лучше осознают значение трудовой деятельности в жизни каждого человека, в том числе и своих родителей. Они начинают понимать, что мать и отец трудятся не только для того, чтобы содержать семью. Для старших детей и школьников успехи родителей становятся даже предметом гордости. Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются их работой, проявляют любопытство, хотят знать, что делают папа и мама на работе. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с такой же гордостью говорить о родителях, как другие дети. Кроме того, когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.[3, c. 49]
Таким образом, основными средствами формирования психологической готовности ребенка к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его результатами и организация доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям. Содержание и методы обучения определяются в детском саду программой учебно-воспитательной работы, а в семье — особенностями домашнего уклада, образа жизни и всей совокупностью представлений родителей о ценности человеческого труда.
Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.[8, c. 56]
- Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними. В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда взрослых, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей. Первый путь широко практикуется в детском саду — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение; они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. [4, c.34] Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд. Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример труда взрослых в природе (работа в огороде, на поле, уход за животными и растениями уголка природы и т. п). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труд взрослых. Детям 3—4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3—4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Но даже очень хороший пример взрослого не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым в процессе ухода за растениями или животными. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы. Няня моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий няни. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок. Весь, весь листок будет чистый… А теперь другой… Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на няню и стараются работать тщательнее. Такое проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите — говорит воспитатель,— как тетя Шура вымыла растения на нашем подоконнике, их листья распустились, стали ярче ». «Посмотри, как я держу тряпочку. Вот так надо сметать пыль с листьев». Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и лесничего, и работников поля, и животноводов. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста [4, c. 38]. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда взрослых в природе и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей. Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио — и телепередач); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес, и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. Постепенное систематическое расширение представлений особенно важно использовать в работе детских садов сельской местности, а также и городских детских садов, выезжающих на дачу. В конце весны, летом, в начале осени проводят ряд последовательных экскурсий в поле, на луг, животноводческие фермы. Дети наблюдают, как доят коров, разливают молоко, как делают сметану, как отправляют молоко на молочный завод; воспитатели беседуют с детьми о том, как делают масло, сыр. Детей знакомят с выращиванием ржи, пшеницы; ребята могут наблюдать, как готовят почву, как сеют озимые, ухаживают за всходами, убирают хлеб, как молотят; воспитатель беседует о том, как мелют зерно, выпекают хлеб. В результате ряда занятий у детей складываются отчетливые представления об этих видах труда. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье. Какое-то участие детей в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Так, на птицеферме они могут покормить кур, в телятнике — телят; наблюдая труд на огороде, во фруктовом саду, принять носильное участие в сборе овощей, фруктов. При этом дети приобретают и некоторые знания. Им показывают, как колхозники ухаживают за посевами льна, объясняют, зачем нужно делать прополку, обращают внимание на то, что все делать надо аккуратно, какую траву нужно вытаскивать (обязательно с корнем), показывают, как это делается. Дети охотно выполняют этот посильный и интересный для них труд. Каждый ребенок стремится выполнить работу лучше и сделать больше. После наблюдений и участия в труде у детей изменяется отношение к работе на своем огороде. Они тщательнее пропалывать (обязательно с корнем), показывают, как что делается. Действенным средством получения и закрепления знаний о труде взрослых являются игры. В дошкольном учреждении дети могут играть, например, в ролевую игру «Ветеринарная клиника», выполняя роли врачей, которые ухаживают и помогают больным животным. В современной методической литературе представлено немало дидактических игр, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых в природе.
Заключение
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно.
Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Список литературы
- Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
[Текст]: методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение,
2010. – 289 с.
- Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности
[Текст] : учебное пособие / К. Я. Вазина. – М. : Просвещение,2011. – 123 с.
- Година, Г. Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой
деятельности [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Г. Н.
Година. – М. : Просвещение, 2012. – 301 с.
- Диалоги о воспитании [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. — М.:
Педагогика, 2011. – 123 с.
- Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] /
Н. Н. Захаров. – М., Педагогика, 2012. – 223 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения
[Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д, 2013. – 112 с.
- Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] :
учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во
«Николаев», 2012. – 125 с.
- Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] /
В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – №
9. – С. 23-27.
9. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с.
10. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольников в труде [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / В. Г. Нечаева. – М. : Педагогика, 2011. – 231 с.
11. Черкова, Н. Н. В мире профессий [Текст] : методическое пособие /
Черкова, Н. Н. – М. : Наука, 2012. – 132 с.