Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста — Особенности формирования патриотизма у дошкольников


Особенности формирования патриотизма у дошкольников

Основным этапом формирования патриотизма у детей следует считать накопление социального опыта жизни на Родине и усвоение принятых там норм поведения и отношений.

Понятие патриотизма включает в себя познавательную (знания, идеи), эмоциональную (чувства) и поведенческую составляющие (навыки, способности), которые реализуются в сфере общества и природы.

Познавательная составляющая обеспечивает содержание патриотического воспитания.

Поведенческий компонент выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональная составляющая лидирует в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, но нравственные чувства дошкольников характеризуются конкретностью, недостаточной прочностью и стабильностью.

Идеи дошкольников постепенно расширяются. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется только в конце более высокого дошкольного возраста. Этому способствует овладение моральными суждениями, оценками, концепциями, а также когнитивный интерес детей к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания детей в духе патриотизма является единство нравственных чувств и знаний.

Знания влияют на нравственное развитие ребенка только тогда, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у детей дошкольного возраста является то, что моральный опыт ограничивается рамками практической деятельности, в которую они вовлечены (общение с детьми и взрослыми, работа).

В дошкольном возрасте начинается именно формирование воли, нравственных идеалов, которые важны для патриотического воспитания.

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Венера Масалимова

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Масалимова В. В.

МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка»

, город Бирск

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с моей точки зрения выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты, другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое находится в глухой тайге, третье раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войнах, защищавших их родной край.

В старшей возрастной группе уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у дошкольников может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны- России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично,характерно для всей страны:

— здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех людей, почетен;

— в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные и боевые традиции: почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в Армию, традиционное чествование ветеранов труда, празднование дня урожая и т. д. ;

-здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

— в родном краю могут жить люди разных национальностей, их совместный труд, дружба, взаимопомощь становится иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

-здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Чтобы дети, узнавая какие — то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, одним из многих ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из истории страны, республики- рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом следует ориентироваться на программу воспитания в детском саду.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, с учетом местных условий, возрастных и индивидуальных особенностях детей педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Широкие,объемные темы соответствуют содержанию программы: «Мой Башкортостан»

,
«Природа родного края»
,
«В семье единой»
,
«О труде людей»
и т. д. Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Изучение родного края вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Красота родного края, национального быта, искусства являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания.

Задача каждого педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развивать заложенные в нем природой способности.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка.

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь ходить по знакомым улицам, знать, чем они знамениты — это задача, которая вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам, посещения краеведческого музея и др.

Семья- это первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива — детского сада, школы, а затем и нашей Республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Литература:

1.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей. Сост. Ю. Е. Антонов. М.: АРКТИ,2003.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.:ЦГЛ, 2005.

3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)

.- М.:УЦ
«Перспектива»
,2011.

Цели патриотического воспитания детей дошкольного возраста

  1. формирование системы знаний детей о своей родине, которая может быть представлена следующим образом: Природно-географическая информация (географические особенности Родины, климат, природа страны), информация о жизни людей (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальная информация (знание достопримечательностей родного города, столицы, страны, знание названия страны, ее столицы, других городов, государственных символов), некоторая историческая информация (о жизни людей в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знания об исторических памятниках города, улицах).
  2. воспитание интереса дошкольников к окружающему миру, эмоциональной реакции на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, формирование таких чувств, как любовь к родному и близкому народу, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного искусства, любовь к природе, ненависть к врагам.

Вовлечение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Это требует формирования у детей определенных способностей и навыков: умения отражать накопленные знания в игровой, художественной и трудовой деятельности, умения участвовать в социально направленном труде, умения бережно относиться к природе и результатам труда других, умения отражать знания на языке, общения со взрослыми и сверстниками.

При решении задач патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу с учетом местных условий и особенностей детей, принимая во внимание следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (выбор знаний, наиболее актуальных для ребенка в определенном возрасте);
  • непрерывность педагогического процесса и последующая деятельность
  • дифференцированный подход к каждому ребенку с максимальным учетом его психологических характеристик, способностей и интересов
  • осмысленное сочетание различных видов деятельности и соответствующий возрасту баланс интеллектуальной, эмоциональной и двигательной активности;
  • Активистский подход;
  • характер образования, основанный на детской активности.

Ещенко Светлана Николаевна, воспитатель; Игнатенко Оксана Александровна, учитель — логопед, МБДОУ – д/с №9 ст. Старовеличковской, станица Старовеличковская Калининского района Краснодарского края. Данная статья раскрывает особенности организации работы в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Статья предназначена педагогов, работающих в группах детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, патриотизма, формируются первоначальные эстетические представления, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство с традициями своего народа с раннего детства.

Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Базовым этапом формирования у детей патриотических чувств, следует считать накопление ими социального опыта активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

На протяжении многих лет мы целенаправленно, углубленно работаем по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.

Главное направление нашей работы, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. В процессе работы над темой «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю» мы познакомились с опытом работы многих педагогов, проанализировали различные программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Это помогло определить основные задачи нашей деятельности.

Работа по данной теме особенно трудна потому, что требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Анкетирование родителей детского сада показывает, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Кроме того, начиная работать над этой темой, мы столкнулись с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, об обычаях, об особенностях жизни кубанских казаков.

Планируя работу с дошкольниками по теме «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредствам воспитания любви к родному краю», мы ставили определенные задачи:

  • Повысить интерес детей к истории своего народа.
  • Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  • Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
  • Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
  • Познакомить с символикой Краснодарского края, Калининского района, станицы Старовеличковской в современное и давнее время.
  • Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.
  • Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Для реализации этих задач нами были приложены большие усилия по организации предметно — пространственной среды.

Центральным звеном в макросреде ДОУ является регионально-культурный центр.

При его создании учитывалась приоритетность регионально-культурного наследия Кубани: систематизировались сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике станицы Старовеличковской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, модели, символика России, края, района.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают рассказы об истории кубанских казаков, о первых переселенцах, играют в казачьи игры, поют казачьи песни. На занятиях знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища, бытом, народными ремеслами.

Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет музей кубанского быта

. В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

В регионально-культурном центре имеется эколого — оздоровительная зона,

включающая информационный отдел (библиотека с подборкой произведений кубанских поэтов и писателей, коллекции зерновых культур и полезных ископаемых), обучающий отдел с подборкой дидактических игр, уголок природы. Наличие данной зоны позволяет сформировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к тем объектам природного мира, которые находятся рядом с ребенком.

Наличие художественно-творческой зоны «Народные умельцы»

позволяет познакомить дошкольников с национально-региональным искусством, культурными традициями народа: вышивка, плетение из лозы, изделия из соломки и прочее. Детям предоставляется возможность проявить свои дарования в музыкально-литературной, художественной деятельности.

Так же для воспитанников группы сшиты соответствующие аутентичным, казачьи костюмы, которые ребята с радостью надевают на праздники и торжественные мероприятия различного уровня, проводимые в детском саду, станице, районе.

Осуществляется специальное оформление коридоров, музея, территории дошкольного учреждения.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках и представить на творческих выставках. Предметно-развивающая среда создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам.

Нами был разработан перспективный план работы, в который вошли беседы, экскурсии, цикл познавательных занятий, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд) и развлечения.

Вся работа была спланирована по разделам.

Раздел 1: Я и моя семья. Дом, в котором я живу. Понятие «я» и моя семья. Осознание своей принадлежности к семье: родственные отношения, общая фамилия, одно место жительства, совместный отдых и труд. История и традиции семьи. Семейные реликвии.

Раздел 2: История и традиции моего народа. История становления Кубани, возникновения казачьих станиц и Величковского куреня (ныне Старовеличковской). Быт и традиции казаков. История защиты малой Родины.

Раздел 3: Моя малая Родина. Представление детей о малой Родине: Краснодар – столица Кубани, Калининский район, станица Старовеличковская. Достопримечательности станицы. Именитые люди, прославившие Краснодарский край, Калининский район, станицу Старовеличкоскую.

Раздел 4: Природа родного края. Климатические особенности родного края. Растительный и животный мир, водное пространство. Отношение жителей станицы к природе

Раздел 5: Трудовая деятельность жителей края, района. Социально-экономические особенности малой Родины. Кубань — житница России. Труд растениеводов и животноводов. Знакомство с трудовой деятельностью родителей. Знакомство с музыкальными, литературно-художественными произведениями местных поэтов, писателей, композиторов и художников.

При организации совместной деятельности с дошкольниками мы используем разнообразные формы работы, а также современные образовательные технологии: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, педагогическая технология массового праздника, технология здоровьесбережения, ИКТ.

Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей. При проведении НОД упор делается на развитие познавательной и речевой активности, на формирование нравственных чувств, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме этого периода.

Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники, встречи с интересными людьми, выступление творческих коллективов. Праздники дают положительные результаты и подводят итог всей предшествующей работы только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с взрослыми.

Особое внимание при организации и проведении работы мы стараемся уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей.

Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа.

При организации взаимодействия с семьей применялись следующие формы работы:

  • родительские собрания на патриотические, духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • факультативные занятия совместно с родителями;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса гражданско – патриотического, духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети, и родители являются носителями народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Организация воспитательного процесса осуществляется в системе «детский сад – семья – социум». В процессе воспитания мы стараемся не только прослеживать связь поколений в семье, но и привлекаем к сотрудничеству социальных партнеров. Мы тесно сотрудничаем с местным казачьим обществом, станичной детской библиотекой, домом культуры, детской спортивной школой, местным краеведческим музеем.

Также хочется отметить активную поисково — познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали на педагогических советах, семинарах. Педагогами приобретен новый опыт проведения совместной деятельности с дошкольниками на основе краеведческого материала.

Результатами проведенной работы по «Формированию у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю», можно считать расширение у воспитанников круга познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.

Главный результат проделанной работы — повышение познавательного интереса детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало. Кроме того, тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

Для выявления уровня знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию, была проведена диагностика, в подготовительной группе (сентябрь, май). Мониторинг показал, что на начало года уровень знаний детей по патриотическому воспитанию недостаточно глубокий, а в конце года он высокий.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, и из нашего детского сада дети выходят с достаточно сформированным уровнем знаний по патриотическому воспитанию.

Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них, жажду познания к истории своих предков.

Содержание работы по знакомству с родным городом детей.

Работа по воспитанию любви и привязанности к собственному городу требует огромной поддержки познавательной сферы ребенка, его воображения и памяти.

В базовой программе «Пролеска. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» говорится, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и название улицы, на которой расположен детский сад.

Внимание детей старшего возраста следует обратить на объекты, расположенные на ближайших улицах: Школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д. рассказывают о своем предназначении, подчеркивают, что все это создано для удобства людей.

Спектр объектов, с которыми вводятся старшие дошкольники. расширен — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Это объясняется детям, в честь которых они возводятся.

Старший дошкольник должен знать название своего города, свою улицу, прилегающие улицы и в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной город и город, в котором он родился и живет. Для этого необходимы поездки в город и в сельскую местность.

Взрослые должны рассказать о городе, показать его. Необходимо показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организует детский сад. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах.

Воспитатель детского сада может читать лекции о памятниках, театрах и др. Важно, чтобы учебный материал был понятен детям и вызывал их интерес. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Их впечатления должны быть отражены в чертежах и конструкциях. Можно сделать подарки к празднику.

Расширяется спектр объектов, с которыми знакомятся старшие дошкольники — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям говорят, в чью честь они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, улицы и прилегающих улиц, в честь которых они названы. Его учат, что у каждого есть родной город и город, в котором он родился и живет. Для этого им необходимо совершать поездки в город, посещать природу, наблюдать за работой взрослых и узнавать, что работа объединяет людей, требует от них сплоченности, взаимопомощи, знаний о своей деятельности. И здесь большое значение имеет знакомство детей с народными ремеслами края, с народными мастерами.

Чтобы воспитать в детях любовь к своему городу, необходимо дать им понять, что их город — это часть Родины, ибо все места, большие и маленькие, имеют много общего.

-Везде, где люди работают для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

-Везде, где уважают традиции: Родина помнит героев, которые защищали ее от врагов;

-Люди разных национальностей живут везде, работают вместе и помогают друг другу;

-Люди защищают и сохраняют природу;

-Обычные профессиональные и праздничные дни и т.д.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Воспитатель МБДОУ №12 «Малыш»
  • Мальцева Анна Олеговна Музыкальный руководитель МБДОУ №12 «Малыш»

«… Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»

Сенека Луций Анней

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, — пишет Р.М. Понтелей, — любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства. Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в приобретении исторических, этнографических, речевых знаний. Особенно это касается детей в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием, которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания».

Знакомя ребенка со святынями своего народа — родным языком национальной одеждой, народным творчеством — мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей, познания русской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура русского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях художественного и декоративно-прикладного искусства.

Одним из принципов воспитательно-образовательной работы является принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения к культуре (национальной и мировой), ценностного отношения к ней, уважения и признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать, приумножать.

Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим источникам. Основным направлением работы является приобщение дошкольников к русской национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, русскими традициями, фольклором, привитием любви к Родине.

Анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные народные сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных норм.

Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения в семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Это играет огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторим данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края — важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]