Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»
Программное содержание:
— формировать умение составлять рассказ, с помощью схемы высказывания
— учить придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа
— учить отвечать полными предложениями на поставленный вопрос
— упражнять при подборе признаков к животному
— подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных
— воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая.
Ход занятия:
Воспитатель. Послушайте мою загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом тут поспевает много ягод, а после осенних дождей – полным полно грибов».
О чем я рассказала?
Дети. О лесе.
Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, как вы думаете, зачем вообще люди ходят в лес?
Дети. За грибами, за ягодами, цветами, дровами, погулять, отдохнуть.
Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в лес. Давайте присядем на полянку и послушаем звуки леса (звучит музыка). А теперь расскажите, что вы услышали?
Дети. Пение птиц, стук дятла, шум ветра, шелест листвы на деревьях и т. д.
Воспитатель. Что может случиться с нами в лесу? В лесу можно заблудиться, можно кого-нибудь встретить, можно найти что-то. Что-то мы с вами в лесу никого еще не встретили, все звери попрятались, давайте поищем их. Игра «Найдите кто спрятался». Кого же мы нашли?
Дети. За кустом спрятался заяц.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Потому что из-за куста торчат заячьи уши.
Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Назовите звериную семью». Дети берут картинку и рассказывают что они видят (в лесу можно встретить лису с лисятами).
Игра «Что делает? ». Что делает в лесу солнце? Солнце светит, греет, припекает. Что делает ветер? Ветер дует, веет, освежает. Что делает дождь? Идет, льет, накрапывает. Что делают в лесу люди? Отдыхают, слушают пение птиц, любуются природой, дышат свежим воздухом, собирают грибы, ягоды. Что делают в лесу звери? Живут, питаются, играют и т. д.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,
Бабочки кругом летают, кружат, в воздухе порхают,
На полянку полетели, на цветочки тихо сели.
Дети садятся за столы. Игра «Подбери слова к картинке».
Воспитатель. Представьте себе, что Маша встретила в лесу зайца (картинка или игрушка выставляется на стол). Какой он- заяц? (пушистый, смешной, трусливый). Что умеет делать заяц? Прыгать, бегать, грызть кору. А сейчас представьте, что Маша повстречала ежа. Какой он?
Дети. Колючий, быстрый.
Воспитатель. А что умеет делать еж?
Дети. Прятаться в листве, в траве, собирать грибы.
Аналогично рассматривают лису, белку.
Воспитатель. Давайте придумаем рассказ про девочку Машу и зайца, я буду начинать рассказ, а вы его продолжите. Как-то пошла Маша в лес за…. грибами. Набрала…. (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий… (заяц). Он был не один, с ним была вся заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать… («Поиграй Маша, с нами».) У старшего зайчика были самые длинные…. (уши). Он спрятался за …. (куст). Он спрятался за …. (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу … (нашли). Всем было очень… (весело). Молодцы, помогли мне составить рассказ, а теперь я предлагаю вам самим составить свой рассказ о приключениях Маши в лесу. А помогут нам в этом картинки-схемы (дети выбирают картинки и составляют повествовательную схему). Молодцы, каждый из вас составил интересный рассказ.
Конспект занятия с детьми старшей группы 5-6 лет «Прогулка в лес»
Задачи:
• Налаживание отношений психолога с подгруппой детей и детей между собой • Развитие произвольности поведения и самоконтроля • Развитие эмоционально-выразительных движений и их согласованности • Снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы к занятию:
Аудиозапись «Лесные голоса» (пение птиц, журчание ручья, жужжание насекомых, шум ветра и т. д), аудиозапись — шум дождя • Мягкий мяч средних размеров (можно взять мяч с наполнением мелких шариков)
Игровое упражнение.«Эхо».
Каждый ребёнок по очереди называет свое имя, прохлопывая его в ладоши, например Ка-тя, а остальные дети, дружно как эхо за ним повторяют. Вопросы к детям: – Как еще можно необычно повторить имя? – Катя, что ты чувствовала, когда ребята повторяли твое имя?
«Прогулка в лес».
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. – Ребята, а какие в лесу растут деревья, цветы, ягоды…?
«Природные явления».
Наш лес осенний. Психолог перечисляет с детьми приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствую этим явлениям: «Дует ветер» – дует вытянув губы «Качаются деревья» – покачивает поднятыми вверх руками. «Падают листья» – выполняет плавные движения руками сверху вниз «Идет дождь» – выполняют мелкие движения руками сверху вниз «Появляются лужи» – смыкает руки в кольцо перед собой. Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствют данному явлению.
«Камень и путник».
телесно- ориентированное упражнение Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим – «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями. – Ребята, какие были «камни» – удобные или неудобные, твердые или мягкие? – Катя, что тебе больше понравилось: быть в роли «путника» или «камня» и почему?
«Волшебный дождик
».
Цель:
развитие выразительности жестов, мимики. Психолог говорит: «Ребята, представьте, что вдруг подул ветер и набежали тёмные тучи и пошел дождик. Но он не простой, а волшебный и он может превратить вас в кого захотите». Включается запись шум дождя, дети изображают. – Саша, как ты думаешь, в кого превратился Миша? Почему? – Катя, в кого превратилась ты? Какое было настроение у этого персонажа? Тебе понравилось быть этим персонажем? Почему, он какой?
«Порхание бабочки».
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог говорит: «Закройте глаза, представьте, что вы на цветочной полянке, и к нам с Сашей на руки села красивая бабочка, мы полюбовались на нее, теперь хотим передать её вам и для этого сожмём друг другу руки и так по очереди передавайте «бабочку» – Саша, что ты чувствовал, когда я сжимала твою руку? – Как по-другому можно передать «бабочку»? Дети и психолог садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей поделиться, какое – Спасибо ребята, сегодня вы были очень внимательными друг к другу.
Заключительный этап. У
пражнение им понравилось? Дети передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями. другу, отзывчивыми и добрыми, это помогло вам справится со всеми играми и заданиями, хорошего всем дня!