Самоанализ по образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление с окружающим миром»
Самоанализ НОД по образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе.Тема: «Волшебница вода»
При планировании занятия я учитывала психологическое и индивидуальное развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющийся у них запас знаний и умений. Обращала внимание на самостоятельную продуктивную деятельность детей, обучению обобщения при повторении. Перед непосредственным проведением НОД я вела ряд предварительных работ: знакомство с лабораторией, со свойствами воды, разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода», отгадывание загадок, беседа «Мы в лаборатории». Заранее на мультимедийном проекторе подготовила слайд картинки-отгадки и путь воды к квартирам.При проведении НОД решались следующие задачи:Образовательные:
Закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса), познакомить самым простым способом очистки воды;
Развивающие:
развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды. Потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.
Воспитательные:
аккуратность, внимательность, прививать бережное отношение к воде; Время проведения НОД было выбрано рационально. Проводилось в утренние часы, когда у детей повышенная работоспособность. Структура НОД была построена методически правильно, все части выдержаны. Занятие проводилось фронтально, участвовали все дети, Проводилось соответственно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развитию детей. Дети учились высказывать свои мысли, проявляли интерес к занятию. Я старалась активизировать всех детей, поощряла ответы детей. Проводилась
индивидуальная
работа с Саматом и А.Тимуром по развитию способности самостоятельно размышлять и логически рассуждать при работе с таблицами
.
Также проводилась словарная работа: слово «фильтр». На занятии использовались такие
приемы
как игровой: использование игрового момента. Словесный: вопросы воспитателя, ответы детей. Наглядный: использование ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.Детям понравилась созданная ситуация, они решили данную проблему –провели опыт, растворяли вещества в воде, с помощью фильтра очистили воду.В целом я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи
Самоанализ экологического воспитания дошкольников.
Гульнара Сиргалина
Самоанализ экологического воспитания дошкольников.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Мой опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Работая над интересной темой «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности», я даю возможность детям познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Д. В. Эльконина, Т. М. Бондаренко, Н. В. Коломиной.
Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического образования, я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала,придерживаясь определенных требований:
— игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
-игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;
-игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
-предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка.
— для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Считаю, что деятельность воспитателя невозможна без постановки целей и задач, определения средств и способов их решения, и прогнозирования результатов. Свою работу по экологическомуразвитию планирую по следующим направлениям: работа с детьми, с родителями и взаимодействие с педагогами.
Работая с детьми, я расширяю представления детей о живой природе, учу использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развиваю и совершенствую такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для того чтобы грамотно построить работу с детьми, я должна знать уровень развития каждого ребенка. Для этого провожу диагностику, используя материалы М. А. Васильевой, Т. М. Бондаренко, Л. А. Венгера. Определив уровень развития каждого ребенка, ставлю цель, отбираю содержание, методы и приемы работы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года. В процессе проведения диагностики фиксируется уровень знаний каждого ребенка по темам «Живая природа»
(животный и растительный мир)
и
«Неживая природа»
по всем показателям. Сравнительный анализ, полученный при обследовании данных диагностики, позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка и грамотно спланировать индивидуальную работу. Диагностика показала, в какой степени ребенок освоил программу
экологических знаний, как овладел познавательными и речевыми умениями, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное)
. Однако есть и такие дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, слабо развиты познавательные и речевые навыки. Для этого мною проводится индивидуальная работа; дети привлекаются к активному участию в игровых действиях. В коллективных играх дети ярко проявляют себя как с хорошей, так и с плохой стороны, поэтому я использую совместные дидактические игры для диагностики.
Использование дидактических игр в работе предполагает создание педагогом необходимых условий, одно из них это изготовление различных игр. В группе мною создан «Уголок природы»
, где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании детей интересного мира природы; составлена картотека дидактических игр; собран необходимый материал для проведения опытов, наблюдений; подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы, беседы предшествующие дидактической игре. В
«Уголке природы»
ребенок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить свое эмоциональное состояние.
В данный момент работаю над изучением и изготовлением новой дидактической игры «Времена года»
, разработанной петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Планирую использовать ее как на занятиях, так и в свободное время. Игра очень полезна и занимательна, может быть использована в различных вариантах.
Для более успешной работы с детьми мною разработан перспективный план взаимодействия с родителями. Опираясь на собственный опыт и на отобранный материал,были разработаны консультации: «История дидактической игры»
, «Цели и задачи
экологического воспитания детей дошкольного возраста», «Познавательные игры-занятия в работе по экологическому воспитанию», «Значение игры в жизни ребенка»
. Была организована фотовыставка
«Учимся, играя»
; собран интересный материал и представлен родителям в папке — передвижке по теме
«По страницам экологического календаря»
,
«Фантазии природы»
,
«Уроки для родителей»
. Родители приняли активное участие в мероприятии
«Час экологической игры»
во время проведения
«Дня открытых дверей»
, в КВНе
«Что мы знаем о природе и ее охране?»
, проведенной совместно с детьми старшего
дошкольного возраста. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду, мною было проведено анкетирование родителей. В данное время совместно с родителями идет работа над изготовлением альбома, где будет собран фотоматериал о природе, стихи и загадки, пословицы и поговорки.
Свою работу по экологическому воспитанию детей я осуществляю совместно с экологом, согласовывая содержание материала, тематику дидактических игр, информацию для родителей. Активно участвую в методической работе.Мною проведены консультации для педагогов: «Значение экологического воспитания в развитии личности ребенка», «Экологическое просвещение родителей»
,
«Развивающая среда для экологического образования»
, «Работа с родителями в системе
экологического образования», проведен практикум «Игра в экологическом образовании дошкольников»
, заседание
«круглого стола»
:
«Советы по экологическому воспитанию дошкольников»
и проведена викторина по теме
«В природе все взаимосвязано»
.
Постоянно работаю над самообразованием. Изучаю новинки методической литературы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
,
А. Н. Давидчук «Обучение и игра»
, Л. В. Артемова
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
и др.
В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком. В условиях Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, все становится немного сложнее, поэтому необходимо искать интересные для детей способы решения проблем. Именно в дидактической игре ребенок может без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов справиться с любой задачей. Все происходит легко, естественно и с удовольствием.