Пояснительная записка
Человечеством накоплен огромный «сказочный» опыт, но в условиях реализации ФГОС ДО материал, основанный на сказках, используется не в полной мере: нет четкого представления, как эффективнее и полнее использовать сказку и сказочные «продукты» в образовательном процессе.
Сказка и сказочные возможности
Вашему вниманию будет представлен опыт использования сказки и сказочных «продуктов» в образовательном процессе. Не первый год работаю по теме «Сказка и сказочные возможности». За это время был накоплен авторский материал: сказки, сказки – подсказки, присказки, заклички, зазывалки, ритуалы вхождения в сказку, словесные игры по русским народным сказкам, загадки, хороводные игры …Сказочный материал всегда доступен и легко применим в образовательном процессе.
Что я отношу к сказочным «продуктам»? Какие сказочные «продукты» были накоплены в процессе моей практической деятельности?
Сказочные «продукты»: присказки; ритуалы вхождения в сказку; сказочные считалочки; сказочные заклинания; словесные игры на основе сказок (русские народные сказки; авторские сказки) и на основе других произведений детских писателей; сказочные сюжеты в НОД; хороводные игры на сказочную тематику; подвижные игры и эстафеты по сказочным сюжетам; кроссворды по русским народным и авторским сказкам; загадки по русским народным сказкам; сказки – подсказки; мнемотаблицы по сказкам.
Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.
Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).
Ритуалы вхождения в сказку
Ручеек
(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)
Ручеек, ручеек в сказку множество дорог. Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.
Цветок
Силой волшебной этот цветок Нас наполняет с макушки до ног.
Фея
(В роли феи может выступать сам педагог.)
Только Фея нас коснется, Сразу в сказку путь начнется.
Царевна – Лягушка
Силой волшебной готова делиться, Надо лишь рукой коснуться. Царевны – Лягушки пальцем касаемся, В сказку отправляемся.
Ветерок
(Можно использовать настольный вентилятор.)
Ветер, ветер, ветерок, В страну сказок путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попали в сказку в срок.
Ракушка
(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)
Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко, Как там море шумит, что о сказке говорит?
Колечко
Колечко, колечко, скажи нам словечко: – Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).
Дорожка
(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)
Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.
Камень
(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)
Камень, камень, ты красивый, Обладаешь большой силой. Рукой камень мы потрем, Сразу в сказку попадем.
Указка
(Раскрутить указку на столе.)
Указка, указка, дай нам подсказку, Приди на подмогу – укажи дорогу!
Самолетик
(Бумажный самолетик.)
Самолетик, самолет отправляется в полет. Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.
Перышко
(Любое перышко, можно искусственное)
Ветер перышко принес И у нас к нему вопрос: – Если прямо мы пойдем, Сразу в сказку попадем?
Стрела
Всюду стрелочка летала, Все дороженьки узнала. Помогай, стрела, в пути, Как до сказки нам дойти?
Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
Мильвара Магарамова
Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
Тема: “ Путешествие по сказкам ”
Цель: Закрепить у детей знание сказок и их названий.
Задачи: Расширить представления детей о сказках, сказочных героях; Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам; Развивать связную речь дошкольников; Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание; Формировать умение выделять отличительные признаки путём сравнения, находить оригинальные решения; Воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.