Методические приемы, используемые в ходе открытого урока
Открытое занятие в детсаду по развитию речи в средней группе способствует планомерному восприятию ребенком предметов и явлений окружающего мира. Методический прием направлен на рассмотрение предметов или картин в ходе упражнений. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения.
Методический прием в ходе открытого урока
Обратите внимание! Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, учитывать их реакции.
Наглядность
Наглядный метод отвечает дидактическому принципу наглядности и связан с особенностями детского мышления. Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
Логопедические массажи, игры и забавные упражнения
Словесный
Словесный — это прежде всего подбор художественного слова. Перед началом урока проводится беседа с дошкольниками. Они разгадывают загадки, рассказывают друг другу интересные истории, читают стихотворения и задают вопросы педагогу.
Игровой
Подготовиться к игре нужно заранее. Воспитатель готовит материал, состоящий из волшебной шкатулки, музыки «Волшебный цветок», магнитофона, карты-схемы.
Воспитатель с детьми читают стихотворение:
Просто и мудро: при встрече здороваться.
— Доброе утро!
— Доброе утро, солнцу и птицам.
— Доброе утро, улыбчивым лицам!
В.: Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным. Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Давайте закроем глаза, сейчас заиграет волшебная музыка, а вы потихоньку покрутитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова.
Литературный материал для проведения открытых уроков
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста — эффективная форма организации методической работы. Федеральный государственный комитет выделяет открытые и обычные занятия, порой они не имеют особой разницы в подготовке и проведении. При этом следует учитывать, что открытое занятие, в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные стандарты воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии проводится аттестация.
Обратите внимание! Профессия педагога позволяет демонстрировать коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.
Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).
Литературный материал для проведения открытого урока
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Цель мероприятия — формирование отношения к здоровому образу жизни. Закрепляются знания детей о закаливании организма. Применяется следующее оборудование: презентация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», мультфильм «Мойдодыр», полотенца, фрукты и конфеты для игры, воздушные шары, тазы с водой, брызгалки, 2 ведра, 2 обруча, игрушка в качестве мяча, а также кегли.
«Добрым быть совсем не просто»
Цели: способствовать воспитанию доброты, вежливости, милосердия, выявлению правильного или ошибочного представления о добрых делах. На классной доске написано крупными буквами: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
«Весенняя полянка»
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в живой природе на тему «Весна». Закрепить знание признаков весны (тает снег, становится теплее, прилетают из теплых краев птицы); учить замечать изменения в природе (появляются первые цветы, просыпаются насекомые), закрепить знания о птицах, цветах, насекомых. Продолжать знакомить с новым видом изображения в ИЗО, видеть половину изображения, наносить его на одну часть листа около сгиба, чтобы при раскладывании получить целое.
Обратите внимание! Комплексные занятия по развитию речи могут состоять из различных приемов, но ключевое место занимают — рассказы, пересказы и сказки.
Дошкольники упражняются выражать свои мысли, подбирать глаголы и прилагательные к существительным, знакомятся с новыми словами и т. д. Главное – найти к каждому ребенку правильный подход.