Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе


Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с презентацией. Тема: Пересказ сказки «Почтовая улитка»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Задачи: 1. Образовательные:
— познакомить со сказкой «Почтовая улитка»; — учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы; — закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
— продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы; — развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; — развивать монологическую речь; — совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
— формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач; — воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры. Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник. Методы и приемы: 1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка. 2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения. 3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок. 4) Практические: работа с опорными схемами. Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент. Воспитатель: — Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. — Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) — У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Игра приветствие Нежные, добрые девочки! Сильные, смелые мальчики! Встанем в круг и за руки все возьмемся И радостно друг другу улыбнемся!Воспитатель: — Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает. 2. Мотивационно – ориентировочный этап. Воспитатель: — Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить…. А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: В домике всегда своем, Даже в гости ходит в нем… Рожки есть, а не бодает, Кто к ладошке прилипает? (Улитка)1 слайд — Чем питается улитка?

Воспитатель: — Улитка — травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами. 2 слайд – Как ест улитка?

Воспитатель: — На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу. 3 слайд – Как живет улитка?

Воспитатель: — Влаголюбива — это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня. 4 слайд – Как двигается улитка?


]
Воспитатель: — Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!» (Дети произносят хором эти слова). Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см). 5 слайд — Зачем улитке рожки?

Воспитатель: — У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки — большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого — либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. — Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки. 3. Поисковый этап Воспитатель: — Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак…. Чтение сказки «Почтовая улитка». Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, — думала она, — разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!» Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно. — Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте. -Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны? «Эх, — вздыхала улитка, — и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте. — Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами. — Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном! Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, — было написано на конверте, — пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться». Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски? — Улитка! – вдруг вспомнила сорока. — Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась! Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке. И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простор интернета)Работа по содержанию. Воспитатель: — Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). — Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением. — Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) — Кем хотела быть улитка? — Почему ей нравилась профессия почтальон? — Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? — Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? — Что советовал заяц улитке? — Что произошло дальше? (Ответы детей) — Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей) Воспитатель дает определение выражения. — «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом. — Что предложила сорока? — Что значит «ответственный работник»? Воспитатель дает определение выражения. — «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично. Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку. Физкуль. Ползет улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползет тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.Повторное чтение сказки. Воспитатель: — Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы. Воспитатель во время чтения выставляет схемы. 4. Практический этап. Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию) Воспитатель: — Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям). Воспитатель: — Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей) — А как бы ты озаглавил эту сказку? Анализ ООД. Воспитатель: — С какой сказкой вы сегодня познакомились? — Что вам больше всего запомнилось из сказки? Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии. 5. Рефлексивно-оценочный этап. — Кто был героем нашего занятия? — Что вы там узнали нового? — В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.
Презентация на тему: Почтовая улитка

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов «Огородники»

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»

Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Жили-были сказки»

И заронила зерно доброты.

Опорные схемы для занятия по развитию речи детей развития речи

Сказка «Курочка ряба»

Сказка «Три медведя»

Самоанализ открытого занятия по развитию речи

в средней группе «Жили-были сказки».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было представлено занятия по развитию речи в средней группе «Жили-были сказки».

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

При разработке конспекта я учитывала программные требования и возрастные особенности детей средней группы.

Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:

— Закреплять знания детей о русских народных сказках.

— Продолжать развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении.

— Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

— Обогащать словарь детей за счёт слов: «непоседа», «шалунья», «ленивая», «пушистая», «юркая» и др.

— Воспитывать интерес к русским народным сказкам

Предварительная работа:

1. Рассматривать иллюстраций к сказкам.

2. Загадывание загадок о сказках.

4. Показ сказки «Три медведя» (На магнитной доске).

Данное занятие было разработана с учетом современных требований (ФГОС ДО, СанПин)

. Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста. Частая смена деятельности в течении всей деятельности позволила избежать утомляемости детей.

По своей структуре непосредственная образовательная деятельность построена на едином игровом сюжете, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей. Состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности предполагала организацию детей: создание эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней. Это было сделано с помощью приветствия, сюрпризного момента.

Основная часть НОД направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного материала (составление сказок по схемам, здесь я старалась добиваться от детей полных, четких ответов на заданные вопросы. Дети активно отвечали).

Для составления сказки «Три медведя» была использована магнитная доска. Здесь дети самостоятельно по разрезанным и перепутанным картинкам составляли сказку.

В заключительной части, подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: Что больше понравилось на занятии?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]