Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
автор: Ганцева Марина Аркадьевна
Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект составила:
Ганцева М. А. (учитель-логопед)
ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Задачи:
- уточнять понятие «гласные звуки»;
- учить дифференцировать звуки [а], [у];
- учить выделять первый звук в слове;
- учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
- закреплять графический образ букв А, У;
- развивать память;
- воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
- воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).
Оборудование:
- ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
- для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).
Ход НОД:
- Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
:
арбуз – акула – апельсин ананас – абрикос – Африка альбом – аист – арка | утро – улица – ухо Уля – ум – усики уж – узел – умница |
Артикуляционная гимнастика
. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».
СЛАЙД №2
- Основная часть:
1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:
— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.
СЛАЙД №3
— Как плачет Аня? (А)
СЛАЙД №4
— Как воет волк? (У)
СЛАЙД №5
— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)
СЛАЙД №6
Уточнение артикуляции звуков [а], [у].
Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].
План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:
- губы
- зубы
- язык
- как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
СЛАЙД №7
— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)
СЛАЙД №8
Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.
— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).
— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).
СЛАЙД №9
2) Игра «Назови первый звук в слове».
Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)
На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).
Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.
3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).
СЛАЙД №10
Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..
4) Физминутка «А или У?»
Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.
СЛАЙД №11
— Ребята, поговорим о букве У.
СЛАЙД №12
5) Буква У.
- Показ буквы.
- Нахождение буквы в кассе.
- «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
- Выкладывание буквы из палочек.
- Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)
СЛАЙД №13
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).
СЛАЙД №14
- Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:
— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.
— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.
— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).
— «Утка» — показывают руками «клювики».
СЛАЙД №15
6) Игра «Украсим букву У»
. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.
СЛАЙД №16
— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.
Буква А – первая буква а
лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].
7) Буква А.
- Показ буквы.
— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)
- «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»
СЛАЙД №17
- Выкладывание буквы из палочек.
СЛАЙД №18
- Нахождение буквы в кассе.
- На что похожа эта буква?
СЛАЙД №19
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).
СЛАЙД №20
Игра «Украсим букву А»
. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.
СЛАЙД №21
9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).
— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)
Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.
— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).
— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.
— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).
— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).
СЛАЙД №22
10) Анализ и синтез слога УА
.
Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.
— Малыш плачет: «Уа!»
Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.
Слог УА разбирается аналогично.
СЛАЙД №23
11) Печатание слогов
АУ, УА.
СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»
- Итог НОД. Рефлексия.
— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний
Тема: звук и буква А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные: — Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие: — Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику — Развивать фонематическое восприятие и представление. — Формировать звукослоговой анализ и синтез. — Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений. — Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза. — Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами. — Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности). — Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные: — Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии. — Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, презентация РР. Раздаточный материал: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец. Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах. Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком — Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март. Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту) Полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради). Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.
14. Итог занятия
Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»
Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже. Вы можете скачать оригинал файла презентации. |
Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»
Также по теме:
logoped18.ru