Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Звук [а] и буква А»


Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

автор: Ганцева Марина Аркадьевна

Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект составила:

Ганцева М. А. (учитель-логопед)

ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Задачи:

  • уточнять понятие «гласные звуки»;
  • учить дифференцировать звуки [а], [у];
  • учить выделять первый звук в слове;
  • учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
  • закреплять графический образ букв А, У;
  • развивать память;
  • воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
  • воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
  • для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).

Ход НОД:

  1. Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
    :
арбуз – акула – апельсин
ананас – абрикос – Африка

альбом – аист – арка

утро – улица – ухо
Уля – ум – усики

уж – узел – умница

Артикуляционная гимнастика

. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».

СЛАЙД №2

  1. Основная часть:

1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:

— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.

СЛАЙД №3

— Как плачет Аня? (А)

СЛАЙД №4

— Как воет волк? (У)

СЛАЙД №5

— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)

СЛАЙД №6

Уточнение артикуляции звуков [а], [у].

Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].

План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:

  1. губы
  2. зубы
  3. язык
  4. как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

СЛАЙД №7

— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)

СЛАЙД №8

Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.

— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).

— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).

СЛАЙД №9

2) Игра «Назови первый звук в слове».

Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)

На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).

Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.

3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).

СЛАЙД №10

Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..

4) Физминутка «А или У?»

Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.

СЛАЙД №11

— Ребята, поговорим о букве У.

СЛАЙД №12

5) Буква У.

  • Показ буквы.
  • Нахождение буквы в кассе.
  • «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
  • Выкладывание буквы из палочек.
  • Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)

СЛАЙД №13

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).

СЛАЙД №14

  • Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:

— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.

— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.

— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).

— «Утка» — показывают руками «клювики».

СЛАЙД №15

6) Игра «Украсим букву У»

. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.

СЛАЙД №16

— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.

Буква А – первая буква а

лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].

7) Буква А.

  • Показ буквы.

— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)

  • «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»

СЛАЙД №17

  • Выкладывание буквы из палочек.

СЛАЙД №18

  • Нахождение буквы в кассе.
  • На что похожа эта буква?

СЛАЙД №19

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).

СЛАЙД №20

8) Игра «Украсим букву А»

. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.

СЛАЙД №21

9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).

— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)

Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.

— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).

— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.

— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).

— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).

СЛАЙД №22

10) Анализ и синтез слога УА

.

Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.

— Малыш плачет: «Уа!»

Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.

Слог УА разбирается аналогично.

СЛАЙД №23

11) Печатание слогов

АУ, УА.

СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»

  1. Итог НОД. Рефлексия.

— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные: — Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие: — Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику — Развивать фонематическое восприятие и представление. — Формировать звукослоговой анализ и синтез. — Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений. — Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза. — Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами. — Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности). — Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные: — Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии. — Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, презентация РР. Раздаточный материал: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец. Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах. Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком — Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март. Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту) Полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради). Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

14. Итог занятия

Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»

Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже. Вы можете скачать оригинал файла презентации.

Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»

Также по теме:

logoped18.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]