План-конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Предложение»


Особенности моделирования в период обучения грамоте

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте

Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово „привет“ и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений — это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова, произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки — паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно — образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами — котик, кот (например, Букварь Л. Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели.

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог — это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек — столько слогов. «Сколько в слове гласных — столько и слогов, это знает каждый из учеников» — это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило — чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М. В. Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией.

В Букваре Л. Е. Журовой и А. О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги — слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л. Ф. Климанова И С. Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение — один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств: длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качества ударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т. к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай-ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования — построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова.

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л. Е. Журовой и Азбуке В. Г. Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости — глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие — [б] [в] [г] [д] [з] [й] [л] [м] [н] [р]

глухие — [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ц] [ч] [щ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум. При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках — этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости — мягкости:

Мягкие — [б ̕] [в ̕] [г ̕] [д ̕] [з ̕] [к ̕] [л ̕] [м ̕] [н ̕] [п ̕] [р ̕] [с ̕] [т ̕] [ф ̕] [х ̕]

Твёрдые — [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Звуки [й ̕] [ч ̕] [щ ̕] — всегда мягкие

Звуки [ж] [ц] [ш] — всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели — слияния звуков. Они могут выглядеть так: С+Г- открытые слоги, Г+С — закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово –лиса
  2. Делю его на слоги: ли — са, 2 гласных — 2 слога
  3. Первый слог — ли (слог — слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог — са (слог — слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, звонкий — глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте

Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний

Конспект занятия по обучению грамоте «Речь.Предложение.Слово.»

Занятие № 1

Цели: Познакомить детей с понятием «речь», «предложение».

Задачи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формировать понятие «речь», «предложение».
  • Дать понятие о слове, как о части предложения.
  • Формировать языковой анализ – определять количество слов в предложении, порядок слов в предложении, находить место слова в предложении.
  • Формировать умение составлять графическую схему предложения.
  • Формировать умение составлять предложение по схеме.
  • Познакомить детей с правилами о написании предложения.
  • Актуализировать словарь по теме.
  • Развивать навык связной речи.
  • Формировать навык учебного высказывания.
  • Формировать предпосылки грамотности.

Развивающие задачи:

  • Развивать неречевые психические функции: внимание, память, мышление, эмоционально – волевую сферу.
  • Развивать умение обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.
  • Развивать инициативу и самостоятельность.
  • Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать самоконтроль и самооценку.
  • Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Словарь: речь, предложение, схема предложения, большая буква, точка, длинный, короткий.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, палочки, указка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. На занятиях в нашем кружке мы будем учиться читать. Как вы думаете, что нужно уметь и знать, чтобы научиться читать? Правильно.

2. Основная часть занятия:

2.1. Знакомство с понятием «речь».

Логопед. Давайте сначала поговорим о нашей речи. Речь – это то, как мы разговариваем, рассказываем, задаём вопросы. Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Посмотрите на экран. (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «речь» № 1). Прослушайте начало рассказа и придумайте продолжение, рассказывая о каждой детали картины (дети составляют коллективный рассказ

).

2.2. Знакомство с понятием «предложение».

Логопед. Когда мы составляли рассказ, мы каждый раз произносили предложение (приводятся примеры из рассказа

). Предложения бывают длинными или короткими. Как вы думаете, почему одно предложение длинное, а другое короткое (
логопед подводит детей к выводу, что длинна предложения зависит от количества слов
). Кто может сказать, из чего состоит предложение? Сегодня мы будем учиться считать слова в предложениях. Послушайте предложение и сосчитайте слова в нём. (Логопед предлагает вниманию детей 3 предложения:
Наступила осень. Часто идут дожди. Люди собирают урожай.
Дети считают слова в предложениях).

2.3. Знакомство с правилами написания предложения, с составлением схемы предложения.

Логопед. Можем мы с вами написать предложение? Почему? Я сегодня научу вас «записывать» предложение без букв. Возьмите палочки и выложите столько палочек, сколько было слов в последнем предложении. (Дети выкладывают схему.

) Какое первое слово в вашем предложении? Второе? Третье? (
Параллельно логопед рисует на доске схему предложении
.) Мы с вами выложили схему предложения. Посмотрите, как выглядит первое слово. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, поэтому первое слово рисуется с «пенёчком». Чтобы показать, что предложение закончилось, в конце предложения ставится точка.

2.4. Динамическая пауза.

2.5. Формирование практического навыка составления предложения к графической схеме предложения.

Логопед. Рассмотрите картину и схему под картиной. Сколько слов в схеме предложения? Придумайте по картине предложения, подходящие к этой схеме. (Дети называют предложения, логопед проводит анализ предложений, соотнося их со схемой

.) (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «предложение» № 2).

2.6. Гимнастика для глаз.

2.7. Формирование умения анализировать предложение.

Логопед. Послушайте моё предложение и сосчитайте количество слов в нём. (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «предложение» № 3).

3. Итог занятия.
Анализ и оценка уровня усвоения материала и деятельности детей на занятии.
Логопед. Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения? Кто считает, что хорошо справился с заданиями, похлопайте в ладоши.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]