«Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС ДО»статья по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС ДО
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду?
Экологическое воспитание в ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на обучающих занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания: коллективные; групповые; индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС ДО, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Создание экологической среды
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным периодом в становлении и развитии ребенка. Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.
Замечание 2
Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:
- бережное отношение к окружающей природе
- устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого
- правильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ)
- моральные установки и представление об экологических ценностях
- эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления
- положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой
- желание познавать и узнавать окружающий мир
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Цель и задачи экологического воспитания 430 ₽ Реферат Цель и задачи экологического воспитания 260 ₽ Контрольная работа Цель и задачи экологического воспитания 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста, указанная во ФГОС ДОО, достигается посредством решения его основных задач:
- Образовательные задачи:
- формирование целостной системы знаний об актуальных проблемах экологии мира
усвоение путей разрешения экологических проблем
- усвоение знаний по профилактике возникновения экологических проблем
- Воспитательные задачи:
- формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
формирование ЗОЖ на протяжении всей жизнедеятельности, негативное отношение к вредным привычкам
- развитие потребности в ЗОЖ и соблюдении экологических правил поведения
- Развивающие задачи:
- развитие системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, направленных на изучение и оценку состояния окружающей среды
развитие умений по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» Муниципального образования Тимашевский район (МБДОУ д/с №11) открыт в 1966 году.
Если есть на Земле островок любви, радости, счастья, значит это МБДОУ д/с №11 «Светлячок». Наш ДОУ – это живой организм, который дышит, чувствует, радуется. Мы стараемся проникнуть в каждое детское сердце, поселить в нем радость, любовь, доброту. ДОУ – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны. ДОУ – это сотрудники. Самые трудолюбивые, творческие, которые все умеют, болеющие за всё душой, любящие детей люди. ДОУ – это большая семья. И как в любой дружной семье у нас есть свои традиции. Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш чувствовал себя комфортно, развивался в соответствии со своими возможностями, способностями – приходите к нам в детский сад «Светлячок»
ДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 12.03.2013 г. №05353. ДОУ имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 05.12.2012 г.№ЛО-23-01-005240.
ДОУ обеспечивает высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Способствует сохранению физического и психического здоровья, интеллектуальному, художественно – эстетическому, социально – нравственному развитию, эмоциональному комфорту ребенка и его социализации.
ДОУ работает по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
Кроме основных форм, педагоги используют в своей работе новые методики, технологии, парциальные программы :
- «Воспитание экологической культуры у дошкольников» (С.Н.Николаева)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина,)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
- художественно – эстетическое воспитание детей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Воспитатели позаботятся о том, чтобы Ваш малыш стал самостоятельным, общительным, активным, любознательным, научился мыслить, развил свои творческие способности, приобщился к миру искусства, научился создавать свои художественные творения; музыкальный руководитель Л.Э. Чернявская раскроет таланты Вашего малыша и он станет настоящим маленьким артистом; осуществляется работа по нравственно- патриотическому воспитанию, совершенствуются умения и навыки изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Ведется работа по экологическому воспитанию во всех группах, имеется экологический кабинет «Божья коровка» в котором старшие воспитанники проводят опыты и эксперименты, за основу используются разработки программ «Юный Эколог» С.Н.Николаевой и « Наш дом природа» Н.А. Рыжова. У детей воспитывается осознанное отношение к природным явлениям, к себе и своему здоровью. В ДОУ проводится комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность, это: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в течении дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические — упражнения, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, «дорожки здоровья»); активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); оздоровительные услуги: фитонцидотерапия.
Проводим дополнительное развитие индивидуальных способностей детей в кружке «Колокольчик » — вокальный.
Педагогические принципы работы коллектива:
Воспитываем дружных, веселых и находчивых. Согреваем лаской, теплом, заботой. Развиваем здоровых, сильных, ловких. Сеем разумное, доброе, вечное.
Каждый ребенок в нашем саду это ясная звездочка. И эта звездочка сияет ярче от того, что знает — ее любят и ею дорожат, знает, что ее не бросят, а помогут достичь совершенства.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
Для чего мы открыли свой сайт в Интернете?
Для того, чтобы рассказать побольше о дошкольном учреждении, которое стало для нас вторым домом, о добрых и творческих сотрудниках, дарящих частичку своей души и тепла нашим дорогим воспитанникам, а также о самих детях, воспитание и обучение которых мы считаем самым главным занятием. Мы стремимся к тому, чтобы ДОУ был для всех, кто его посещает, домом, в котором царят комфорт, уют и доброта, слышится музыка и звонкий детский смех, домом в который приходят с радостью.
На данном сайте Вы можете получить всю необходимую информацию о жизни нашего детского сада.
Вы можете узнать информацию о том, как мы живем. Мы будем рассказывать о прошедших мероприятиях и знаменательных датах. Вы можете посмотреть наш фотоальбом и перенять у нас некоторый опыт в проведении занятий и консультаций.
- В разделе «Гостевая книга» Вы можете с нами связаться и оставить пожелания и замечания по работе ДОУ в целом, а также ознакомиться с мнением других родителей;
- В разделе «Мероприятия детского сада» и «Новости» хранятся конспекты занятий и мероприятий, проводимых нашими педагогами;
- В разделе «Экскурсия по саду» хранятся фотоматериалы территории ДОУ , интересных мероприятий проводимых в ДОУ и т.д.;
- В разделе «Информация для родителей» вы найдете много интересного: игры, стихи, песни , загадки и многое другое;
- В разделе «Рекомендации специалистов» Вы можете ознакомиться с консультациями для воспитателей и родителей.
Мы надеемся, что наш сайт буден полезен как родителям воспитанников нашего ДОУ, так и многим другим. Если у Вас имеются вопросы, относительно МБДОУ д/с 11 , Вы можете их задавать на адрес нашей электронной почты .
Мы ждем Вас по адресу:
Краснодарский край г. Тимашевск мкр. Сахарный завод 8.
тел./ факс: 8 (86130) 5-35-77
С уважением, заведующий МБДОУ д/с № 11 Авраменко Татьяна Андреевна
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Замечание 3
Главная цель экологического воспитания в школе – формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.
Экологическое воспитание школьников направлено на передачу экологического опыта старшего поколения. Однако это не всегда достаточно для того, чтобы экологическое воспитание было полноценным и эффективным. Для того, чтобы достичь указанной цели школьник должен быть активным участником воспитательного процесса и сам воздействовать на старших и на сверстников.
Необходимо отметить, что экологические цели воспитания в школе различны, в зависимости от возраста детей.
Цели экологического воспитания детей в начальных классах:
- воспитание бережного и уважительного отношения к окружающей природе
- развитие устойчивого желания соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов
- пропаганда экологических целей
- занятие активной деятельностью по изучению правил обращения с природой и способ ее защиты
Задачи экологического воспитания детей начальной школы аналогичны задачам воспитания детей в ДОУ. Однако помимо воспитательных, образовательных и развивающих типов задач, выделяют ряд специфических задач, основанных на возрастных особенностях и потребностях детей младшего школьного возраста.
Задачи экологического воспитания в начальной школе:
- Образовательные и воспитательные задачи: углубление и расширение имеющихся экологических знаний
- Поведенческие задачи: формирование начальных экологических умений и навыков
- Познавательные задачи: развитие познавательной, творческой и общественной активности детей в процессе экологической деятельности
- Преобразовательные задачи: направлены на воспитание чувств бережного отношения к природе.