Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников большую трудность. А ведь усвоение слоговой структуры слова является одной из главных предпосылок для овладения грамотой. Несформированность навыков слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление в период обучения в школе дислексии и дисграфии.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.
Известно, что использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить играя» остаются актуальными и сегодня.
А дидактическая игра — это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Представляю вашему вниманию дидактические игры, целью которых является формирование слоговой структуры слова у дошкольников.
«Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»
На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.
Вариант 1.
Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.
Вариант 2.
Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.
«Построй башню»
Современные детские конструкторы — это безграничный просторn фантазии не только для ребенка, но и для педагога.
Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.
«Лесенка»
По лесенке-чудесенке Сейчас я поднимусь. Все слоги сосчитаю я, Всех выше заберусь.
Логопед: «Помоги человечкам подняться на свои ступеньки».
Дети по картинкам определяют количество слогов в слове. Пальчиками шагают по ступенькам, называя слоги слова, ставят человечка на ступеньку последнего слога, определяют количество слогов в слове.
«Наряди елку»
Дети наряжают елку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых три слога.
Ветки поменьше — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.
«Помоги Слоговичку»
Отправляемся с ребятами в гости к Слоговичку и помогаем ему собрать двусложные слова — названия игрушек из половинок яиц Киндер Сюрприза.
Каждую игрушку кладем в яйцо с его названием.
«Снеговики»
Лепит с самого утра Детвора снеговика. Снежные шары катает И, смеясь, соединяет.
Логопед предлагает детям слепить снеговиков так, чтобы на них можно было прочитать слова.
«Помоги клоуну собрать слова»
На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами.
Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова».
Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.
Рябова А.М., учитель-логопед
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры
- Коррекционно-логопедическое занятие по преодолению нарушений слоговой структуры слова у учащихся 2 класса общеобразовательной школы
- Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией
- Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР
- Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями
(11 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Дидактические игры для подготовительной группы детского сада
Дидактические игры по развитию слоговой структуры слова.
Автор: Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель ГБОУ СОШ 821, дошкольное отделение. Дидактические игры предназначены для детей подготовительной к школе группы.
Игра №1 «Слоговое домино».
Для игры нам понадобится цветной картон, предметные картинки, клей, ножницы, простой карандаш. Берем цветной картон, обратную сторону цветного картона расчерчиваем на прямоугольники размером 5х10 см.
Расчерченный лист картона разрезаем на карточки.
Из старых книжек вырезаем маленькие предметные картинки и наклеиваем их на цветную сторону карточки по две штуки (слева и справа).
Цель игры: закрепить умение делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: ребенку предлагают посмотреть на карточки – домино и выложить цепочку домино таким образом, чтобы количество слогов последующего слова – названия совпало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено верно, то цепочка замкнется, т. е. слоговая структура названия последующей картинки совпадет со слоговой структурой первой.
Игра №2 «Цветочный магазин».
Для изготовления игры нам понадобятся открытки, цветной картон, клей, ножницы, карандаш. Берем цветной картон, на обратной стороне расчерчиваем картон на прямоугольники размером 14х10 см.
Разрезаем картон на прямоугольники.
На цветную сторону картонных прямоугольников наклеиваем открытки цветов.
Берем картон другого цвета, обратную сторону картона расчерчиваем на прямоугольники размером 3х8 см.
Разрезаем картон на карточки.
На цветную сторону карточек наклеиваем кружочки (по 1, по 2, по 3, по 4).
Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: на наборное полотно поставить карточки с цветами. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продаются разные цветы. Одни – с короткими названиями, например: пион; другие с длинными названиями, например: незабудки. У вас есть у каждого числовая карточка с кружочками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его, если ошиблись, цветок остается на прилавке». В конце игры воспитатель показывает числовую карточку и просит назвать купленные цветы, в названии которых столько слогов, сколько кружочков на карточке.
Игра №3 «Три линейки»
Для игры понадобится цветной картон, предметные картинки, ножницы, клей, карандаш. Берем лист картона и делим его на три части.
Берем другой лист картона, с обратной стороны расчерчиваем на квадраты со стороной 5см.
Разрезаем картон на квадраты.
На квадраты наклеиваем предметные картинки.
Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги; определении количества слогов в слове; находить картинки, в названии которых определенное количество слогов. Развивать речь детей, воспитывать внимание, мышление. Ход игры: детям раздаются большие карты, разделенные на три части и предметные картинки. Дети должны на первую линию выложить картинки, название которых состоит из одного слога; на вторую линию выложить картинки, название которых состоит из двух слогов; на третью – из трех слогов.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Весна
Похожие статьи:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детей компенсирующей направленности «В гостях у Зимы»
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»
Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Поэтому постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (в частности с дизартрией) предполагает учет онтогенеза в норме.
Толкование термина «звуко-слоговая структура слова» разными лингвистами и педагогами имеет свои особенности. Многие авторы разделяют понятие «звуко-слоговая структура слова» на термины «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, условно разделившего всех детей на «звуковых» и «слоговых» [10].
Об этом же явлении упоминает в своей работе Н. Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и другие. Н. И. Жинкин подчеркивает единство звуковых и слоговых структур. С одной стороны, ни один звук не может произноситься вне слога, а без него не может образоваться никакая языковая единица. В то же время звуки, синтезируемые в слоговой композиции, не только позволяют узнавать слова, но и способствуют согласованности самих слогов благодаря их слиянию.
Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показано также в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А. К. Марковой [15].
Так, в работах ведущих российских ученых наблюдается тенденция к фрагментарному использованию понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» для более общего термина «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из важнейших показателей полноценного фонетического развития.
В настоящее время под звуко-слоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и типов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова необходимо рассматривать в двух направлениях: овладение звуковым произношением и ритмико-слоговой структурой слова.
Особенности овладения звукопроизношением:
Уже в крике ребенка наблюдаются гласные звуки с гнусавым оттенком. Ребенок также издает звуки, примерно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями младенческого языка как предшественники фонем (Т.В. Базжина).
Предшественники фонем появляются на стадии гула. Первоначально на этом этапе появляются гласноподобные звуки среднего-заднего ряда непрямого восхождения, сопровождаемые согласными обертонами, то есть наблюдается среднее значение гласных элементов (Н.И. Лепская). Среди первых согласных преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие как к согласной, так и к гласной:,. Среди согласных — полугласные, небные с дополнительной назализацией, задне-язычно-увулярные, которые постепенно сменяются задне-язычно-велярными. Фронтально-язычные звуки практически не обнаруживаются на начальном этапе жужжания (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Лепская, С. М. Носиков, А. Д. Салахова).