Методическая разработка «Методы экологического воспитания дошкольников»
Следующий словесный метод — чтение художественных произведений.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр — экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.
Практические методы.
Одним их практических методов экологического воспитания является игра.
Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, то есть обучающие игры.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
предметные;
настольно-печатные;
словесные;
творческие.
Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.
Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры
Строительные игры с природным материалом
(песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств, предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного, можно лепить куличики).
О чем книга Николаевой С.Н по методике воспитания дошкольников экологии
Светлана Николаевна Николаева является доктором педагогических наук, главным научным сотрудником института психологии, занимающегося проблемами детства. Автор научных трудов по педагогике известна своими исследованиями, связанными с экологическим образованием. Эту тему она раскрывает и в своей работе «Методика экологического воспитания дошкольников».
Ладони держат детей и радугу
Учебник написан человеком с большим опытом воспитания детей. По мнению Николаевой С. Н., начинать экологическое воспитание надо с рассказов о природе. И когда детское сознание наполнится необходимыми сведениями, можно закрепить у воспитанника определенное отношение к окружающей среде:
- познавательное;
- эстетическое;
- гуманистическое.
Важно! Николаева С.Н «Методика экологического воспитания дошкольников» — произведение, в котором автор выражает уверенность: отношение человека к природной среде — это индикатор, который показывает, насколько он образован в экологическом плане. И начинать такое воспитание важно как можно раньше, с подготовительной группы детского сада, закрепляя в средней и старшей группах.
Педагог предлагает методу экологического образования, которая состоит из двух основных моментов:
- передать знания по экологии;
- модифицировать их в отношения.
Экологическое воспитание дошкольников Николаевой должно заключаться в достижении итогового результата, когда ребенок осознанно будет относиться к природе бережно. Понимая, что и он — часть этой среды.
Планета с бабочкой в человеческих ладонях
Приложение к программе
Для успешной реализации такой цели Светлана Николаевна разработала специальную программу. Это «Юный эколог» для подготовительной группы Николаевой.
В данном пособии рассматривается вопрос экологического воспитания и культуры детей в дошкольном возрасте. Основа книги состоит из теоретических и практических исследований, посвященных данной теме. Этой работе автор уделила несколько десятилетий.
Обратите внимание! Ориентировочно, читателями книги должны стать практики, занимающиеся дошкольным воспитанием, преподаватели и студенты пединститутов и педагогических училищ.
В приложении «Юный эколог» предусмотрено изучение следующих тем:
- Растения, животные и человек обитают среди живой и неживой природы.
- Растения и животные многообразны, их объединяет среда обитания.
- Растения и животные растут и развиваются в своей среде обитания.
- Человек постоянно взаимодействует с природой.
Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ
Для каких групп детских садов подходит данная книга
Экологическую культуру в детсадовском учреждении должен прививать воспитатель. Поэтому именно ему важно понимать значение экологических проблем и причин, их породивших. Данная методика разработана для детей, начиная с младшего детсадовского возраста — подготовительной группы.
«Теория и методика экологического образования детей» Николаевой С.Н.предназначена именно для самых маленьких воспитанников детсадовского учреждения, так как уже тогда малыши могут узнать важную информацию:
- как связаны растительные, животные организмы и среда обитания;
- насколько многообразны живые организмы, находящиеся в экологическом единстве;
- в какие сообщества объединяются живые организмы;
- человек является живым существом, в своей среде обитания он получает все условия здоровой и нормальной, качественной жизнедеятельности;
- человек пользуется природными ресурсами, но при этом загрязняет окружающую среду;
- важно охранять и восстанавливать природные богатства;
- конечным результатом реализации методики должно стать сознательное бережливое отношение к окружающей среде.
Важно! Основные аспекты программы следующие: конечным результатом работы по экологическому воспитанию является отношение. Воспитателю отведена роль носителя экологической культуры.
Воспитатель и малыши детсадовской группы на занятии
Формы экологического воспитания
- Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.
Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:
- Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
- Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
- Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
- Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
- Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.
- Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
- Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
- Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.
Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС
Наглядные методы
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
- Формирует у детей знания о природе.
- Учит наблюдать.
- Развивает наблюдательность.
- Воспитывает эстетические чувства.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например: при наблюдении за кроликом, для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На пол следует постелить коврик, иначе животное будет скользить по гладкому полу. Для того, что бы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в течение занятия ещё и чтение отрывков из художественных произведений. наблюдение должно протекать в определённой последовательности. Используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.