Картотека опытов с водой Старшая группа Воспитатель Пенькова Елена Владимировна НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка», с.п. Куть-Ях. — презентация


Доведение до кипения

Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.

Внимание! Вынимать следует только при помощи прихватки, стакан будет горячим.

Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.

Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае — стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.

Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.

Проводить подобные опыты для дошкольников следует проявляя особую осторожность.

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Эксперимент со спичками

Для первого опыта с водой для дошкольников понадобится стеклянный стакан, акварельные краски, глубокая тарелка, пластилин. Эксперимент с использованием воды наглядно покажет, как меняется давление воздуха при горении.

  1. В стакан нужно налить воду, кисточкой добавить в него любой цвет из красок и размешать, это нужно для наглядности проводимого опыта.
  2. Далее в пустую тарелку на дно положить кусочек пластилина, в который вставить спички — две штуки.
  3. Из стакана в тарелку налить цветную воду.
  4. Под присмотром взрослых надо поджечь эти спички и накрыть их пустым сухим стаканом.

В результате нехитрого эксперимента, спички гаснут, а цветная вода, начинает подниматься вверх. Это происходит потому, что при горении давление воздуха в стакане становится меньше, чем снаружи.

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Опыт с водой разной температуры

Для следующего опыта понадобятся четыре стеклянных стакана, краски. Этот эксперимент с водой для дошкольников показывает свойства воды разной температуры.

  1. В два стакана нужно налить холодную воду, в другие два – теплую.
  2. В холодную воду можно добавить желтый цвет, а в теплую – черный.
  3. Один из стаканов с желтой холодной водой поставить в тарелку. А стакан с теплой водой накрыть пластиковой карточкой и перевернуть вверх дном и в таком виде поставить его на стакан с прохладной водой, то есть стаканы с разной водой будут располагаться зеркально, между ними – пластиковая карта.
  4. Затем нужно очень аккуратно вытащить карточку, при этом нужно следить, чтобы стаканы не шевелились, придерживать их в первоначальном положении.

Здесь можно будет увидеть, что холодная и горячая вода не смешалась, это происходит потому, что тепло стремится вверх, а холод – вниз.

Осталось еще два стакана, можно попробовать провести этот эксперимент наоборот – вниз поставить горячую воду, а наверх – холодную. Вода в этом случае смешается.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Павлова Луиза Николаевна воспитатель МБДОУ Яншихово-Норвашский детский сад Чувашская республика, Янтиковский район, с.Яншихово-Норваши

Тема: «Волшебница вода» ( эксперименты с водой для детей старшей группы) Цель: — Развивать интерес к природным и погодным условиям. Познакомить и показать с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями « дождь, роса, снег, иней, пар, лед и состоянием воды в окружающей среде, — Познакомить с разными свойствами воды. Экскурсия на природу в летнее время. « Где находится вода?» ( в пруду, на ручейке и роднике, в колодце). -Откуда у нас дома и в детском саду вода ? (ответы детей) Беседа о воде. Эксперимент №1. Вкус воды.

Цель: Везде ли вода питьевая? (Нет) -Какой вкус имеют вода? Проба родниковой воды . Проба воды взятой в группе из крана. Проба воды из колодца. Сравнение вкуса воды. ВЫВОД: родниковая вода самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли. Где еще существует вода?

Эксперимент №2. «Теплая вода»

Цель: Выяснить путем сравнения воды из разных мест. Из какого места вода самая теплая? Вывод: Родниковая вода и из колодца — самые холодные .Самая теплая вода – но речке, потому что она согревается на солнышке. Эксперимент №3. «Роса» Цель : Откуда появилась роса? Во время зарядки на площадке наши ножки промокли и мы узнали, что по утрам выпадает роса. Росу мы заметили на травках клумбах. Она оказывается выпадает в мокром состоянии и способна увлажнять природу. Эксперимент №3 Вода в овощах и фруктах»

Воспитатель с детьми отжимают сок помидоров и мандаринов. Все дети видят, как из них вытекает сок. Вывод: есть вода (в овощах, фруктах). -Для чего вода нужна людям? ( ответы детей). Вода обладает чудесным свойством , она может растворять различные вещества. Съел ты пирожок , вода растворяет этот пирожок на мелкие частицы и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода — настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Эксперимент №4 »Бесцветная вода» Берем стакан воды и пускаем туда соль, наблюдаем, что же произошло? ( соль растворилась). Изменился ли цвет воды от соли? ( нет). Пробуем воду на вкус — она соленая. Вывод: При добавлении соли вода способна оставаться такой же прозрачной, но изменив вкус. Эксперимент №4 «Куда вода исчезла? « Наливаем речную воду в бутылку , закрываем крышкой , ставим ее в на солнышко и оставляем на месяц, припрятав от посторонних людей. По истечения месяца возвращаемся и выясняем, как же она уменьшилась. Ведь мы оставляли полную бутылку, а тут она неполная. Вывод: Вода испаряется на солнце.

Эксперимент №5. «Холодная вода»

Цель: Отчего вода холодная? Глубокой осенью возвращаемся на речку. Вода в ней отчего – то стала холодной. Вывод: Выясняем, от похолодания погодных условий меняется состояние воды на природе.

Эксперимент №6. «Ледяная вода» Цель: «Откуда появилась льдинка»? Возвращаемся на речку, холодной осенью, когда вокруг земля замерзла и видим, речка покрылась сверху тоненькой льдинкой. Берем льдинку из речки и определяем, что же это? Оказывается, вода замерзла в речке и превратилась в льдинку. А льдинка похожа на стекло и очень быстро способна ломаться. Вывод: Вода способна изменить свою прежнюю форму.

Эксперимент №7. «Каток»

Цель: С наступлением зимы с санками приходим на горку. Бывшая речка и земля покрыта снегом. Проверяем, а лед нас выдержит , если мы наступим на него? Мы с детьми чистим снег на льду и уточняем, лед стал прочным. Бояться нечего, он нас выдержит. Он – гладкий, скользкий , даже можно скользить на льду. Игра « Скольжение на льду»

Вывод: Лед уплотняется, он гладкий, холодный , твердый и скользкий.

Эксперимент №8. «Узоры на окне» Цель:Как создаются узоры на окнах? С дошкольниками долго гадали, как же появляются узоры на окошках? Стали наблюдать и выяснили: с кухни пар поднимается, сталкивается с теплым воздухом ,выходящего из окошка и в результате прилипает пар к окну и из этого создаются узоры на окошках. Вывод: Встреча теплого воздуха с холодным способны создавать узоры на окнах. Эксперимент №9. «Деревья в инее» Цель: «Откуда появляются инее» С дошкольниками на прогулке мы заметили, как деревья покрылись инеем. Ведь раньше к ветвям деревьев не было прилеплено тонкий слой снежного покрова. Для уточнения этого явлении мы обратились за помощью к учительнице по биологии Лукиной В.В.Она объяснила нам, что с потепление погоды и резкое похолодание вызывает инее. Вывод: Потепление погоды и резкое похолодание вызывает инее .

Следующая >

занятие по экспериментированию «Свойства воды» для старшей группы (5-6 лет)

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания:

беседа, поощрение.

Методы обучения:

беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Методы развития речи:

Словесные (беседа), практические (упражнение)

Средства воспитания:

наглядные (иллюстрация), показ

Средство обучения:

инструкция (схема последовательности эксперимента)

Оборудование:

посылка, письмо, презентация, одноразовый стаканчики и ложки, баночки для рисования, питьевая вода, вода из-под крана, эфирное масло, краситель, кисточки, коктейльные трубочки, дидактическая игра, картинки (река, озеро), несколько прозрачных сосудов разной формы.

Список использованной литературы:

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2022. —340 с., ФГОС ДО

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Ход образовательной деятельности:

Последовательность деятельности Методы Содержание деятельности

Педагога

Деятельность детей Планируемый результат
1.Мотивационный этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Демонстрация

Иллюстрации

Игровая ситуация

Поощрение

Воспитатель привлекает внимание детей, эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

— Ребята, сегодня утром у дверей нашей группы я нашла посылку. Но без вас я не стала ее открывать. Интересно, что же лежит в этой посылке? Вы хотите узнать?

Примерный ответ детей:

Да

-Встаньте полукругом, чтобы всем было видно, а я открою посылку.

-Ребята, посмотрите, что здесь, это же письмо, как мы его сразу не заметили. Хотите узнать, что там написано и от кого оно?

Примерный ответ детей:

Да

«Дорогие, ребята! Мы фиксики и мы приглашаем вас в нашу лабораторию для исследования воды. Мы будем рады вас увидеть. Все что вам понадобиться для опыта есть в этой посылке.»

-Как интересно, ну что ребята, отправимся в лабораторию к фиксикам?

Примерный ответ детей:

Да

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности Дети смотивированы, проявляют заинтересованность

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]