КАРТОТЕКА ОПЫТОВ -ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫкартотека (младшая группа) на тему
«Узнаем, какая вода?»
1.Прозрачность воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.Ход опыта: По предложению воспитателя один ребѐнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают.Подведение детей к пониманию свойства воды-прозрачная
«Узнаем, какая вода?»
2. Запах воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.Ход опыта:По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавленсок выжатого лимона.Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы.Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха.
«Узнаем, какая вода?»
3. Вкус воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать.Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар ( по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы.Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха
«Узнаем, какая вода?»
4. Переливание воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки.Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозр. пластик. стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеѐнка, фартуки по количеству детей.Ход опыта:По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ѐмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива.Подводит детей к пониманию того, что вода течѐт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льѐтся?
«Разноцветная вода»
(Окрашивание воды)
Цель:формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.Ход опыта:Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает еѐ. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода.Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неѐ добавить краску.
«Вода –наша помощница»
«Вода –наша помощница»
1.Игровая ситуация «Девочка чумазая»
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз.Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьѐм рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного.Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.
2. «Без воды нам никуда»
Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.Материалы:стол-поддондля экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребѐнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки.Ход опыта:По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечѐм пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов.Мытьѐ рук из кувшина, вытирание салфеткамиОбобщение сделанного, подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.
3.Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизаторОрганизация наблюдения детей за поливом комнатных растений. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льѐтся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания –пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них. Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.
«Соберѐм водичку»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка,разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеѐнка.Ход экспер-та: Каждому ребѐнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество) , покрытый клеѐнкой из стакана; выжимание еѐ из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу. Подведение к пониманию свойства воды –принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов –поролоновой губки –впитывает жидкость, помогая собрать воду.
«Кораблики»
Свойство предметов -плавучесть
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации;формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей.Ход экспери-та:По предложению воспитателя дети опускают (поочерѐдно) на воду бумажные кораблики, кораблики изскорлупы и коробочек, наблюдая за ними. Вопросы к каждому ребѐнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде.Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.
«Тонет -плавает»
Цель:формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из водыМатериалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая , пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какя из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик; небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.-Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду. Вопросы к каждому ребѐнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает? –Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка.-Активизация с помощью воспитателя вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.
« Пар –это тоже вода»
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.Материалы: термос с кипятком; зеркальце.-Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды -пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком.Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нѐм капельки воды.
«Заморозим воду»
1.«Знакомство со свойствами льда»
Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами(водой); упражнение в переливании воды ложкой.Материалы:ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеѐнка.-Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы -переливания ложкой окрашенной воды изпиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замѐрзла, превратилась в лѐд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лѐд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во времяпрогулки.-Подведение детей к пониманию свойства воды –вода может замерзать в лѐд, лѐд –это твѐрдая вода.
«Лѐд»
Цель:формирование умения экспериментировать со льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный.Материалы:формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеѐнка.-По предложению воспитателя дети берут в руки лѐд, рассматривают его, делятся своими впечатлениями. Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребѐнку: Льдинки скользкие? Льдинки хотят выскользнуть из рук? Какой лѐд: тѐплый или холодный?Затем дети вместе с воспитателем кладут лѐд в таз с водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?-Подведение детей к пониманию того, что лѐд от тепла тает, а руки тѐплые (предложение вытереть руки салфетками)-Организация наблюдения детей за льдомв воде: плавает, не тонет.-Подведение детей к пониманию, что лѐд легче воды.Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе.В течение дня привлечение внимания детей к процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды), отмечая изменения (лѐд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке –вода).-Подведение детей к пониманию , что вода превращается в лѐд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.
«Снег»
Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег)Материалы:ванночка со снегом, игрушка –собака.-В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или тѐплый? Почему руки у вас стали мокрыми?Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки тѐплые.-Организация игровой ситуации: вносится игрушка –собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая еѐ в снег, чтобы следы были хорошо видны).Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово (пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге»).-В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода –грязная вода.-Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.
Конспект занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы «Волшебная вода»
Тема: «Волшебная вода»
Цель:
Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная — непрозрачная, цветная — бесцветная, жидкая).
Задачи:
— дать детям первоначальные навыки экспериментирования;
— закреплять знание цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный;
— активизировать в речи детей слова «прозрачный», «непрозрачный», «цветной», «бесцветный», «жидкий»;
— закреплять счёт до 4-х.
Оборудование:
сундучок с бутылкой воды, баночки с краской (желтого, красного, синего, зеленого цвета) по количеству детей, кисти по кол-ву детей, прозрачные баночки с водой, игрушки от киндер-сюрпризов, поднос, тряпочка, бумажные салфетки, бумажные кораблики.
Ход образовательной деятельности:
Орг. часть:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте с ними поздороваемся!
Соберемся вместе в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Раздаётся стук в дверь. – Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь. Ой, какой красивый сундучок нам передали. Так интересно, что же в нём. Вам интересно, ребята? На сундучке написано: «Отгадай загадку и узнаешь, что внутри». Внимательно слушайте загадку:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Её пьют, её льют.
Всем она нужна.
Что это? (вода
)
Правильно!
Ребята, скажите, для чего нам нужна вода, что мы с ней делаем? (пьём, умываемся, вода нужна, чтобы приготовить еду, поливаем цветочки).
Игра «Спрячь игрушку»
Ребята, а вы знаете, что водичка-волшебница? Она приглашает вас в своё царство – Царство воды и предлагает с ней поиграть. (На столе стоят 6 баночек с водой (чистой и мутной).
Посмотрите, на столах стоят баночки с водой. Берите каждый по игрушке и прячьте их в наших баночках.
Посмотрите, ребята, у кого игрушку видно? У Вари, Богдана, Артёма. А у Сейрана и Вани не видно. Почему же так вышло?
Правильно. Водичка не смогла спрятать предмет, потому что чистая вода прозрачная. Давайте вместе скажем «прозрачная»
. А теперь скажи, Богдан, Варя, Настя. Ребята, а в какой воде игрушка спряталась, где её не видно? (
внепрозрачной).
Давайте вместе скажем «непрозрачная».
— В этой баночке вода прозрачная и игрушку видно. А в другой — непрозрачная, поэтому игрушку не видно.
— Как вы думаете, у водички есть цвет? Настя? Артём?
— На самом деле, вода не имеет цвета, она бесцветная
. Давайте вместе скажем
«бесцветная»
.
Вы знаете, ребята, вода иногда расстраивается, что у неё нет цвета. Как мы можем ей помочь? Давайте подкрасим воду. Подходите все к столам.
Игра «Цветная вода».
На столах у вас стоят баночки с краской и кисти. Выбирайте себе краску и в свой стаканчик с прозрачной водой добавляйте цветную гуашь. Смотрите, сейчас начнётся волшебство – вода быстро растворяет краску.
— Какого цвета вода получилась у тебя в стаканчике, Артём? (красная)
— Какого цвета гуашь ты добавила в воду? И получилась … (зелёная вода)
— Какого цвета гуашь ты Богдан добавил в этот стаканчик? (жёлтую)
— Какого цвета вода у тебя получилась Варя? (синяя)
— Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода. Какая вода у нас получилась? Давайте вместе скажем «цветная»
. Повтори Ваня, Сейран.
Педагог выставляет 4 баночки с цветной водой. Ребята, посмотрите, сколько у нас баночек с чистой прозрачной водой? (одна), а с цветной? (четыре). Дети называют цвета. Молодцы!
А теперь давайте потанцуем, сейчас вы превратитесь в капельки воды.
Физкуль.
Игра «Перелей водичку»
Подходите все к столу. А ещё водичка что умеет делать? Посмотрите. Ребята, что делает вода? (льётся, переливается). Послушаем, как она льётся?
— А почему она льётся, переливается? Да потому что она жидкая. Давайте вместе скажем «жидкая»
.
— А теперь поставьте баночки на поднос и посмотрите, как много получилось на нашем столе разноцветных лужиц. Но их легко можно вытереть, потому что вода жидкая и хорошо впитывается. Посмотрите, у нас есть салфетки и тряпочка. Давайте сотрем со стола всю разлитую воду. Молодцы!
Подведение итогов.
— Что мы сегодня узнали о воде, какая она может быть? (прозрачная или непрозрачная, бесцветная или цветная, а ещё воду можно переливать и легко стереть, потому что она жидкая).
Сюрпризный момент.
Ребята, вы молодцы, хорошо занимались сегодня. Вода на память о нашей встрече передала для вас маленькие подарки – кораблики. Их вы сможете запускать по воде.
2