Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.
Эстетическое
воспитание
– это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.
Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:
- Формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей.
- Воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений.
- Освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности.
Понятие эстетического воспитания
Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.
Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.
О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.
Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.
Значение эстетического воспитания
Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».
Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.
Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.
Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.
Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.
Воспитание искусством
Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:
- развивающая среда;
- тесное взаимодействие с природой, искусством;
- условия для реализации творческого начала.
В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание в семье
Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.
Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.
В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.
Воспитание искусством
Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.
Даже самые выдающиеся произведения могут оставить равнодушными, если не прозвучат в должном исполнении. То же относится и к живописи, скульптуре, музыке.
Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника
Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:
- Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
- Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
- Коллективное сочинение рассказов и сказок.
- Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.
Декламация стихов одно из средств эстетического воспитания
Место эстетической культуры воспитания в социуме
Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.
Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.
В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.
В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.
Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.
Эстетическая и художественная культура личности
Значение эстетического и художественного развития личности как важного рычага общественного прогресса возрастает в переходные периоды, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его душевных сил. Именно через этот этап сейчас проходит наша страна. Прочная сила в осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно это обстоятельство делает проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и создания для этого благоприятных условий чрезвычайно актуальной.
Важно эффективно противостоять тенденции отодвигания эстетической среды на задний план, на периферию сознательных задач. Это имеет очень опасные последствия, ведущие к обеднению культурной жизни общества и духовной деградации составляющих его личностей. Ни одно из чисто материальных достижений, на которые нынешние реформаторы склонны направлять свое внимание, конечно, не стоит такой цены.
Можно также утверждать, что без включения эстетического фактора в проводимые реформы их социальная и человеческая эффективность будет ничтожной.
Эстетическое воспитание личности начинается с первых шагов маленького человека, с его первых слов и поступков. Нет ничего лучше окружающей среды, которая не накладывает отпечаток на душу на всю оставшуюся жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика — все это впитывается, переносится, закрепляется в сознании.
Эстетическое воспитание происходит на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше он попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его эффективность.
Каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы влиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? А что такое эстетическая и художественная культура как явление общественной жизни и индивидуального сознания?
Эстетическая культура — это проявление, конкретизация культуры в целом. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс деятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целенаправленной и успешной, продуктивной социальной деятельности.
Культура выступает как один из ведущих атрибутов планетарной цивилизации, отличает жизнь человека от жизни других живых существ на Земле и возможных внеземных цивилизаций.
Культура — это основной, исторически стойкий показатель творческой деятельности человека, коррелятор уровня и качества развития сообществ и отдельных народов, критерий оценки исторического пути и перспектив крупных социальных единиц, каждого отдельного человека. Культура — это «вторая натура».
Эта модель, с некоторыми поправками на массовизацию производства и углубление разделения труда и специализации, актуальна и сегодня.
Мастерство, художественное чутье, умение и вдохновение позволяют современным рядовым работникам добиваться зачастую поразительных результатов, что дает основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.
Все приведенные факты об эстетической и художественной культуре приводят нас к выводу о чрезвычайной важности целенаправленного формирования ее у людей, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в общественном воспроизводстве человека.
Задачи эстетического воспитания
Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.
Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний. Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.
Цель развития культуры личности – взрастить в ней:
- восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
- чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
- потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
- вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
- идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.
Методы приобщения к прекрасному
Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:
- беседы;
- уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
- участие в экскурсиях;
- походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
- творческие домашние задания.
Формы и методы эстетического воспитания
Главное богатство для общества творческая личность
В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.
Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.
Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.
Читайте: Средства эстетического воспитания.
Средства и способы эстетического развития
В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.
Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.
Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.
На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.
Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.
Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.
С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.
Обратите внимание
Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.
Эстетическое и творческое воспитание детей дошкольного возраста.консультация на тему
Эстетическое и творческое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.
На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:
– организация восприятия ребенка;
– организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
– профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
– интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.
Методологические основы эстетического воспитания представлены на рис. 23.
Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:
– на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
– формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
Рис. 23. Методологические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
– освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
– развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. «Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее», – писала она.
Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей па доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.
Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться па следующих принципах:
– эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
– принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
– детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяетвариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;
– интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественноречевой, театрально-игровой);
– художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
– принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных пародов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
– индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
– преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, комплексной и парциальными программами по эстетическому воспитанию и образованию дошкольников, современными концептуальными подходами к определению сущности и содержания эстетического развития ребенка.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:
– эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
– природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
– окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать»;
– самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
– разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
– разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: «Радость труда – красота бытия»;
– физические упражнения и элементы спортивных игр.
В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;
– важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
H. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель». Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных иликоллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.
Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.
По мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.
Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейничество», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.
Вторая форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты, индивидуальные возможности юных артистов.
Третья форма – театрализованное представление, в основе которого – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как повторение выученного, а как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ.
И наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки, Осенины) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, но мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г. М. Науменко, Н. Шангиной и др.).
Здоровье общества и эстетическое воспитание
Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.
Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.
Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.
Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.
Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.
Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.
Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.
Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.
Аппликация способ развивать чувство красоты и одновременно моторики рук
Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.
Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.
Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.
Чтение книг способ привлечь внимание к литературе
Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:
- Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
- Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
- Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
- Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
- Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
- В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.
Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.
Понятие прекрасного через изучение природы