Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста


Определение

Мнемотехника (мнемоника) ― перечень методик и техник, которые помогают запомнить различные типы информации.

В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации ― установление связей с известными образами и явлениями.

Мнемотехника для детей

За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.

В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.

Выразительность исполнения развивает технику речи ― дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.

Как научить ребенка запоминать?


Мнемотехника — это прием, который позволяет легко запоминать информацию. Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники.

​Мнемотехника для детей — в чем польза и когда её использовать?

Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые:

  • Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление.
  • Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
  • Увеличивается словарный запас, связность мысли.
  • Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.

Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет. Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать.

​ Мнемотехника: 3 основных способа запоминания

1. Мнемотаблицы. Способ подходит для малышей и младших школьников, когда объем информации не такой большой, как в средних классах. Способ подойдет для урока литературы и работы с текстом, запоминания стихотворений и песен на уроках музыки и т.д. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке. Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности. Если ребенок не справляется, помогите наводящими вопросами. После этого попросите пересказать сюжет сказки, опираясь на изображения. Со временем усложняйте задания: более длинные тексты, более запутанные сюжеты, хорошо, чтобы ребенок сам придумывал и рисовал картинки, которые потом помогут ему при перессказе текста. При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходится одна картинка-образ. Также мнемотаблицы подойдут для заучивания больших текстов, в данном случае текст разбивается на план и каждому его пункту придумывается 1 большая картинка-ассоциация. Внутри этой картинки может заключаться смысл всего пункта.

2. Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе. Примеры из правил русского языка:

Долго ели тОрты Не налезли шорты!

Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии: Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.

3. Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа. Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя. Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить). Шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д.

Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи.

Также в развитии памяти дошкольников и младших школьников помогут наши онлайн-занятия.

Мнемотехнические приемы

  1. Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
  2. Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  3. Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
  4. Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
  5. Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
  6. Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.

Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.

Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию. Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы.

Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.

Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.

Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:

  • обучать (тематические коллажи);
  • запоминать;
  • формируют навык распределения внимания.

Упражнения для дошкольников

Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка. Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию ― шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы ― идет дым из трубы»), потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).

Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.

Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша ― мы гуляем не спеша; шу-шу-шу ― дам малинку малышу; ши-ши-ши ― где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.

Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.

Упражнения для начинающих:

  1. «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.
  2. Игра «Сравни кубики». Задача ― научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.
  3. Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно ― один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.
  4. Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры ― подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.
  5. Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.
  6. Игра «Волшебники» ― помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов ― стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.

Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.

Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников

Обучение системе детей дошкольного возраста часто начинают в 4—5 лет с самых простых приемов.

  • Мнемоквадрат — карточка, где показано одно изображение, одно слово или короткая фраза. Используется с 3-4 лет.
  • Мнемодорожка — ряд из мнемоквадратов. Используется с 5-6 лет.
  • Мнемотаблица — ряд мнемодорожек. Используется с 7 лет.

Упражнения для дошкольников

  1. Предложите малышам изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Сначала дети пытаются с помощью зрительных ассоциаций пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Так по картинкам можно быстро запомнить, как мыть руки, в какой последовательности одеваться.
  2. Игра «Вспомни фигуру» подойдет для детей 4 — 5 лет. С помощью зубочисток или спичек составьте последовательно несколько фигур. Когда ребенок их рассмотрит, попросите его отвернуться. Уберите одну из фигур и попросите отгадать, какую фигуру вы убрали из последовательности. Со временем усложните фигуры. Можно экспериментировать с игрушками, цифрами, любыми предметами.

Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным по жизни, советуем также научить его управлять своими эмоциями — как это сделать, читайте здесь.

Есть правила, которые несложно соблюдать при работе:

  1. Увеличивайте время постепенно. В первый день — 5 минут, затем — 10-15. Так постепенно доведите время занятий до 40 минут в день в несколько подходов.
  2. Чем младше ребенок, тем проще упражнения. Мы предложим вам группу упражнений мнемотехники для начинающих «от простого к сложному».
  3. Используйте красочность. Яркие краски и эмоциональное участие родителей не дадут заскучать. И сделают занятие супер интересным!
  4. Не принуждайте. Это только оттолкнет от занятий.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.

  • Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.
  • Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.
  • Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее.
  • Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи. Завтра ― сказку, диких животных и т.д.
  • Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

Мнемотехника для школьников

Современный ученик получает огромное количество информации по разным дисциплинам ежедневно. Запомнить полученный материал в таком объеме очень сложно. Здесь помогут навыки мнемотехники, которые дают возможность накапливать и сохранять информацию.

Мнемотехника для развития памяти ― это сильная тренировка внимания и мышления. Максимально запомнить полученную информацию помогут следующие техники:

  1. «Придумай свою историю». Как запомнить список несвязанных между собой слов? Самое простое ― это придумать историю. Например, словарные слова на букву «л»: – лабиринт ― на аттракционах мы запутались в лабиринте; – лаборатория ― он проник тайком в секретную лабораторию; – лагуна ― голубая лагуна сверкает солнечными бликами. Далее ученик читает получившийся текст и пересказывает. Таким образом он запоминает нужные слова.
  2. Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.
  3. Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.
  4. Еще один проверенный способ запомнить информацию ― это попробовать зарифмовать ее. Необходимо составить несколько строк нужных сведений, зарифмовать их. Таким образом должен получиться небольшой стих. Далее несколько раз повторить.
  5. БЦК ― буквенно-циферный код. Техника применяется для шифрования чисел и цифр в слова.

Что такое мнемотехника

Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).

Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.

Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]