10 советов родителям по укреплению физического здоровья ребенка


Как сохранить здоровье и долголетие.

В нас­то­ящее вре­мя, ме­дицинс­кая на­ука га­ран­ти­ру­ет, что каж­дый из нас мо­жет жить не ме­нее 80 лет и поч­ти не бо­леть. Вра­чи на­учи­лись пре­дотв­ра­щать ин­фаркт ми­окар­да и моз­го­вой ин­сульт, под­держи­вать здо­ровье у боль­ных са­хар­ным ди­абе­том и дру­гими хро­ничес­ки­ми за­боле­вани­ями, из­ле­чивать зло­качест­вен­ные опу­холи, вы­яв­ленные в ран­них ста­ди­ях, и не до­пус­кать раз­ви­тия ин­фекци­он­ных бо­лез­ней.

Од­на­ко для это­го мы са­ми долж­ны ак­тивно участ­во­вать в сох­ра­нении и ук­репле­нии сво­его здо­ровья. Нор­маль­ное ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние, низ­кое со­дер­жа­ние жи­ров в кро­ви, прек­ра­щение ку­рения, ог­ра­ниче­ние ал­ко­голя, ре­гуляр­ное про­хож­де­ние про­филак­ти­чес­ких ос­мотров для ран­не­го вы­яв­ле­ния пред­ра­ковых за­боле­ваний, сво­ев­ре­мен­ные при­вив­ки от ин­фекци­он­ных бо­лез­ней — вот глав­ный «сек­рет» сох­ра­нения здо­ровья се­год­ня. Счи­та­ем, что всем нам, граж­да­нам Рос­сии, не­об­хо­димо вни­матель­но от­но­сить­ся к сво­ему здо­ровью.

Здо­ровье че­лове­ка — бес­ценный дар при­роды, ко­торый да­ет­ся ему в по­дарок с рож­де­ни­ем. Но че­ловек уди­витель­но уст­ро­ен: он не це­нит то­го, что да­ет­ся ему да­ром. Бес­печно тран­жи­ря дос­тавше­еся ему в нас­ледс­тво здо­ровье, он спох­ва­тыва­ет­ся лишь тог­да, ког­да не­чем расп­ла­тить­ся за удо­воль­ствие жить даль­ше. Сох­ра­нение здо­ровья для нас яв­ля­ет­ся са­мой глав­ной за­дачей.

В на­ше вре­мя, где пол­но вых­лопных га­зов, от­хо­дов про­из­водс­тва, не­качест­вен­ных ме­дицинс­ких пре­пара­тов, нерв­но­го пе­ренап­ря­жения, стрес­сов в свя­зи со стре­митель­ным рит­мом жиз­ни, и дру­гих не­гатив­ных фак­то­ров, очень слож­но сох­ра­нить прек­расное са­мочувс­твие на дол­гие го­ды.

Для сох­ра­нения здо­ровья тре­бу­ет­ся про­веде­ния це­лого комп­лек­са мер, ко­торые под­держат ор­га­низм и по­могут пре­дотв­ра­тить преж­девре­мен­ное ста­рение кле­ток и внут­ренних ор­га­нов. И в пер­вую оче­редь сох­ра­нение здо­ровья за­висит от об­ра­за жиз­ни и ви­да де­ятель­нос­ти.

Для это­го не­об­хо­димо пол­ностью от­ка­зать­ся от вред­ных при­вычек — ку­рения, при­ема ал­ко­голя, нар­ко­тиков и дру­гих вред­ных при­вычек.Ку­рение от­ри­цатель­но вли­яет на лег­кие и сос­то­яние сер­дечно­сосу­дис­той сис­те­мы.

Ал­ко­голь вли­яет на боль­шинс­тво внут­ренних ор­га­нов че­лове­ка, о чем ска­зано то­же дос­та­точ­но мно­го. О нар­ко­тиках во­об­ще да­же не идет речь, так как не­воз­можно предс­та­вить, что че­ловек, ко­торый при­нима­ет нар­ко­тичес­кие ве­щест­ва, во­об­ще ду­ма­ет о сох­ра­нении сво­его здо­ровья.

Во-вто­рых, сох­ра­нение здо­ровья за­висит от фи­зичес­ких наг­ру­зок. Боль­шинс­тво сов­ре­мен­ных лю­дей, ве­дут си­дячий об­раз жиз­ни и сов­сем не за­нима­ют­ся спор­том, при этом час­то жа­лу­ют­ся на раз­личные проб­ле­мы со здо­ровьем. Чрез­мерные фи­зичес­кие наг­рузки мо­гут при­вес­ти к серьез­ным за­боле­вани­ям. По­это­му луч­ше выб­рать та­кой об­раз жиз­ни, ко­торый по­может всег­да на­ходить­ся в прек­расной фи­зичес­кой фор­ме, по­высить соп­ро­тив­ля­емость ор­га­низ­ма за­боле­вани­ям и вли­янию ок­ру­жа­ющей сре­ды.

На сох­ра­нение здо­ровья вли­яет и ха­рак­тер пи­тания. На­шему ор­га­низ­му тре­бу­ет­ся каж­дый день не­об­хо­димое ко­личест­во пи­татель­ных ве­ществ, мак­ро и мик­ро­эле­мен­тов, ми­нера­лов, ви­тами­нов, жи­ров, уг­ле­водов и бел­ков для то­го, что­бы справ­лять­ся с ежед­невны­ми наг­рузка­ми и нор­маль­ной ра­ботой всех на­ших ор­га­нов. При этом, пра­виль­ное и хо­рошее пи­тание тре­бу­ет­ся лю­бому ор­га­низ­му, не­зави­симо от то­го, где ра­бота­ет че­ловек и ка­кой об­раз жиз­ни он ве­дет, так как энер­гия тра­тит­ся как при фи­зичес­ких наг­рузках, так и при умс­твен­ном тру­де.

На сох­ра­нение здо­ровья вли­яют и эко­логи­чес­кие фак­то­ры. По­это­му, что­бы сни­зить их не­гатив­ное вли­яние, не­об­хо­димо как мож­но ча­ще вы­ез­жать за го­род, ды­шать чис­тым, све­жим де­ревенс­ким воз­ду­хом, пи­тать­ся по воз­можнос­ти толь­ко на­тураль­ны­ми про­дук­та­ми, при­об­ре­тать жилье по­даль­ше от про­из­водств заг­рязня­ющих ок­ру­жа­ющую сре­ду.

Сох­ра­нение здо­ровья — ак­ту­аль­ная за­дача для лю­бого че­лове­ка. Для её вы­пол­не­ния нуж­но уде­лять мак­си­мум вни­мания, ни­ког­да не иг­но­рируя тре­вож­ные сиг­на­лы ор­га­низ­ма и де­лая все воз­можное, что­бы по­мочь ор­га­низ­му спра­вить­ся с ежед­невны­ми наг­рузка­ми и не­гатив­ны­ми фак­то­рами. Страш­но по­думать, что в на­ше вре­мя в об­мен на здо­ровье че­ловек при­об­ре­та­ет вред­ные при­выч­ки: ку­рит, пьет, пе­ре­едает, ча­сами ле­жит на ди­ване пе­ред те­леви­зором и т.д. Но из это­го замк­ну­того кру­га есть вы­ход и он всем из­вестен и уни­вер­са­лен: «Жизнь — это дви­жение. То, что не дви­жет­ся, не ра­бота­ет, не нап­ря­га­ет­ся — от­ми­ра­ет». И ес­ли хо­тите жить пол­ной и ин­те­рес­ной жизнью дол­гие го­ды Вам не­об­хо­димо: Во-пер­вых, боль­ше дви­гать­ся, во-вто­рых, ду­мать, что мы едим и что пьем, и в-третьих, по­зитив­но от­но­сить­ся к ок­ру­жа­юще­му ми­ру. Мож­но мно­го и дол­го пе­речис­лять спо­собы пра­виль­ной жиз­ни, что­бы сох­ра­нить здо­ровье, но при этом ни­чего не из­ме­нить­ся, ес­ли мы са­ми не за­хотим быть та­кими. По мне­нию вос­точных це­лите­лей, бо­лезнь за­рож­да­ет­ся в нед­рах на­шего ра­зума, а толь­ко по­том ре­али­зу­ет­ся на ма­тери­аль­ном уров­не.

По­это­му сох­ра­няй­те чис­то­ту сво­их мыс­лей и по­зитив­ный наст­рой на дол­гую здо­ровую жизнь. В нас­то­ящее вре­мя, к на­шему боль­шо­му со­жале­нию, че­ловек дол­жен бо­роть­ся за свое здо­ровье. Так как мы на­руши­ли свя­зи с ок­ру­жа­ющим ми­ром. На зем­ле очень ост­ро вста­ют эко­логи­чес­кие проб­ле­мы. На­ша пи­ща не спо­соб­на на­пол­нить ор­га­низм че­лове­ка все­ми пи­татель­ны­ми ве­щест­ва­ми, кро­ме то­го, в ней мно­го вред­ных для здо­ровья ком­по­нен­тов, что при­водит к ос­лабле­нию им­му­ните­та, к рож­де­нию боль­ных лю­дей. Итак, сде­ла­ем пер­вые ша­ги к здо­ровью.

Улуч­шить и по­высить свое здо­ровье мож­но, сос­та­вив оп­ре­делен­ный гра­фик ра­боты над со­бой. Та­кую по­мощь го­товы Вам ока­зать и в на­ших Цент­рах здо­ровья, ко­торые, кста­ти, на­до по­сещать с целью про­вер­ки сос­то­яния сво­его здо­ровья и по­луче­ния не­об­хо­димых ре­комен­да­ций спе­ци­алис­тов по ук­репле­нию здо­ровья. Не все мо­гут сра­зу кар­ди­наль­но взять­ся за улуч­ше­ние здо­ровья.

В та­ком слу­чае прис­ту­пить к осу­щест­вле­нию прог­раммы мож­но пос­те­пен­но, нап­ри­мер, на­чать с ут­ренней гим­насти­ки, а по­том до­пол­нить ее бе­гом трус­цой. За­тем мы мо­жем за­нять­ся борь­бой с лиш­ним ве­сом. Дос­ти­гать це­ли сле­ду­ет не экс­тра­ор­ди­нар­ны­ми ме­рами (пол­ным го­лода­ни­ем или из­ну­ря­ющи­ми си­дени­ями в па­рил­ке), а опять же пос­те­пен­ны­ми умень­ше­ни­ями в ра­ци­оне уг­ле­водов, жи­ров, иск­лю­чени­ем ал­ко­голя. Не поз­во­лять упот­ребле­ния спирт­но­го мо­лоде­жи, не ук­ра­шать стол бу­тыл­ка­ми, от­ка­зывать­ся от вы­пив­ки.

На­ше здо­ровье в на­ших собс­твен­ных ру­ках. Мы долж­ны по­нять, что вы­жить в сов­ре­мен­ном ми­ре по си­лам толь­ко здо­ровым лю­дям, по­это­му на­до бе­речь са­мое цен­ное, что у нас есть. Бо­ритесь за свое здо­ровье и сох­ра­няй­те его все­ми дос­тупны­ми спо­соба­ми.

Сек­ре­ты дол­го­летия.

• Сба­лан­си­рован­ное пра­виль­ное пи­тание — за­лог ус­пе­ха. Пи­тай­тесь так, что­бы разг­ру­зить свои клет­ки, ешь­те в ме­ру — не мно­го, но и не слиш­ком ма­ло. Ес­ли есть лиш­ний вес, умень­шай­те при­выч­ный объем пи­щи на треть. Пи­тай­тесь так, что­бы учи­тывать свои ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности, но ра­ци­он дол­жен со­от­ветс­тво­вать воз­расту.

• В 30 лет­нем воз­расте ес­ли ре­гуляр­но вклю­чать в ме­ню пе­чен­ку и оре­хи, то пер­вые мор­щинки по­явят­ся позд­нее. Лю­дям пос­ле 40 лет по­лезен бе­та-ка­ротин, ко­торо­го мно­го в мор­ко­ви. Пос­ле 50 лет не­об­хо­дим каль­ций, он по­лезен для кос­тей, а маг­ний не­об­хо­дим для серд­ца, ешь­те мо­лоч­ные про­дук­ты, твер­дые сы­ры, пей­те чай и ко­фе.

• Что­бы сох­ра­нить здо­ровье не­об­хо­димо пра­виль­но ор­га­низо­вать свое ра­бочее мес­то, сле­ду­ет сле­дить за осан­кой, что­бы из­бе­жать ос­те­охонд­ро­за, не про­сижи­вай­те за компьюте­ром бо­лее 5 — 6 ча­сов в день.

• Секс — ис­точник мо­лодос­ти. Вра­чи счи­та­ют, что лю­ди, ре­гуляр­но за­нима­ющиеся сек­сом, выг­ля­дят на 14 лет мо­ложе, ведь при за­няти­ях лю­бовью в ор­га­низ­ме вы­раба­тыва­ют­ся эн­дорфи­ны — «гор­мо­ны счастья». Ре­гуляр­ные за­нятия сек­сом спо­собс­тву­ют ук­репле­нию им­мунной сис­те­мы, но сле­ду­ет не за­бывать о ме­рах бе­зопас­ности. • Про­жить дол­го по­может осоз­нанная цель в жиз­ни. При­роде ну­жен че­ловек дей­ству­ющий, не сле­ду­ет пас­сивно плыть по те­чению, не поз­во­ляй­те со­бой ма­нипу­лиро­вать. Лю­ди с вы­сокой са­мо­оцен­кой ре­же стра­да­ют от стрес­сов и ме­нее под­верже­ны раз­личным ин­фекци­ям.

• Жизнь — это дви­жение. За­нимай­тесь спор­том, ведь да­же 8 ми­нут за­нятий физ­куль­ту­рой в день прод­ле­ва­ют жизнь. Ходь­ба пеш­ком ук­репля­ет серд­це и со­суды. Во вре­мя за­нятий физ­куль­ту­рой выс­во­бож­да­ют­ся гор­мо­ны рос­та, вы­работ­ка ко­торых сок­ра­ща­ет­ся пос­ле 30 лет. За­нимай­тесь за­ряд­кой, фит­не­сом, тан­ца­ми. На от­ды­хе ста­рай­тесь вес­ти ак­тивный об­раз жиз­ни — гор­ные лы­жи, пла­вание.

• Прод­лить мо­лодость и дол­го­летие по­может тем­пе­рату­ра в спаль­не во вре­мя сна — она не долж­на быть вы­ше 18 гра­дусов. Та­кой тем­пе­ратур­ный ре­жим оп­ти­мален для об­ме­на ве­ществ, ведь об­мен ве­ществ за­висит от тем­пе­рату­ры ок­ру­жа­ющей сре­ды. Во­об­ще уче­ные вы­яс­ни­ли, что дол­го­жите­ли име­ют, как пра­вило, бо­лее низ­кую тем­пе­рату­ру те­ла.

• Ста­рай­тесь вы­сыпать­ся, ведь во вре­мя сна ор­га­низм от­ды­ха­ет, нор­ма­лизу­ет­ся кро­вяное дав­ле­ние, ус­ко­ря­ют­ся про­цес­сы выз­до­ров­ле­ния. Во сне мозг пе­рера­баты­ва­ет ин­форма­цию. Ес­ли ут­ром вы про­сып­ле­тесь от­дохнув­шим и бод­рым, зна­чит, ор­га­низм от­дохнул во вре­мя сна.

• Не дер­жи­те в се­бе не­гатив­ные эмо­ции не от­но­ситесь к се­бе не­гатив­но, сог­ласно ре­зуль­та­том меж­ду­народ­но­го тес­ти­рова­ния не­гатив­ные эмо­ции мо­гут при­вес­ти к раз­личным за­боле­вани­ям, в том чис­ле он­ко­логи­чес­ким.

• Сек­рет дол­го­летия в ак­тивной ра­боте моз­га. Не за­бывай­те тре­ниро­вать мозг. Раз­га­дывай­те раз­личные кросс­вор­ды, ста­рай­тесь счи­тать в уме, а не на каль­ку­лято­ре. Изу­чай­те иност­ран­ные язы­ки. Зас­тавляя ра­ботать мозг, вы за­мед­ли­те воз­раст­ную дег­ра­дацию умс­твен­ных спо­соб­ностей.

• От­ка­житесь от вред­ных при­вычек — ку­рения и ал­ко­голя. До­пус­ка­ет­ся бо­кал хо­роше­го крас­но­го ви­на, в нем со­дер­жится ан­ти­ок­си­дан­ты по­лез­ные для сер­дечно — со­судис­той сис­те­мы, пре­пятс­тву­ющие он­ко­логи­чес­ким и др. за­боле­вани­ям.

• За­каляй­тесь. За­кален­ные лю­ди не восп­ри­им­чи­вы к ал­лергии и прос­тудным за­боле­вани­ям. Нач­ни­те ут­ро с конт­рас­тно­го ду­ша, он не толь­ко взбод­рит, но это от­личная за­кали­ва­ющая про­цеду­ра. Ук­репляй­те им­му­нитет, ча­ще гу­ляй­те на све­жем воз­ду­хе, про­вет­ри­вай­те ком­на­ту. Пи­ща, ко­торую мы едим, так­же по­может сох­ра­нить здо­ровье и дол­го­летие и прод­лить мо­лодость. Прос­то за­мени­те од­ни про­дук­ты дру­гими.

• За­мени­те крас­ное мя­со бе­лым. Бе­лое мя­со лег­че пе­рева­рива­ет­ся, в нем ма­ло жи­ра, но мно­го бел­ка. В бе­лом мя­се мно­го се­лена, ви­тами­нов груп­пы В.

• Са­хар за­мени­те ме­дом. Мед ук­репля­ет им­му­нитет. В ме­де мно­го ан­ти­ок­си­дан­тов, яв­ля­ющих­ся средс­тва­ми про­тив ста­рения ор­га­низ­ма. Мед так­же пре­пятс­тву­ет воз­раст­ным из­ме­нени­ям моз­га.

• Кол­ба­су, со­сис­ки, сар­дель­ки за­мени­те бе­лым мя­сом или ры­бой. Ры­ба бо­гата по­лине­насы­щен­ны­ми по­лез­ны­ми жи­рами. Кол­ба­са и со­сис­ки со­дер­жат вред­ные жи­ры и про­чие до­бав­ки. По­лине­насы­щен­ные жир­ные кис­ло­ты сни­жа­ют уро­вень хо­лес­те­рина, сни­жа­ют риск раз­ви­тия тром­бов и опу­холей. Ни­коти­новая кис­ло­та, со­дер­жа­ща­яся в ры­бе за­щища­ет от бо­лез­ни Аль­цгей­ме­ра, пре­дотв­ра­ща­ет по­терю па­мяти.

• За­мени­те мо­локо кис­ло­молоч­ны­ми про­дук­та­ми и тво­рогом. Есть ги­поте­за, что ток­си­ны, об­ра­зу­ющиеся в ки­шеч­ни­ке и по­пада­ющие за­тем в кровь, от­равля­ют ор­га­низм и яв­ля­ют­ся при­чиной ста­рения. За­селяй­те ки­шеч­ник по­лез­ны­ми кис­ло­молоч­ны­ми бак­те­ри­ями, пей­те ке­фир, йогурт, би­оке­фир. Ешь­те не­жир­ный тво­рог для про­филак­ти­ки ос­те­опо­роза. В тво­роге мно­го каль­ция, стро­итель­но­го ма­тери­ала для кос­тей.

• Поп­ро­буй­те не­доса­ливать пи­щу, так как соль по­выша­ет ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние и за­дер­жи­ва­ет во­ду в ор­га­низ­ме. За­мени­те соль пря­нос­тя­ми и тра­вами.

• За­мени­те хлеб из му­ки выс­ше­го сор­та и сдоб­ные бул­ки на хлеб с от­ру­бями, мно­гозер­но­вой хлеб. В от­ру­бях мно­го ви­тами­нов груп­пы В, а пи­щевые во­лок­на та­кого хле­ба свя­зыва­ют и вы­водят из ор­га­низ­ма ток­си­ны, лиш­ний хо­лес­те­рин и желч­ные кис­ло­ты. Ма­каро­ны так­же сле­ду­ет, есть из му­ки твер­дых сор­тов. Сдо­ба же лишь мо­жет при­вес­ти к по­яв­ле­нию лиш­не­го ве­са.

• За­мени­те сли­воч­ное мас­ло на рас­ти­тель­ное. Рас­ти­тель­ное мас­ло по­нижа­ет уро­вень хо­лес­те­рина, в нем мно­го ви­тами­на Е. Сли­воч­ное мас­ло на­обо­рот спо­соб­но по­вышать хо­лес­те­рин, со­дер­жит вред­ные жи­ры. Рас­ти­тель­ное мас­ло по­купай­те без хи­мичес­кой очист­ки.

Га­лина На­би­ули­на,

глав­ный внеш­татный спе­ци­алист

ми­нис­терс­тва здра­во­ох­ра­нения Аст­ра­ханс­кой об­ласти по ме­дицинс­кой про­филак­ти­ке

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ

1. Общие требования

1.1. Настоящая Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в дошкольной образовательной организации разработана в соответствии со ст. 30, 37, 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Письмом Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации» с учетом требований:

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

1.2. Дошкольное образовательной учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников (ст. 28, п.7 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

1.3. Все без исключения педагогические работники несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей во время образовательного процесса.

1.4. Правила, изложенные в данной инструкции, обязательны для исполнения всеми работниками ДОУ.

2. Требования безопасности к зданию и территории ДОУ

2.1. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы). Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м на одного ребенка, но не менее 20 м, песочницы, а также иные приспособления для игр.

2.2. Земельный участок дошкольного образовательного учреждения должен иметь ограждение из материалов, обладающих определенными характеристиками: быть безопасными, не содержать токсичных веществ, выдерживать высокую влажность, воздействие солнечных лучей, не нагреваться при высоких температурах, быть устойчивыми к химическим веществам и огню, эстетично выглядеть с внутренней и внешней стороны.

2.3. Планировка помещений ДОУ должна обеспечить возможность формирования изолированных помещений для каждой детской группы (далее — групповая ячейка) — раздевальная комната, групповая комната, спальня, буфет, туалет, совмещенный с умывальной, наличие при необходимости дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, помещения для иных дополнительных занятий), а также иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.

2.4. Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1 этаже.

2.5. При численности воспитанников дошкольной организации более 120 человек предусматривается отдельный зал для занятий музыкой и отдельный зал для занятий физкультурой.

2.6. Помещения постоянного пребывания детей для дезинфекции воздушной среды оборудуются приборами по обеззараживанию воздуха. Полы в помещениях групповых, расположенных на первом этаже, должны быть утепленными или отапливаемыми.

2.7. При размещении ДОУ в отдельно стоящем здании групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.

2.8. В раздевальной комнате для детей младенческого и раннего возраста до года выделяется место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями.

2.9. Для хранения верхней одежды раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Количество индивидуальных ячеек должно соответствовать списочному количеству детей в группе.

2.10. Туалеты дошкольной организации, организации делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы, которые обеспечиваются индивидуальными сидениями для каждого ребенка. В умывальные раковины для детей вода подается через смеситель.

2.11. Туалеты для детей раннего возраста оборудуются в одном помещении. В нем устанавливаются умывальные раковины для детей, раковина и унитаз (в отдельной кабине) для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна (для детей ясельного возраста) или душевой поддон, а также хозяйственный шкаф. Индивидуальные горшки маркируются по общему количеству детей.

2.12. В умывальной зоне устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и ног), количество которых должно соответствовать общему количеству воспитанников.

2.13. Входные двери должны быть оснащены звонком, иметь запор на высоте, недоступной ребенку и постоянно закрываться.

2.14. В ДОУ крылечки должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными и часто расставленными планками.

2.15. Все открывающиеся окна должны открываться внутрь, закрепляться крючком, не иметь наружных решёток.

2.16. Не следует допускать наличия в дверях пружин и блоков. Двери должны быть на автоматическом доводчике.

2.17. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не допускаются.

2.18. Ямы на участке детского сада необходимо засыпать; мусорные ящики нужно держать на запоре. На участке не должно быть опасных для жизни и здоровья детей предметов (не струганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропровода, битого стекла, посуды, шприцев и др.). Нужно с систематической регулярностью проверять, нет ли на участке дошкольного заведения сухостойных деревьев, не допускать торчащих веток растений на участке.

2.19. Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей, пользоваться кнопками, острыми предметами. Цветочные горшки с комнатными растениями не должны находиться на высоте выше роста детей, на подоконниках.

2.20. Технические осмотры зданий должны быть систематическими (осмотр штукатурки, потолков, прочности балок, полов, лестниц, оконных рам, вентиляции, электроарматуры). Портреты, картины, шкафы, полки, зеркала, огнетушители, шкафы для игрового строительного материала, вешалки, шкафы для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к стене, полу. Необходимо строго соблюдать маркировку мебели, посуды, ветоши.

3. Соблюдение требований безопасности персоналом ДОУ

3.1. Основная обязанность воспитателя – это охрана жизни и здоровья детей. Воспитатель при проведении занятий и других видов педагогической деятельности должен знать и выполнять:

  • настоящую инструкцию по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ;
  • санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности в здании и на территории ДОУ;
  • правила дорожного движения (знать и изучать с детьми правила поведения на улице, на игровых площадках, в цветнике с целью профилактики детского травматизма);
  • инструкцию по оказанию первой помощи пострадавшим.

3.2. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники детского сада обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья детей, спасению и эвакуации их в случае необходимости.

3.3. Воспитателю категорически запрещается оставлять детей без присмотра. При необходимости отлучиться от детей на некоторый период воспитатель обязан предупредить младшего воспитателя, куда и насколько ему надо выйти из группы и попросить его оставить на время свои дела, чтобы присмотреть за детьми.

3.4. Воспитатель обязан знать состояние здоровья, группу здоровья каждого ребенка, строить свою работу с учетом его индивидуальных способностей, возможностей, здоровья.

3.5. Внешний вид воспитателя должен быть образцом для подражания детей и родителей.

3.6. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передать ребенка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день. Вечером ребенка необходимо передать родителям, лицам находящимся в списке имеющих право забирать ребёнка из ДОУ или заранее договориться относительно тех лиц, которым они доверяют забирать ребенка из детского сада.

3.7. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинским работником, которые должны опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие дети, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания к посещению не допускаются.

3.8. Запрещается впускать на территорию детского сада неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение учреждения.

3.9. Ежедневно до начала работы воспитатель должен сделать осмотр групповой комнаты, туалета, умывальной комнаты, спальни, приёмной, буфетной. Обо всех неисправностях мебели, оборудования или помещений немедленно поставить в известность заведующего хозяйством или заведующего ДОУ.

3.10. Воспитатели перед приёмом детей в группу, совершают обход своего участка и всех помещений группы, в случае обнаружения опасных предметов (стёкла, бутылки, палки и др.) педагог должен убрать их с территории немедленно, не допускается приём детей в непроверенное помещение или участок. В случае обнаружения травмоопасных построек, явлений (наледи, треснувшее дерево), мебели или оборудования, которое воспитатель не может убрать самостоятельно, необходимо принять меры по недопущению детей к травмоопасному месту или оборудованию, следует оградить это место.

3.11. Воспитатель обязан содержать свое место в чистоте, обеспечивать свободный доступ ко всем входам.

3.12. Воспитатель должен проводить работу с родителями о том, чтобы они контролировали наличие в карманах детей острых предметов, спичек, лекарств.

3.13. Воспитателю необходимо закрывать наружные двери после приема детей.

3.14. Заведующий ДОУ и завхоз в начале рабочего дня совершают технический осмотр всех помещений и территории детского сада, изучает тетрадь трёхступенчатого контроля, принимает меры по устранению травмоопасных ситуаций. Доводят до сведения воспитателей о возможности использовать помещение, оборудование или участок для работы с детьми.

3.15. Другие сотрудники, работающие в отдельных помещениях или кабинетах (делопроизводитель, музыкальный руководитель, младшие воспитатели, уборщик служебных помещений, машинист по стирке белья, педагог дополнительного образования, рабочий по ремонту зданий и сооружений, дворник) производят осмотр рабочих мест, закреплённых за ними кабинетов, помещений, территории. В случае обнаружения поломки или неисправности немедленно принимают меры по обеспечению безопасности детей.

3.16. Повар, кладовщик проверяют перед рабочим днём всё оборудование и помещение пищеблока, кладовой, овощехранилища.

3.17. Сотрудники пищеблока обеспечивают недоступность проникновения посторонних лиц на пищеблок.

3.18. Обо всех поломках и неисправностях немедленно сообщают завхозу. Завхоз незамедлительно принимает меры для устранения поломок, неисправностей и т.д.

3.19. Завхозу необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, отопления, фрамуг, форточек, дверей.

3.20. Завхозу следить на участках за своевременной подрезкой деревьев; убирать участок от битого стекла, веток, сучков, корней, своевременно ремонтировать оборудование на участках, физкультурное оборудование должно быть устойчивым. На участках не должно быть опасных для детей предметов (не оструганных досок, торчащих гвоздей, обрывков электропровода).

4. Требования безопасности во время нахождения детей в группе и на прогулочной площадке

4.1. При нахождении воспитанников в ДОУ необходимо оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

  • неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;
  • недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книги», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей;
  • присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т. д. во время нахождения в группе может стать причиной нарушения остроты слуха;
  • неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;
  • неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм;
  • неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за собой отравления;
  • несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

4.2. Запрещается

  • держать в доступных детям местах: гвозди, иглы, кнопки, лезвия, ножницы, мелкие предметы, медикаменты и дезинфекционные средства;
  • пользоваться в группе: электроприборами, чайниками, электрокипятильниками, утюгами и т.д.;
  • брать детей на пищеблок за получением питания, поручать выносить мусор, отходы к общему контейнеру, доверять детям мыть полы и посуду;
  • посылать детей с каким-либо поручениями без присмотра;
  • брать детей на процедуры, занятия без ведома воспитателя;
  • приносить в группу растворы или жидкости, пары которых опасны для здоровья; лекарства, таблетки;
  • находиться в группе в верхней одежде и верхней обуви.

4.3. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя.

4.4. Электропроводка должна быть изолированной, электроприборы – недоступными для детей.

4.5. Покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

4.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются санитарной одеждой из расчета не менее 2 комплектов на 1 человека. У помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для надевания во время раздачи пищи, фартук для мытья посуды и отдельный халат для уборки помещений.

4.7. Воспитатель должен требовать от родителей, чтобы обувь детей имела закрытую часть пятки. Запрещается детям носить тапки домашние и чешки, обувь, не подлежащую влажной обработке. Воспитатель должен следить, чтобы обувь была опрятная, чистая и всегда застегнута.

4.8. Используя на занятиях иглы, вязальные спицы, крючки и ножницы (со средней группы), научить пользоваться данными предметами каждого ребенка и работать под наблюдением взрослого.

4.9. Необходимо воспитателям строго следить за играми и шалостями детей, которые могут привести к травматизму.

4.10. Требования к организации питания:

  • подавать пищу из кухни нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;
  • во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;
  • запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;
  • температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70 °С;
  • во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;
  • во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;
  • запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

4.11. На участке воспитатель обязан постоянно находиться вместе с детьми: проводить наблюдение, подвижные игры, физические упражнения, игры по желанию детей и другую педагогическую работу. Воспитатель обеспечивает безопасность каждого ребёнка группы. Обучает детей правилам безопасного поведения, производит страховку детей в момент выполнения детьми сложных или опасных или сложных упражнений: лазанья по лестницам, подъём и скатывание с гор, бег, прыжки, качание на качелях, катание по ледяным дорожкам и др. Воспитатель не допускает нахождения детей без своего присутствия за верандами, кустарниками, стенами построек и др.

4.12. Воспитатели снимают одежду с детей аккуратно, не торопясь (особенно с узкими рукавами, горловиной) стараясь не причинять ребёнку боли и неудобства.

4.13. Необходимо следить за тем, чтобы дети не ели никаких грибов, ягод, травы, листьев. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не приносили жевательную резинку, не брали в рот посторонние предметы (детали конструктора, косточки от ягод и фруктов, пуговицы и др.), следить за тем, чтобы во рту детей ничего не было во время занятий, игр, движений и сна.

4.14. Физкультурное оборудование в физкультурном зале, на физкультурной площадке и все малые формы на прогулочных участках должны соответствовать требованиям безопасности. Своевременно сообщать о неисправностях заведующему хозяйством.

4.15. Воспитатель, прежде чем допустить детей на то или иное оборудование или снаряд должен проверить его устойчивость, прочность и безопасность для жизни и здоровья детей. При выполнении физических упражнений в ходе физкультурных мероприятий (занятий, досугов, праздников и др.) воспитатель обязан обеспечивать безопасность и страховку детей во время занятий.

4.16. Не допускается самостоятельное, без непосредственного присутствия и страховки выполнение детьми упражнений на лестницах, ледяных дорожках, горках, качелях и др. Всё оборудование детского участка для игр и занятий детей должно строго соответствовать требованиям СанПиН и технике безопасности.

4.17. Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улице, воспитатель обязан соблюдать «Инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике».

4.18. Необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком дорожки, площадки на участках. Нельзя разрешать катание на ногах с ледяных горок. Крыши всех построек на участках должны своевременно очищаться от снега; нельзя допускать образования по краям крыш свисающих глыб снега и сосулек.

4.19. Организовать тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка. В случае самовольного ухода немедленно сообщить заведующему ДОУ, отправить на его розыски сотрудника, сообщить в органы полиции, родителям.

5. Соблюдение требований безопасности при аварийных и чрезвычайных ситуациях

5.1. В учреждении должны строго соблюдаться основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности». Каждый сотрудник учреждения обязан знать и соблюдать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара.

5.2. В ДОУ должны иметься поэтажные планы эвакуации при пожаре, система оповещения, адреса и номера телефонов администрации учреждения, пожарной части, скорой помощи и других аварийных служб.

5.3. Воспитатель обязан иметь адреса детей, сведения о месте работы родителей, контактные телефоны родителей и близких родственников.

5.4. Персонал детского сада должен быть подготовлен к оказанию первой помощи при внезапном заболевании ребёнка или несчастном случае.

5.5. В случае возникновения аварийных ситуаций, необходимо принять меры, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему ДОУ, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

5.6. Работникам не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.

5.7. В случае появления неисправности электроприборов (посторонний шум, искрение и запах гари) немедленно отключить электроприбор от электросети и сообщить об этом завхозу, заведующему ДОУ; работу продолжать только после устранения возникшей неисправности.

5.8. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за пожарную безопасность, заведующему ДОУ и в ближайшую пожарную часть, приступить к эвакуации воспитанников в соответствии с планом эвакуации.

5.9. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом заведующему ДОУ.

6. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм

6.1. Сотрудники ДОУ обязаны постоянно следить за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным освещением в помещениях, где находятся дети.

6.2. В игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) — не менее 400 люкс.

6.3. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.

6.4. Осветительные приборы должны иметь светорассеиваюшую конструкцию: в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом — защитную, в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной — пылевлагонепроницаемую.

6.5. Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.

6.6. При использовании электронных средств обучения (ЭСО) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.

6.7. Общая продолжительность ночного сна для детей дошкольного возраста – 12 часов для детей до 3 лет и 11 часов для 4-7 лет. Продолжительность дневного сна – 3 часа для детей до 3 лет и 2,5 часа для 4-7 лет.

6.8. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше.

6.9. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Не допускается удерживание в постели детей, проснувшихся не задолго до окончания сончаса, также недопустимо запрещать детям, покидать постель с целью посещения туалета.

6.10. С целью сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ проводятся прогулки на открытом воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей до 7 лет составляет не менее 3 часов в день. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей сокращают. Суммарный объем двигательной активности, не менее 1 часа в день. Утренняя зарядка 10 минут.

6.11. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта прогулки воспитателю необходимо:

  • не допускать беспричинного сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе;
  • обеспечивать достаточно высокую двигательную активность воспитанников ДОУ во время прогулки при условии рациональной одежды детей, соблюдать методические требования и методику организации и проведения прогулок на свежем воздухе (наблюдение, подвижные игры с группой, с подгруппой, труд, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей по их интересам).

6.12. В жаркое время во избежание перегрева воспитанники детского сада должны носить лёгкие головные уборы. Солнечные ванные делаются только по назначению врача и под наблюдением медицинского персонала.

6.13. Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен соответствовать программам и технологиям обучения и воспитания, методам и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

6.14. Занятия для детей дошкольного возраста должны проводиться в соответствии с параметрами указанными в таблице:

Возраст Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки, не более: Продолжительность занятий, не более: Продолжительность перерывов между занятиями, не менее
1,5 — 3 года20 мин10 мин 10 мин
3 — 4 года30 мин15 мин
4 — 5 лет40 мин20 мин
5 — 6 лет50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна25 мин
6 — 7 лет90 мин30 мин

6.15. В группах для детей старше 5 лет допускается использование электронных средств обучения (интерактивные доски, компьютеры, планшеты, ноутбуки). Продолжительность использования ЭСО указана в таблице:

Электронные средства обучения Суммарно в день,

не более

На уроке,

не более

Интерактивная доска20 мин7 мин
Интерактивная панель10 мин5 мин
Персональный компьютер (6-7 лет)20 мин15 мин
Ноутбук (6-7 лет)20 мин15 мин
Планшет10 мин10 мин

6.16. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см., интерактивной доски – не менее 165,1 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

6.17. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

6.18. Игрушки, используемые на прогулке, хранятся отдельно от игрушек, используемых в группе, в специально отведенных местах.

6.19. Каждый ребенок должен иметь индивидуальную расческу, полотенце, салфетку, постельные принадлежности, зубную щетку.

6.20. Хранение и приготовление пищи нужно осуществлять в полном соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

6.21. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий ДОУ, медицинский персонал и повар обязаны ежедневно производить контроль доброкачественности выдаваемых на кухню продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим детским садом, медицинским персоналом перед подачей её детям, с отметкой результатов в специально предназначенной для этого тетради.

6.22. Лица с признаками инфекционных заболеваний в ДОУ не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения в ДОУ должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи.

6.23. После перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки).

6.24. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в ДОУ проводятся:

  • контроль за санитарным состоянием и содержанием собственной территории и всех объектов, за соблюдением правил личной гигиены лицами, находящимися в них;
  • организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
  • работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
  • осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в ДОУ, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок.

6.25. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в ДОУ организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии:

  • все выявленные инвазированные регистрируются в журнале для инфекционных заболеваний;
  • при регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения;
  • при наличии бассейна с целью профилактики паразитарных заболеваний проводится лабораторный контроль качества воды в ванне плавательного бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Текст книги «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие»

Татьяна Леонидовна Богина Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие

От автора

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. В данном пособии разные стороны воспитания и обучения ребенка во взаимосвязи рассматриваются прежде всего с точки зрения возможности реализации здоровьесберегающих методов обучения, формирования у дошкольников устойчивой работоспособности и предупреждения утомления в процессе жизнедеятельности. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы – обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности детей, – но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлены данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, а также указания по использованию комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детской деятельности. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.
Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами – для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат (ВСН – 49—86. – М., 1988). Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам – инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре, педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.

Для эффективного решения многообразных задач программы воспитания, в том числе и базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», прежде всего необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка. Современные дошкольные учреждения отличаются определенным разнообразием условий пребывания детей, уровнем и содержанием воспитательно-образовательного процесса, графиком работы (дневное пребывание детей, кратковременное, круглосуточное и др.). Кроме того, дошкольные учреждения используют различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника (2002 г.), разработанная коллективом сотрудников им. A.B. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой, отвечает современным требованиям и стандартам образования и развития детей. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлен материал, содержащий данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития и предусматривающий использование комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детского развития. В настоящее время опубликован ряд методических пособий и монографий, подготовленных сотрудниками Центра, которые должны обеспечить совершенствование системы образования и развития дошкольников в процессе реализации базисной программы.

В данном пособии приводятся сведения о гигиене организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и требованиях к условиям их пребывания в детском сообществе. Особое внимание уделено осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с учетом его психофизического развития и состояния здоровья. Таким образом, кардинальной задачей предлагаемого материала является рассмотрение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем повседневной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.

Автор выражает благодарность С. И. Козловой и Е. И. Мироненко – заведующей и методисту ДОУ №523 ОУО ЮЗАО (экспериментальная площадка), на базе которого проводились исследования по реализации и оценке эффективности реабилитационно-оздоровительной работы с ослабленными детьми, изучалась работоспособность детей при умственных и физических нагрузках, осуществлялся мониторинг их физической подготовленности в течение учебного года, анкетный опрос родителей, психолого-педагогические наблюдения.

Состояние здоровья детей в дошкольных учреждениях

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:

– уровень физиологических систем организма;

– уровень физического развития и его гармоничность;

– степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;

– отсутствие заболеваний в момент обследования.

Процесс развития детского организма – это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:

– незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;

– непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;

– меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;

– высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;

– неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;

– гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей.

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3—4 года, 6—7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды (М.В. Антропова, Н.В. Дубровинская, Л. К. Семенова, Д. А. Фарбер и др.).

Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в свою очередь включает три категории:

– качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;

– уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;

– стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста (О. О. Филиппова). В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами – прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза (В. Р. Кучма, М.И. Степанова). Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, – там она в 1,5—2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2—2,5 раза ниже, чем у городских.

Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:

– реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

– использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;

– индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

– соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

– создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

– наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;

– реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;

– реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят прежде всего от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. Известный отечественный педагог В. А Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».

Среди перечисленных выше условий важнейшим является обеспечение индивидуального подхода к ребенку, который должен реализовываться при организации всех видов работы воспитателя с детьми. Такой подход необходим прежде всего потому, что дети одного календарного возраста в дошкольном периоде, как правило, существенно различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития. Более всего эти различия выражены в младшем дошкольном возрасте, но они сохраняются и в дальнейшем. На этапах детства и отрочества индивидуальные различия между детьми проявляются в уровне биологической и психологической зрелости организма, в физическом, интеллектуальном развитии, в формировании высших психических функций. Эти различия во многом обусловлены разными сроками созревания высшей нервной деятельности, а также комплексом внутренних и внешних факторов, связанных как с уровнем здоровья, наследственными факторами, так и с условиями жизни и воспитания. Наличие индивидуальных различий между детьми одного возраста сказывается на их способности к восприятию, умению трудиться, управлять своим поведением.

Результаты исследований показывают, что среди дошкольников, у которых к концу учебного года уровень работоспособности, определяемый с помощью методики дозированных заданий (корректурной пробы), резко снизился: более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья или отставание в возрастном развитии. Выявлено, что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года.

Педагог должен знать все назначения и рекомендации врача, особенно в отношении тех детей, у которых выявлены нарушения в состоянии здоровья. Выполнение этих назначений также требует непосредственного участия педагога.

Наблюдения показали, что только одними медицинскими мероприятиями нельзя достичь эффективных результатов в укреплении здоровья детей. В частности, профессор В. А. Доскин считает, что доля оздоровительных процедур в улучшении психофизического статуса детей раннего и младшего дошкольного возраста составляет примерно 20% от всех реализуемых воздействий. В ряде исследований подчеркивается, что в общем комплексе медико-педагогических воздействий по укреплению здоровья детей уровень воспитательно-образовательной работы и социально-бытовые условия являются приоритетными.

Динамика основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в реабилитации. Результаты углубленных медицинских осмотров показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольные учреждения, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом или психическом развитии. В зависимости от характера отклонений в состоянии здоровья детей относят к одной из пяти групп здоровья (НИИ гигиены детей и подростков Минздрава). При этом учитываются как показатели здоровья в момент обследования, так и анамнестические данные. К первой группе здоровья относят детей, не имеющих отклонений со стороны органов и физиологических систем, характеризующихся нормальным уровнем развития. Дети, имеющие функциональные нарушения со стороны отдельных органов или систем, ослабленные, часто болеющие, составляют вторую группу К третьей группе относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации; к четвертой – дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, то есть не полной компенсации, когда заболевания часто обостряются. Дети, отнесенные к пятой группе, как правило, дошкольные учреждения общего типа не посещают.

В последние годы, по данным многочисленных исследований, число детей второй группы здоровья существенно возросло и составляет в дошкольных учреждениях от 60 до 90 и более процентов. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика, позволяющая обнаружить у ребенка заболевание в начальной стадии развития и как можно раньше начать его оздоровление.

Реабилитация детей второй группы здоровья должна сочетать специальные мероприятия с общеукрепляющими воздействиями, лечебной физкультурой и носить комплексный характер. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств укрепления здоровья детей принадлежит созданию благоприятной среды их пребывания в дошкольном учреждении. Реализация комплекса всех педагогических воздействий не только не должна причинять какой-либо ущерб ребенку, но, напротив, содержать в своей основе компонент, имеющий оздоравливающую направленность. Создание благоприятных гигиенических и педагогических условий в совокупности с реализацией оздоровительных мероприятий должны способствовать тому, чтобы у многих детей второй группы здоровья в течение относительно непродолжительного периода времени были устранены имевшиеся нарушения в психофизическом статусе.

Исследованиями установлено, что у большинства детей второй группы имеются сочетания различных отклонений со стороны разных органов и функциональных систем. Это не только усложняет работу воспитателя с такими детьми, но и затрудняет процесс их реабилитации. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и физические нагрузки, которые выходят за рамки общих для большинства детей требований. Поэтому в отношении ослабленных и часто болеющих детей, имеющих сочетанную патологию, любые назначения и рекомендации, касающиеся их обучения и воспитания, согласовываются с врачом. Это помогает педагогу в тесном контакте с врачом дошкольного учреждения использовать наиболее адекватные физиологическим возможностям детского организма приемы и методы педагогических воздействий и реализовать наиболее эффективные для каждого ребенка способы закаливания организма в повседневной жизни. Таким образом, весь арсенал педагогических и оздоровительных воздействий применительно к детям второй группы здоровья должен быть направлен прежде всего на повышение адаптации организма к условиям пребывания в коллективе сверстников, устойчивости к утомлению и совершенствование умственной работоспособности, которая в большей мере определяет многие направления развития ребенка.

В зависимости от возраста картина наиболее частых заболеваний у детей меняется: у малышей до трех лет первое место занимает диатез, бронхиты, рахит, гипотрофия, анемия; на втором месте – патология зубов; далее – заболевание лорорганов: аденоиды, тонзиллиты, отиты, невротические реакции, гидроцефалия. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения (тесно связанные с кариесом зубов); заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, болезни костно-мышечной, нервной системы и органов чувств; кожно-аллергические заболевания. С возрастом увеличивается число детей, имеющих разную степень нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата. Так называемая миопия (близорукость) у 7-летних детей отмечается в два раза чаще, чем у трехлетних. У детей 2—4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанной в основном с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это – частые, повторные заболевания острыми респираторно-вирусными инфекциями, гриппозными и парагриппозными заболеваниями (Л. В. Веремкович, Т.Я. Черток и др.).

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии или отклонения в психоневрологическом статусе, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий (нерегулярные посещения дошкольного учреждения), так и из-за низкой работоспособности. Проводившиеся в дошкольном учреждении исследования работоспособности детей разного уровня здоровья выявили, что у дошкольников второй группы здоровья показатели работоспособности от начала к концу года так же, как и на протяжении недели, снижались более существенно, чем у детей, имеющих относительно легкие формы отклонений в состоянии здоровья, и здоровых детей (соответственно на 25—30% и 10—12% по отношению к исходному уровню).

В связи с этим необходимо уделять постоянное внимание ослабленным детям, у которых снижена работоспособность на занятиях, добиваясь того, чтобы уровень их физиологических возможностей постепенно достигал уровня познавательного развития большинства детей. Такой подход заключается прежде всего в обеспечении для детей тесного контакта с воспитателем, который помогает им в выполнении заданий на учебных занятиях, оказывает поддержку и внимание. Если в процессе учебной деятельности дети быстро устают, им можно разрешить отвлекаться; в отдельных случаях целесообразно освободить ребенка от третьего занятия в старшей и подготовительной группах. Помощь и поддержка воспитателя должны оказываться ослабленным детям при организации всех видов деятельности и отдыха: в процессе самостоятельной двигательной деятельности, игры, дневного сна, приема пищи и др.

Перечисленный комплекс мероприятий является одним из факторов реализации так называемого щадящего режима, в котором нуждаются ослабленные дети, дети с неблагоприятной адаптацией к условиям детского сада, вновь поступившие в дошкольное учреждение, дети, пришедшие в группу после длительного отсутствия в связи с заболеванием или семейными обстоятельствами, после летнего отдыха. Нередко старшие дошкольники с ослабленным здоровьем в течение некоторого времени нуждаются в переводе их на режим предыдущей возрастной группы. Все дети, которым рекомендован щадящий режим, должны дольше спать днем; они нуждаются в ограничении объема умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Щадящий режим для данной группы детей создается на период от одной до трех недель в зависимости от самочувствия и динамики состояния здоровья. Особое внимание обращается на характер одежды детей как в помещении, так и на открытом воздухе.

Ограничения интенсивности физической нагрузки на занятиях двигательного характера должны предусматривать лишь постепенное повышение ее объема по мере совершенствования функциональных возможностей организма, улучшения состояния здоровья ребенка. Полностью лишать детей занятий физической культурой не следует. Важно ограничить только выполнение детьми сложных упражнений, увеличить интервалы отдыха между выполнением физических упражнений. Ослабленным и часто болеющим детям на период реализации щадящего режима можно разрешить заниматься физической культурой без спортивной формы; на занятиях учить их правильному носовому дыханию с помощью специальных упражнений; рекомендовать выполнять элементы дыхательной гимнастики дома с помощью родителей.

Особое внимание следует уделять детям, имеющим сочетанную патологию во всех видах деятельности и отдыха. В зимнее время при температуре воздуха от 10 до 15°С прогулка для них сокращается – они уходят в группу раньше других и играют там под присмотром помощника воспитателя. При улучшении самочувствия, снижении частоты заболеваемости длительность прогулки для них постепенно увеличивается до общей для всей группы.

При закаливании часто болеющих и ослабленных детей, реконвалесцентов используется более высокая температура воды, как начальная, так и конечная (примерно на 2—4 градуса); снижение температуры воды в процессе закаливания осуществляется в течение более длительного времени (до 12—20 дней по согласованию с врачом). Все закаливающие процедуры проводятся под наблюдением медицинского персонала – врача или медицинской сестры, которые ведут постоянный контроль за динамикой самочувствия детей, реакцией их организма на закаливающие воздействия, общим психо-эмоциональным состоянием.

При организации питания щадящий режим должен предусматривать возможность предоставления ребенку на некоторое время выбора тех или иных блюд (в известных пределах). Например, если у него есть нелюбимое блюдо, можно заменить его каким-либо другим, равноценным по питательной ценности, и т. д. Детей с повышенной нервной возбудимостью желательно усаживать во время приема пищи отдельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]