Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

Определение 1

Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.

Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.

Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Модель современной системы дошкольного образования

На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  1. Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:
    • Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
    • Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;

  2. Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
  3. Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.
  4. Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.
  5. Педагогические технологии, применяемые в системе дошкольного образования. Они связаны с реализацией программ дошкольного образования и реализацией индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Потому, педагогические технологии характеризуются вариативностью, гибкостью и динамичностью использования.
  6. Предметно-развивающая пространственная среда. Она является необходимым условием полноценного развития подрастающего поколения, а потому, важным компонентом системы дошкольного образования, без которого невозможно ее полноценное и продуктивное функционирование.
  7. Педагогические кадры. Квалификация современных педагогов ДОУ требует их непрерывного профессионального роста и развития. Это необходимо для реализации вариативных образовательных программ в системе ДОУ и применения вариативных педагогических технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современная система дошкольного образования 440 ₽ Реферат Современная система дошкольного образования 230 ₽ Контрольная работа Современная система дошкольного образования 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Современная модель дошкольного образования предполагает использование вариативных образовательных программ, которые определяют содержание дошкольного этапе обучения, направленность деятельности, степень сложности и дают гарантию полноценного и всестороннего развития подрастающего поколения.

Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:

  1. Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
  2. Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
  3. Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.

На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.

Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Новости для школьников

Министерство просвещения утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных и средних классов. В силу они вступят 1 сентября 2022 года. Пожалуй, для российской системы образования это один из самых главных документов. Здесь четко, гораздо четче, чем в прошлой версии, прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. На основе этих стандартов будут разрабатываться конкретные программы для школ и учебные планы, будут писаться учебники и составляться задания ЕГЭ.

Итак, в 2022 году в дошкольном образовании в 2022 году можно ожидать такие нововведения.

Новые модули внутри предметов

С 2022 года малышей начальных классов будут учить обращаться с деньгами.

Как, переживают педагоги и родители? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится. А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся.

В началке эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Например, в результатах обучения по предмету «Математика» для начальной школы прописано «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов». А в «окружайке» другой аспект: защита личной информации, в том числе финансовой — в реальности и в вирутальном пространстве.

В основной школе, с 5-го класса, ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов:

  • Обществознание;
  • Информатика;
  • География и др.

Руководство считает, что если школа готова, имеет базу и специалистов, то надо вводить изучение и финансовой грамотности, и кибербезопасности, и программирования, ведь это полезно и востребовано в современном мире.

Отмена обязательного 2-го иностранного языка

Если в 2021-2022 учебном году официально 2-й иностранный язык еще остается обязательным для изучения в школах России, то с 1 сентября 2022 года эту норму упразднят, а решать, сколько языков будет учить ребенок, позволят самим родителям.

По сути, кроме языковых спецшкол, а у нас в стране их не так много, второй язык в средней школе был профанацией. Это надо признать, — считают многие педагоги.- Его либо не было совсем, либо он занимал немного времени в жизни ребят.

Именно поэтому уже в 2021-2022 учебном году многие директора разрешили родителям 5-классников решать вопрос изучения 2-го языка. Так, в некоторых школах все-таки решили сохранить возможность изучения 2-го иностранного языка, в частности китайского. Правда, учителя и директора школ опасаются — не посыплются ли за это «копья», не будет ли это нарушением ФГОСов?

Дело в том, что количество уроков и срок изучения любого предмета во ФГОСах не регламентирован. Если пятиклассники по решению родителей школы не начнут его изучать в этом году — нарушения не будет. Важно, чтобы дети не потеряли возможность его изучать, а родители не жаловались, что у них забрали эту возможность. Для директора самое важное — грамотно составить учебный план, чтобы довольны остались и родители, и ученики, и учителя.

Новости ОГЭ и ЕГЭ

Возвращение полноформатного ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году стало новостью №1 в школьном образовании и уже выпускникам 2021-2022 учебного года предстоит сдавать ГИА как в «доковидный» период.

«Мы видим, что весь год прошлый выпуск надеялся на то, что экзамены отменят… Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Наше предложение, которое мы отдали на рассмотрение… министерству просвещения, — вернуться к порядкам, которые были… Это два обязательных предмета и два предмета по выбору», — заявил Музаев в ходе встречи с родителями школьников.

Таким образом, 11-классники, которые не выбрали профильную математику на ЕГЭ, должны будут сдавать 2 обязательных предмета:

  • русский язык;
  • математику базового уровня.

Детальнее о нововведениях 2022 года вы сможете прочитать в наших статьях, посвященных «ФИПИ ОГЭ 2022 года» и «Новые правила сдачи ЕГЭ в 2022 году».

Вариативность программ дошкольного образования

Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.

Все программы дошкольного образования делятся на два типа:

  1. Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
  2. Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).

Инклюзивное образование

Почти треть российских школ и пятая часть детских садов сегодня являются доступными для совместного образования обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками.

Выступая на VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов уточнил что, по данным мониторинга Минпросвещения России, в 2020 году в России насчилывалось:

  • 10,1 тысячи (28% от общего количества) инклюзивных школ;
  • более 8 тысяч (21,8% от общего количества)инклюзивных детских садов.

Денис Грибов подчеркнул, что в регионах важно продолжать работу по созданию специальных образовательных условий на всех уровнях образования, новые здания образовательных организаций в обязательном порядке должны строиться с учётом доступной архитектурной среды и необходимого специального оборудования. Также важно обучить педагогический состав детских садов и школ методикам работы с такими детьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]