Значение художественно-эстетического развития дошкольников
Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно — эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.
Художественно — эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний.
В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.
В формировании художественно — эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью.
Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.
Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой
Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций.
Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.
Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя и родителей увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать все, доступные для понимания дошкольников, материалы. Ребенок должен понимать красоту окружающей природы
Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.
Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.
Получить в детстве начало художественно — эстетического воспитания –
значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
На этапе дошкольного воспитания целью художественно — эстетического воспитания является: научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг.
Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно — эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.
Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты,
В формировании художественно — эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью.
Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др.
Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются:
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа), позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.
Я же в своей работе применяю такие педагогические технологии, которые помогают максимально приблизить меня, как современного педагога, к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:
- игровая технология
- технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология «ТРИЗ»;
- технологии проектной деятельности.
Актуальность технологий художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность;
- эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
- мелкой моторики рук
Игровая технология
У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Рекомендуем: Как отучить ребенка ругаться матом?
Более того, я в своей работе использую такие игровые приемы, как сюрпризный момент (в гости пришла Капелька, «Клякса-вредина» и т.п.), игровые ситуации ( «поможем Бусинке найти свой цвет»), которые служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик. Так же, на занятиях по изобразительному искусству я активно использую сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета и т.д.
Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
Игры с цветом:
- Получение новых оттенков путем смешивания красок.
- Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
- Овладение разными изобразительными инструментами.
- Создание разных изобразительных материалов.
Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В своей практике я использую разнообразные игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, эксперименты со смешиванием цветов, а так же различных пигментов и опыты с разными материалами.
ИКТ технологии
Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации дошкольников. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.
В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции.
Технологии проектной деятельности
Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. В начале учебного года мной был проведен проект «Осенний лист», проект был рассчитан не только на детей, но на их родителей. Был разработан план мероприятий, который включал в себя беседы, игры дидактические и подвижные, организованные тематические игры на прогулке, выставку и творческий мастер-класс совместно с родителями. Это позволило актуализировать детско-родительские отношения, раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, что в свою очередь позволило раскрыть творческий потенциала всех участников проекта.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием.
Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей- воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- воспитать качества творческой личности;
- формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления;
- развивать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
- развивать находчивость, внимательность и сообразительности.
В своей работе я использую такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями.
Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Осень – это…», «Весна – это…». Часто применяю игры на противоположности, один объект – разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал).
Таким образом, применение методов ТРИЗ в условиях современного детского сада, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков дошкольников.
Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.
Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.
Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.
Роль эстетического воспитания в развитии ребенка
С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.
Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет
Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.
Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.
Занятия любым творчеством – это один из приемов эстетического воспитания
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др.
Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются:
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа), позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.
Я же в своей работе применяю такие педагогические технологии, которые помогают максимально приблизить меня, как современного педагога, к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:
- игровая технология
- технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология «ТРИЗ»;
- технологии проектной деятельности.
Актуальность технологий художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность;
- эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
- мелкой моторики рук
Игровая технология
У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Более того, я в своей работе использую такие игровые приемы, как сюрпризный момент (в гости пришла Капелька, «Клякса-вредина» и т.п.), игровые ситуации ( «поможем Бусинке найти свой цвет»), которые служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик. Так же, на занятиях по изобразительному искусству я активно использую сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета и т.д.
Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
Игры с цветом:
- Получение новых оттенков путем смешивания красок.
- Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
- Овладение разными изобразительными инструментами.
- Создание разных изобразительных материалов.
Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В своей практике я использую разнообразные игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, эксперименты со смешиванием цветов, а так же различных пигментов и опыты с разными материалами.
ИКТ технологии
Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации дошкольников. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.
В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции.
Технологии проектной деятельности
Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. В начале учебного года мной был проведен проект «Осенний лист», проект был рассчитан не только на детей, но на их родителей. Был разработан план мероприятий, который включал в себя беседы, игры дидактические и подвижные, организованные тематические игры на прогулке, выставку и творческий мастер-класс совместно с родителями. Это позволило актуализировать детско-родительские отношения, раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, что в свою очередь позволило раскрыть творческий потенциала всех участников проекта.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием.
Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей- воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- воспитать качества творческой личности;
- формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления;
- развивать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
- развивать находчивость, внимательность и сообразительности.
В своей работе я использую такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями.
Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Осень – это…», «Весна – это…». Часто применяю игры на противоположности, один объект – разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал).
Таким образом, применение методов ТРИЗ в условиях современного детского сада, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков дошкольников.
Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.
Следующая > |
По ПРОГРАММЕ «От рождения до школы»
По ПРОГРАММЕ «От рождения до школы» — КиберПедия
|
Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует…
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации…
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение…
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…
Дисциплины:
Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА уровня дошкольного образования По ПРОГРАММЕ «От рождения до школы» Младшая группа ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». 2 МЛАДШАЯ ГРУППА. ФГОС ДО Дата проведения: | |
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Физическое развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по физическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по физическому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Физическая культура- %;
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни — %.
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы по физическому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию воспитанников:
Фамилия, имя ребенка
— индивидуализации образования по социально-коммуникативному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по социально-коммуникативному развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание – %. Ребенок в семье и сообществе — % Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание – % Формирование основ безопасности – % Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по социально-коммуникативному развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
Фамилия, имя ребенка
— индивидуализации образования по художественно-эстетическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по художественно-эстетическому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — %, а именно:
Приобщение к искусству- %. Изобразительная деятельность — % Конструктивно-модельная деятельность – % Музыкальная деятельность – % Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы по художественно-эстетическому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
Фамилия, имя ребенка
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по познавательному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по познавательному развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — %, а именно:
Формирование элементарных математических представлений — %. Развитие познавательно-исследовательской деятельности — % Ознакомление с предметным окружением – % Ознакомление с миром природы – %
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по познавательному развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
Фамилия, имя ребенка
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Речевое развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по речевому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по речевому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — %, а именно:
Художественная литература — %. Развитие речи — %
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по речевому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня дошкольного образования
по ПРОГРАММЕ «От рождения до школы»
Младшая группа
1Следующая ⇒
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…
0.009 с.
«Современные технологии развития художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте»
Современные технологии развития художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте.
Радость творчества — самая доступная
для ребёнка эстетическая одухотворённость.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство — важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Знакомство детей с художественным творчеством начинается с дошкольного возраста – одним из признанных современной психологией путем формирования личности, развитие ее творческого потенциала. Она дарит детям радость, познание, творчество. Художественное творчество имеет большое значение для умственного воспитания ребенка. В процессе художественного творчества постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире. На основе представлений дети знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и др.) их свойствами и выразительными возможностями. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед детьми богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорства, выдержка. У детей формируется умение трудиться, воспитывать желание добиваться положительного результата. Основное значение в художественно-творческой деятельности в том, что она является важным средством эстетического воспитания, которые постепенно переходят в этетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Художественно-творческая деятельность дошкольников носит эмоциональный творческий характер. Педагогу следует создавать все условия для обеспечения эмоционально-образного восприятия действительности и представлений, развитие образного мышления и воображения.
В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дошкольный путь к знаниям.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений в видах искусства, реализацию самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребенка, который не всегда понятен окружающим. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов. Дети в рисунках стараются выразить то, что чувствуют. Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогают установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обуславливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребенка.
Художественно-творческая деятельность дает большой простой для проявления творческой активности детей. Тематика детских работ разнообразна – дети рисуют все, что их интересует или доступно использование выразительных средств рисунка. Художественно-творческая деятельность направлена на достижение целей, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества и приобщению к изобразительному искусству. Однако сознание и овладение приемами художественно-творческой деятельности представляют довольно большую сложность для ребенка. Поэтому мы, педагоги, должны с большим вниманием подойти к формированию эстетического отношения к миру, чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой. Мы должны научить владеть необходимыми способами художественно-творческой деятельности, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие. В дошкольном младшем возрасте дети стремятся к самостоятельности, интересуются окружающим, приобщаются к изобразительному творчеству, входят постепенно в мир прекрасного. Успешность творческого развития во многом зависит от взрослых, которые его окружают: педагоги ДОУ и родители. В. А. Сухомлинский о.
Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Это определяется особенностями современной эпохи. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развитие способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить.
Анализируя развитие способностей к изобразительной деятельности у детей, психолог В.И. Кириенко пишет: «У подавляющего большинства наших испытуемых начало изобразительной деятельности относится к среднему дошкольному возрасту». Он подчеркивает необходимость изучения раннего проявления способности.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, и воплощать его в своем рисунке, используя все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Прежде всего – это интересы, постепенно приобретающие в условиях воспитания более выраженную общественную направленность. Художественно-творческие способности, умение и навыки нужно начинать развивать как можно раньше, так как это способствует развитию художественного мышления, воображения, памяти детей, наблюдательности. Это нужно делать при условии правильного руководства, учитывая индивидуальные особенности дошкольников. Развивая интерес к художественно-творческой деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, поддерживать его, помогать творчески выполнять работу и оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе художественно-творческой деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Таким образом, обучение приемам художественно-творческой деятельности может быть вполне реальным делом, что позволяет осуществить главную цель — дать детям средства образного выражения, дать им возможность испытать трудности, радости связанные с творческими достижениями.
Список литературы
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-ПРЕСС,2011.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Методический комплект программы «Детство»: учебно методическое пособие /научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» Детство-пресс; 2016.-400с
- Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О.В. Павлова. Волгоград: Учитель,2013.-142с
- Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2016,-320с
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». М., 2007.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО
Дата проведения: с 5-16 октября 2016г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ | ||||||||||||||||||||
Физическая культура | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |||||||||||||||||||||
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание) | Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции | Участвует в играх с элементами спорта | Выполняет прыжок на мягкое покрытие с высоты до 40 см | Прыгает в длину с места не менее 100 см | Прыгает в длину с разбега до 180 см | Прыгает в высоту с разбега в высоту не менее 50см | Прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами | Бег 30 м, (мин. и сек.) | Бег 90 м (мин. и сек.) | Подъём в сед за 30 сек | Бросает набивной мяч (1кг) вдаль | Бросает предметы в цель из разных положений | Попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м | Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м | Метает предметы в движущуюся цель | Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после расчета на первый-второй, соблюдает интервалы во время движения | Может следить за правильной осанкой | Применяет навыки личной гигиены (выполняет осознанно и самостоятельно) | Применяет культурно-гигиенические навыки (может следить за своим внешним видом и т.д.) | Сформированы представления о здоровом образе жизни | ||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Физическое развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по физическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по физическому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Физическая культура- %;
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни — %.
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы по физическому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию воспитанников:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО
Дата проведенияс 5-16 октября 2016г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||
Ребенок в семье и сообществе | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Трудовое воспитание | Формирование основ безопасности | ||||||||||||||||||||||||||||
Имеет представление об изменении позиции человека с возрастом | Развиты в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу | Знает домашний адрес и телефона, имена и отчества родителей, их профессий | Принимает посильное участии в жизни дошкольного учреждения | Принимает участие в проектной деятельности | Соблюдает правила организованного поведения в быту | Соблюдает правила организованного поведения на улице | Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах | Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах | В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем | Самостоятельно выбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр | Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации | Находит новую трактовку роли и исполняет ее | Моделирует необходимую для игры предметно-игровую среду | Развивает сюжет на протяжении длительного времени (несколько дней, недель) | Проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером | В общении высказывает свою точку зрения, с уважением относится к мнению других | Регулирует свое поведение на основе усвоенных им норм и правил, принятых в обществе | Поведение мальчика/девочки в большинстве случаев соответствует традиционному представлению о поведении мужчины/женщины | Стремится следовать положительному примеру | Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками | В совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек | Может самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде | Следит за состоянием своего рабочего пространства до и после занятий | Ответственно выполняет обязанности дежурного | Проявляет трудолюбие в работе | Доводит начатое до конца | Соблюдает правила организованного поведения на дороге | Владеет навыками поведения в чрезвычайных ситуациях | Владеет навыками экологически безопасного поведения | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по социально-коммуникативному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по социально-коммуникативному развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание – %. Ребенок в семье и сообществе — % Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание – % Формирование основ безопасности – % Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по социально-коммуникативному развитию:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО
Дата проведения: с 5-16 октября 2016г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Приобщ к ис-ву | Изобразительная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Музыкальная деятельность | |||||||||||||||||||||
Различает виды изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства | Развито художественное восприятие произведений изоискусства | Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений | Использует различные материалы и способы создания изображения | Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами | Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства | Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры | Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения | Создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2-3 условиям | Создает разные конструкции из бумаги | Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы | Создает и обыгрывает конструкцию, объединенную общей темой (коллективная работа) | Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим | Слышит в произведении развитие музыкального образа | Называет любимые произведения и их авторов | Поет без напряжения, легко, звонко, выразительно | Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением | Поет сольно и в хоре | Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно | Участвует в создании творческих этюдов | Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует | Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных игра | Узнает Государственный гимн РФ. Гимн Тулы | ||
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по художественно-эстетическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по художественно-эстетическому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Приобщение к искусству- %. Изобразительная деятельность — % Конструктивно-модельная деятельность – % Музыкальная деятельность – % Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы по художественно-эстетическому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО
Дата проведения: с 5-16 октября 2016г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||
Формирование элементарных математических представлений | Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Предметное окр | Социальный мир | Мир природы | ||||||||||||||||||||||||
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, удаляет из множества отдельные его части, устанавливает связи и отношения между целым и множеством и различными его частями, находит части целого множества и целое по известным частям | Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20) | Соотносит цифру (0-9) и количество предметов | Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание | Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения | Измеряет и сравнивает длины и объемы | Умеет делить предмет /фигуру на равные части, сравнивает целое и часть | Различает и называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение | Имеет представления о временных отношениях день/неделя/месяц, определяет время по часам | Знает состав чисел первого десятка | Умеет получать каждое число прибавлением/вычитанием единицы | Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями | Владеет обобщенными способами исследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий | Самостоятельно действует в соответствии с предлагаемым алгоритмом | Развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности. | Принимает активное участие во всех типах проектов | Уделяет внимание анализу эффективности источников информации | Имеет представления и некоторые признаки предметов окружающего мира | Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей | Знает о своей семье | Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа и библиотека и пр.) | Знает герб, флаг, Гимн России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях | Знает семейные праздники и традиции, некоторые государственные праздники | Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы и т.д.) и имеет представления об их взаимодействии с человеком | Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений | Знает правила поведения на природе и соблюдает их | Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями | ||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||||||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по познавательному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по познавательному развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Формирование элементарных математических представлений — %. Развитие познавательно-исследовательской деятельности — %
Ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным окружением – % Ознакомление с миром природы – %
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по познавательному развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО
Дата проведения: с 5-16 октября 2016г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ | ||||||||||
Развитие речи | Художественная литература | |||||||||||
Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественны, познавательные, личностные и др.) | Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов | Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия | Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах | Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове | Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу) | Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения | С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов | Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений | Различает жанр произведения | ||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 | ||||||||||||
25 | ||||||||||||
26 | ||||||||||||
27 | ||||||||||||
28 | ||||||||||||
29 | ||||||||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
по образовательной области «Речевое развитие»
Цель:
— индивидуализации образования по речевому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);
— оптимизация работы с группой детей по речевому развитию.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:
Художественная литература — %. Развитие речи- %
Выявленные проблемы:
Причины:
Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:
Перспективы оптимизации группы детей по речевому развитию:
Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Здоровье
– состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Здоровьесберегающий
педагогический процесс ДОУ
— в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология
– это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность , включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.