Методики Никитиных для раннего развития детей: описание, преимущества и недостатки


Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.

Цель и задачи

Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша – развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. Аналогичным образом можно сформулировать и цель разработанной ими системы.

Задачи методики таковы:

  • гармоничное интеллектуальное и физическое развитие ребенка с ранних лет;
  • формирование у него самостоятельности за счет невмешательства родителей в процесс решения конкретной задачи;
  • выполнение определенных упражнений помогает ребенку понять цвета и основные геометрические фигуры;
  • дидактические игры направлены на развитие логики, мышления, памяти малыша в ненавязчивой и легкой форме.

Многие развивающие задания семьи Никитиных появились во время их непосредственного общения с детьми, при участии последних, поэтому доступны для малышей, полезны и интересны им.

Отзывы педагогов о методике Никитиных

Система экспериментаторов была высоко оценена известными педагогами-современниками:

«Опыт Никитиных меня очень заинтересовал, так как я уделяю особое внимание вопросам улучшения современной педагогики и воспитательных процессов. Их экспериментальный подход необычайно важен для системы народного образования, поэтому должен изучаться с особой тщательностью» – утверждал математик и член Академии наук Алексей Андреевич Ляпунов.

«Супруги Никитины проявили чрезвычайную наблюдательность и интуицию. Особую ценность их система имеет для неблагополучных детей» – говорил физиолог и академик Илья Аркадьевич Аршавский.

«Я знаком с детьми и воспитанниками Никитиных. Это блестящие решатели проблем, которые умеют находить выход из разных жизненных ситуаций, обладают изобретательность, хорошей речью, опережают школьную программу на несколько классов» – убежден заслуженный медик Николай Михайлович Амосов.

История создания

Система появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.

Методика Никитиных была разработана теми людьми, для которых проблема воспитания малышей являлась актуальной, ведь у супругов Лены Алексеевны и Бориса Павловича их было семеро. Они не только предложили другим родителям познакомиться с собственным опытом, но и, будучи профессиональными педагогами, активно использовали свои знания. Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.

История появления методики Никитина

Борис Павлович с юных лет мечтал о создании кардинально новой школы, в которой обучение детей существенно отличалось бы от педагогики того времени. Следуя зову сердца, он сменил свою профессиональную деятельность в сфере авиации на педагогическую. Судьба подарила ему женщину, которая стала супругой и соратником в осуществлении заветной мечты. В семье педагогов родилось семеро детей, которые и стали «первопроходцами» нового подхода к физическому, эмоциональному и интеллектуальному воспитанию.

Б. П. Никитин не только придумывал новые методы развития памяти, творческих способностей, логического мышления, но и практиковал физическое воспитание с закаливанием водой, свежим воздухом, отказом от лекарств. Его методика вызывала недоумение и критику. Однако результаты его воспитания были прекрасными. Все дети были здоровы, многие с ранних лет умели читать и считать. Они с легкостью сдавали экстерном программы старших классов, заканчивая школу значительно раньше сверстников. Почти все получили высшее образование в вузах, закончив их с красными дипломами.

В 60-90-х годах супруги описали свои принципы воспитания детей в книгах. Они дополняли теорию практическими заданиями, развивающими играми, игрушками. Методика стала широко известна во всем мире, а работы были переведены на другие языки.

Плюсы и минусы

К числу преимуществ методики можно отнести следующее.

  • Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
  • Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
  • Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
  • Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.

Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.

  • Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
  • Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
  • Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.

Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.

Особенности развивающей методики Никитиных

Главная особенность методики российских педагогов заключается в том, что она построена на практическом опыте. Это не сухая теория, а подкрепленные проверенными фактами знания. Она предполагает создание обстановки, стимулирующей ребенка к развитию, познанию нового.

Цель и задачи методики

Основная цель – это подготовка ребенка к жизни через максимальное раскрытие его творческих и интеллектуальных способностей, физическое развитие.

Педагоги уделяли особое внимание здоровью детей. С малых лет ребята должны заниматься спортом, есть полезную и простую пищу в умеренном количестве, носить удобную одежду и закаляться. Чтобы укрепить здоровье, дети Никитиных ходили босиком по снегу, обливались холодной водой. В комнатах всегда была температура 18 градусов. Это дало свой результат – все ребята практически не болели и отличались отменным здоровьем.

Как родители, Никитины стимулировали интерес детей к разным видам спорта, объясняли важность физического и интеллектуального развития, позволяли выбирать занятия в соответствии со своими интересами. Их задача – дать ребенку понять, что родители его поддерживают, разделяют взгляды и всегда готовы помочь. Это позволяло воспитать целостных и всесторонне развитых личностей, несмотря на негативные последствия популярности семьи.

Основные принципы и правила методики Никитиных

Российские педагоги придерживались следующих принципов развития ребенка:

  • Воспитательный процесс должен быть сбалансированным. Недопустима такая крайность как «заорганизованность», т.е. излишняя опека, сосредоточение внимания взрослых исключительно на ребенке. Противоположная крайность – «заброшенность» или игнорирование – также вредна.
  • Отсутствие принуждения. Ребенок занимается тем, что ему нравится, хочется. Задача воспитателя – создать благоприятные условия, которые стимулируют природную любознательность, желание заниматься полезными вещами.
  • Естественность. Никитины позволяли детям ходить в свободной одежде, много бывать на свежем воздухе, наблюдать за природой. В доме была простая, но комфортная обстановка.
  • Вовлеченность родителей. Участие взрослых очень важно. Они должны разделять интересы, вместе проводить время: играть, наблюдать за природой, помогать делать уроки и т.д.

Развивать детей по методике Никитиных можно только при сотрудничестве педагогов и родителей. Если в детском саду практикуется эта система, родители также должны быть вовлечены в процесс, проводить совместное время на выходных и т.д.

Преимущества и недостатки

Система, разработанная российскими педагогами, широко используется, благодаря таким преимуществам:

  • Комплексный подход к развитию.
  • У ребенка формируется крепкий иммунитет к различным заболеваниям.
  • Поощряется любознательность как главный двигатель обучения. Ребенок стремится узнавать новое, учиться.
  • Ребенок получает практические знания и умения. Он не боится делать ошибки, умеет быстро находить решения в разных ситуациях.
  • Высокое интеллектуальное развитие.

Однако методика имеет и противников, которые настаивают на ее недостатках:

  • Так как ребенок привык заниматься только тем, что его интересует, некоторые школьные предметы могут изучаться им поверхностно, ведь они не вызывают интерес.
  • Тесное общение родителей и ребенка ограничивает круг общения со сверстниками. В многодетных семьях проблема не так выражена. Кроме того, родители должны посвящать все свое время воспитанию, что не всегда возможно.

Даже сами дети Никитиных, несмотря на всецелую поддержку родителей, все же отказались отдавать собственных детей в школу раньше положенного времени. Сказалась нехватка общения со сверстниками в их собственном детстве.

Главные принципы

Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.

Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.

  1. Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
  2. Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
  3. Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.

Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.

Игры с чудо-кубиками для детей от 2-5 лет

Для ребят постарше хорошим помощником в игре станет альбом заданий «Сложи узор для детей от 2 до 5 лет». С помощью заданий из альбома вы сможете научить деток сравнивать предметы по размеру (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), преобразовывать изображения и воссоздавать из частей целый образ фигуры. Также в процессе игры ребята смогут потренировать навыки счета.

— Анечка, чья дорожка длиннее? А чья короче? Сколько кубиков понадобится для того, чтобы построить первую дорожку? А вторую? Помоги, пожалуйста, Волчонку построить дорожку такую же по длине, как у Гуся.

Очень полезными и интересными являются задания, в которых ребенку необходимо разворачивать кубики для построения определенного узора.

Сначала Аня очень плохо справлялась с такими заданиями. Она долго вертела кубик и никак не могла понять, как же нужно его поставить, чтобы получился необходимый узор. Но в дальнейшем (примерно через 2 недели ежедневных заданий), к моей радости, у нее стало все получаться.

— Анечка, а давай мы с тобой построим забор для кошечек. Ой, только будь внимательна, забор непростой, а с рисунком. Чтобы его построить, нужно использовать не простые, а волшебные кубики для построения узора.

Также можно усложнить задания и показывать рисунки для построения в масштабе 1:1 со сплошным изображением (границы между кубиками не прорисованы). Данный вид занятий относится ко второму уровню сложности.

— Анечка, посмотри какая змейка к нам в гости сегодня приползла. Давай ее расколдуем. Для этого ее надо построить из кубиков. А давай смастерим для нашей змейки подружку, чтобы ей не было скучно.

Основные труды

Супруги Лена и Борис Никитины написали большое количество развивающей литературы, которая может быть использована современными родителями.

Перечислим наиболее известные пособия:

  • «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».
  • «Наши уроки».
  • «Правы ли мы?»
  • «Интеллектуальные игры».

Согласно их методике, ребенок должен был начать свое обучение с раннего возраста, причем речь идет не только о физическом, но и об умственном развитии. Вот почему для детей расставлялись всевозможные спортивные снаряды, в свободном доступе были книги, наглядные пособия. При этом никто не должен ограничивать выбор ребенка, только он сам мог определить, чем именно будет заниматься. В современной жизни полностью придерживаться такой методики довольно сложно, ведь она ориентирована на постоянное нахождение дома и ребенка, и его мамы, но родители могут смело использовать элементы интеллектуальных и развивающих игр, которые помогут подготовить малыша к школе, улучшить его мышление, фантазию, память.

Мастер-класс «Использование развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор» в работе с дошкольниками»

Инга Дорофеева

Мастер-класс «Использование развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор» в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор»

в
работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: игры Б. П. Никитина «Сложи узор»

.

Лучший возраст для занятий

Комплекс развивающих игр Никитиных можно использовать для дошкольников всех возрастов, поскольку, изменяя задания, легко повысить уровень сложности самой игры. Начинать тренировки с кубиками можно с 1,5 лет, это будет способствовать развитию мелкой моторики. Для самых маленьких достаточно использовать кубики одного цвета, просто раскладывать их, стараясь создать «дорожку». В 3–4 года можно смело предлагать ребятам разноцветные кубики и усложнять задание, просить сложить узор.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

Основные пособия

Методика супругов Никитиных предполагала комплексное развитие физической силы и выносливости, интеллекта и творческого потенциала, поэтому и включала в себя большое количество пособий.

  • Шведская стенка, скакалка, турникеты, мячи помогали ребенку тренировать тело.
  • Кубики, развивающие доски, головоломки способствовали улучшению логического мышления и творчества.

Активно используется и конструктор. Работать с пособиями просто – малышу дается определенное задание, которое он должен выполнить.

Игры с чудо-кубиками для детей от 2-3 лет

Для игр с малышами идеально подойдет альбом заданий «Сложи узор для малышей». В альбоме представлены задания первого уровня сложности. Кубики на схемах нарисованы в масштабе 1:1, границы кубиков четко прорисованы.

— Анечка, помоги, пожалуйста, зайчику построить дорожку к морковке.

— А как ты думаешь, кубик какого цвета нужно поставить в картинку, чтобы получились целые яблочко и груша?

Интеллектуальные игры

Развитие творческого начала ребенка предполагает развитие у него и интеллекта, поэтому в методике супругов Никитиных большое значение имеют всевозможные игры, которые интересны ребенку и в то же время полезны ему. Методика Никитиных удобна тем, что не только содержит теоретические обоснования правил работы с малышами, но и предлагает комплект конкретных игровых пособий, которые родители могут включать в режим дня своего ребенка. Вариантов множество.

Рамки Монтессори и вкладыши

Этот набор предназначен для детей от года. Представляет собой 16 рамок и соответствующие им геометрические фигуры, от малыша требуется понять, какая именно фигура подходит к конкретной рамке, и поместить ее «на место». Для самых юных задание существенно упрощается – им дают саму рамку и фигуру (например, круг) – ребенок должен понять, как их объединить. Для детей 4-5 лет можно разнообразить упражнение – обводить по контуру и рамки, и вкладыши, закрашивать их.

Уникуб

Направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого – дать ребенку конкретное задание (его можно придумать самостоятельно, например, выстроить из кубиков дом, сложить несколько кубиков так, чтобы стали видны лишь красные грани, или же посмотреть в иллюстрированной книжке-инструкции). Развивающая игра будет интересна и полезна детям от 1,5 лет. До трех лет можно предлагать самые простейшие действия, например просто поместить кубики в коробку.

Супруги Никитины категорически не рекомендуют вмешиваться в процесс решения задачи, от родителей требуется лишь похвала за успех, а справиться с поставленной целью малыш должен самостоятельно. Если взрослым кажется, что ребенок действует «неправильно», следует все равно дать ему свободу творчества. Неправильных решений нет, но вполне возможны нестандартные.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Развивающее пособие при необходимости можно создать самостоятельно, используя обычные деревянные кубики и цветную бумагу.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.

Количество «узоров», сложенных за одну игру, зависит от способностей и желания ребенка. Для одного будет достаточно и 4-5 различных вариаций, другой ребенок не успокоится, пока не соберет более 10. Цель родителей – не навязывать свою волю, но и не ограничивать стремление.

  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Следует действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предложить ребенку собрать квадрат из трех частей, потом перейти к более сложному варианту – квадрату, разделенному на 5 или 6 фрагментов. Наконец, самым сообразительным можно предложить создать целое из 7 частей.

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П. Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым.

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

В ходе игры рамку с соответствующим вкладышем надо называть по форме фигуры (ромб, звезда, круг и т.д.).

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

Варианты заданий:

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детишек надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.

В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]