Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло»


Конспекты занятий-экспериментирований в средней группе

Конспекты занятий-экспериментирований

в средней группе

  1. Тема: Посадим дерево.

Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Материал: песок, глина.

Оборудование: емкости, палочки.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию «Куда легче посадить дерево – в песок или в глину, и где они лучше будет держаться». (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов.

Воспитатель: Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.

Дети втыкаю палочку сначала в песок, потом в глину.

– Куда легче втыкается палочка? (В песок)

– Почему? (Он рыхлый, неплотный)

– Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее)

ВЫВОД: Песок рыхлый и неплотный, глина – плотная.

  1. Тема: Где вода?

Цель: помочь определить, что песок и глина по разному впитывают воду.

Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит пред детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).

Воспитатель: Что произошло в емкости с песком и глиной? (Вся вода ушла в песке, но стоит на поверхности глины)

— Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду)

— Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет)

— Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды)

ВЫВОД: Песок лучше впитывает воду.

  1. Тема: Волшебный материал.

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретает песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Оборудование: емкость.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию «Из чего делают посуду – из песка или глины?» (предположения детей)

3.Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками.

Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

— Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

ВЫВОД: «Песочная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое-то время сохраняет форму.

  1. Тема: Окрашивание воды.

Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2 – 3 предмета.

Воспитатель: Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная)

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот.

Под руководством воспитателя дети опускают рисунок, написанный красками, в воду.

— Что произойдет с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет)

— Почему это произошло? (Частички краски попали в воду)

— Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель)

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха). Воспитатель ставит перед детьми задачу – узнать, в каком стаканчике краска быстрее раствориться, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах — сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных емкостей (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получится цвет.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

ВЫВОД: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.

  1. Тема: Водяные весы.

Цель: познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длинной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям изготовить и посмотреть, как будут работать водные весы.

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно обращайтесь со стеклянной банкой.

В банке с водой воспитатель устанавливает палку (для того чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепляет кружок картона – чашу весов. Отмечает на стенке банки уровень воды. Кладет на «чашу весов» монетку и вновь отмечает уровень воды.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результат эксперимента.

ВЫВОД: Уровень воды изменился.

  1. Тема: Друзья.

Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из такни, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Знаете ли вы, из чего состоит вода? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами.

Стакан с водой на несколько минут дети под руководством воспитателя ставят на солнце.

— Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки)

— Это кислород.

— Бутылку с водой из всех сил трясут.

— Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)

3. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

ВЫВОД: В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

  1. Тема: Танец горошин.

Цели: познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям научить горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.

Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.

— Почему горошины движутся быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась – и скорость движения горошин возрастала.)

— Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

3. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают ход эксперимента.

ВЫВОД: Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

  1. Тема: Поиск воздуха.

Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Как можно доказать, что вокруг есть воздух?» (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Ребята, не размахивайте сильно предметами, особенно когда рядом другие дети.

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

ВЫВОД: Вокруг нас везде воздух.

  1. Тема: Делаем облако.

Цель: продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Материал: горячая вода, кусочки льда.

Оборудование: трехлитровая банка, противень.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям самим сделать облако.

  1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

— аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

— не брать в рот лед;

— не трогать банку с горячей водой.

3. Прогнозирование результата.

Воспитатель: Как можно сами сделать облако? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель наливает в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладет на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимается вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагреваются на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

  1. Фиксирование эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

ВЫВОД: Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

  1. Тема: Что любят растения.

Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материал: два – три одинаковых растения.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с растениями. Суть эксперимента – в разном уходе за растениями.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель со слов детей выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать.

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое – своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.

  1. Фиксирование результата эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают каждый результат. Сравнивают с рисунками-прогнозами.

ВЫВОД: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.

  1. Тема: Где живут зернышки.

Цель: познакомить со строением колоска.

Материал: колоски.

Оборудование: подносы.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель показывает зернышки.

Воспитатель: Знаете ли вы, где их домики? (Ответы детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает самим детям разобрать колоски и отыскать в них зернышки.

ВЫВОД: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.

  1. Тема: Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Цель: помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

Материал: растение с бутонами.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Дети выбирают два цветка, находящиеся на стадии раскрытия бутона. Один из цветков срезают и сразу же помещают в воду, другой оставляют на растении и помечают, привязав у основания яркую нитку.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Сохранность цветов отмечают визуально или с помощью календаря наблюдений.

Полученные результаты зависят от многих факторов, поэтому воспитатель должен уметь объяснить реально получившиеся результаты.

  1. Тема: Потеря воды во время дыхания.

Цель: дать понять о том, что человек теряет воду во время дыхания.

Оборудование: холодное стекло.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Как человек теряет воду? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям подышать на холодное стекло.

Воспитатель: Что вы видите? (Стекло покрылось капельками воды, запотело)

— Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха. За сутки человек теряет примерно десять стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей. Полезно запомнить: стакан содержит 200-250 граммов воды. В любой пищи – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества.

ВЫВОД: Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

  1. Тема: Угадай по запаху.

Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Материал: продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый.

Воспитатель предлагает детям назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. (Варианты: глядя на картинки с изображением продуктов, назвать вкус каждого из них.)

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Можно ли определить запах продукта, если вдыхать воздух только ртом?» (предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.д.). Затем ребенок закрывает нос и, вдыхая воздух только ртом, выполняет аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус.

ВЫВОД: При нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

  1. Тема: Ящик ощущений.

Цель: развивать тактильную чувствительность.

Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Заведите у себя «ящик ощущений».

  1. Выполнение эксперимента

Для того чтобы изготовить такой ящик, надо взять плотно закрывающуюся картонную коробку и прорезать в стенке отверстие, чтобы в него пролезла рука ребенка. Чтобы дети определяли предметы в коробке только на ощупь, можно пришить в отверстие рукав от старого детского свитера или часть старого толстого шерстяного носка.

Каждый день класть в «ящик ощущений» какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети на ощупь определяют предмет, лежащий в ящике. Проверять, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Можно устраивать конкурсы, награждая победителей.

ВЫВОД: Тактильные ощущения помогают определять предметы.

  1. Тема: Черное и белое.

Цель: познакомить с влияние солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Оборудование: салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает двустишие:

Белая тряпочка похожа на зайчика,

Тряпочка черная – на ворона огородного.

Воспитатель: Потрогайте салфетки. Скажите, какие они? (Ответы детей)

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Какой цвет – белый или черный – сильнее притягивает тепло и дольше его удерживает?» (Предположение детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя кладут салфетки белого и черного цвета на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут.

Воспитатель: Прикоснитесь рукой. Что произошло? (салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка черного цвета — теплой).

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

ВЫВОД: Белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагревается слабо. Черный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка черного цвета становится горячей. Весной грязный снег тает быстрее, чем чистый, белый. В одежде, сшитой из темной ткани, теплее, чем в одежде из светлой ткани.

  1. Тема: Солнечные зайчики.

Цели: познакомить с происхождения солнечных зайчиков, их движение, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает стихотворение:

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене. (С. Маршак)

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.

  1. Прогнозирование эксперимента.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики?» (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Обращаться аккуратно с зеркалом, чтобы его не уронить.

Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.

— Какая поверхность на ощупь? (Гладкая)

— Блестящие предметы отражают солнечные лучи.

Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.

— Что происходит? (Зеркало отражает солнечные лучи)

— Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком.

Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи.

— Что происходит? (Вода их отражает)

— Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.) Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.

— Что происходит? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи.)

4. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки эксперимента.

ВЫВОД: Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

  1. Тема: Радуга.

Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Материал: вода.

Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Воспитатель: Можно ли увидеть радугу в комнате? (Предположения детей)
  2. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользоваться зеркалом.

Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

ВЫВОД: Радугу можно увидеть и в комнате.

  1. Тема: Угадай-ка.

Цель: помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.

Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует детям пару мячей, немного отличающихся друг от друга по размеру. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Зависит ли вес предмета от его размера и материала?» (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Воспитатель помещает все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, предлагает определить на ощупь, какая эта игрушка – большая или маленькая. Затем воспитатель кладет предметы в один мешочек. Воспитатель предлагает ребенку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались.

ВЫВОД: Если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький – легкий.

  1. Тема: Волшебные зеркала или 1? 3? 5?

Цель: познакомить со свойством зеркала.

Материал: яблоко.

Оборудование: два зеркала.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользоваться зеркалом.

Воспитатель устанавливает два зеркала под углом больше, чем 90%. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты.

ВЫВОД: Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

  1. Тема: Естественная лупа.

Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

Материал: насекомое.

Оборудование: трехлитровая банка, пищевая пленка.

Ход занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Знаете ли вы способ, как увеличить насекомое для разглядывания без лупы? (Предположения детей)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Дети под руководством воспитателя сажают насекомое в трехлитровую банку. Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают ее так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой или резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась «лупа», сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

  1. Фиксирование результатов эксперимента

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

ВЫВОД: Вода обладает свойством увеличения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]