Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
- Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
- Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
- Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
- Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
- Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип личного нравственного примера;
- принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
- принцип индивидуальности воспитания;
- принцип интеграции программ воспитания;
- принцип актуальности и востребованности воспитания.
Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании
Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.
Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.
Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.
В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.
?
Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.
Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.
Средства нравственного воспитания
I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
— умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
— владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
— обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
— любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
— любящий свою семью, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности общества;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
— выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общие задачидуховно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом:
В области формирования личностной культуры | В области формирования социальной культуры | В области формирования семейной культуры |
— реализация творческого потенциала во всех видах деятельности; — формирование основ нравственного самосознания личности (совести); — способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; — принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; — формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию; — развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. | — формирование основ российской гражданской идентичности; — формирование патриотизма и гражданской солидарности; — формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России; — развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; — развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; — становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | — формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; — формирование представления о семейных ценностях; — знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. |
III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности:
— в содержании и построении уроков;
— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
— в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
— в личном примере ученикам.
Опыт реализации Программы развития общественно-активной школы позволит использовать уже созданное пространство. Согласованные усилия всех социальных субъектов-участников образования дают его полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной жизни. Уклад школьной жизни является педагогически целесообразной формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Главные принципы содержания общественно-активной школы (согласно Программы развития) учитывают полисубъектность современного воспитания и социализации школьника. Поэтому накопленный опыт позволяет сделать такой уклад жизни обучающегося, который организован педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации.
Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип интегративности.
Интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Целевые программы
В школе реализуется ряд целевых программ, которые направлены на формирование у школьников демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни. Данные программы способствуют формированию и развитию ключевых компетенций.
№ | Программа | Краткое содержание | Направление |
«Галактика добрых сердец» | Задачи программы: формирование активной гражданской позиции; приобретение учащимися навыков правовой, политической и экономической культуры; знакомство с основными демократическими процессами современного гражданского общества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества; выявление актива среди учащихся и развитие самоуправления в школе. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. | Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | |
« Программа патриотического воспитания» | Задачи данной программы: — проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников; — формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; — утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; — физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; — привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно — нравственных ценностей родного края; — методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания. Программа рассчитана на период с 2012 года по 2015 год. | Воспитание патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. | |
3. | «Путешествие в солнечный город» | Данная программа направлена на: — Формирование ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным: сказал-сделал, обещал-выполнил. — Формирование навыков организованности, исполнительности, вежливости, уважения к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости и лжи. — Воспитание любви к чтению, природе, к родному краю. — Воспитание сознания своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. — Развитие познавательного интереса учащихся. В программе принимают участие учащиеся 1-4 классов, педагоги, вожатые-стажеры и родители. Программа рассчитана на 4 года и реализуется по четырем направлениям (тропинкам). | Развитие творческой личности, приобщение детей к жизненно-необходимым знаниям. |
Приложения
Список утверждений
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться, и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Развития
Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей1-2 классов)
(по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Закончи историю»
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
— 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
— 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
— 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
— 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация
: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация
: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) — во внеклассной работе (внеурочная деятельность) — и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
Цель программы:создать социально-педагогические условиядля воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
— Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
— Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
— Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
— Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
— Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
— учреждениями дополнительного образования (ЦВиДО, ДЮСШ,);
— районный Совет ветеранов;
— комитет по делам молодежи;
— общество семей, имеющих детей с ограниченными возможностями «Надежда»;
— общественная организация женщин «Берегиня»;
— учреждения культуры (библиотеки, музейно-выставочный центр, Коми-изба);
— СМИ (районная газета « Северная панорама», школьная газета « Ступени», ТВ-студия «Чум –ТВ»
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов.
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.
2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов.
3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы.
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся.
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся
6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Основные понятия:
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
— умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
— владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
— обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
— любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
— любящий свою семью, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности общества;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
— выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общие задачидуховно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом:
1Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы: