«Игры с правилами – виды, особенности использования в группе»
Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра – может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело – игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду – игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе.
Игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Игра — это творческий процесс
Согласно А. Маслоу, первичная креативность основана на непознаваемом; ее всегда можно наблюдать у здорового ребенка. Эта креативность характерна для тех, кто может играть, мечтать, смеяться и лениться, кто может быть спонтанно открыт бессознательным желаниям и импульсам.
Интуиция — это «как голос с небес», «владыка откровения», новая структура. Это чудесное прояснение, просветление, является механизмом интуиции и называется инсайтом, что в переводе с английского и немецкого (этот термин был введен в рамках Генетической психологии) прямо означает восприятие.
Озарение как момент воспоминания можно наблюдать почти в каждой повествовательной игре, когда речь идет о поиске предметов-заменителей, актеров на определенные роли, встраивании новых обстоятельств в сюжет и появлении препятствий.
Игровое действие не рождается из воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условие игрового действия способствует развитию воображения, делает его необходимым.
Пока ребенок не играет, он не представляет себе игровую ситуацию, а воображение не работает.
Только в процессе игры объект как бы растворяется в реальных свойствах и игровом смысле. Механизмом воображения становится бисоциация.
Термин «бисоциация» происходит от А. Кестлера, исследователя творческого процесса, который обратил свое внимание на подсознание. Он подчеркивал роль случайности, необходимость откладывать принятие решения и размышлять о мелочах.
В сознании бытия, как говорил Фрейд, «ТОГО САМОГО», нет типичных противоположностей, хорошего и плохого, правильного и неправильного.
В этой сфере психики противоположности, правильное и неправильное, воспринимаются как единое, общее, распространенное.
Такое ценностно-нейтральное восприятие способствует новому творческому взгляду на мир.
Известно множество «техник» воображения. Среди них — сочетание известных элементов, в новых комбинациях, что можно постоянно наблюдать в детских играх.
Необходимо упомянуть и об акцентировании — подчеркивании отдельных черт внешности (которая раскрывается). Преувеличение или высокомерное преуменьшение помогает ребенку в игре или сказочной истории подчеркнуть игру в каком-то — или субъективно очень важном — смысле. Акцентированное отражение конкретного характера или ситуации способствует обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, отбрасываются, случайные черты отбрасываются.
Игровая деятельность ребенка всегда носит обобщенный характер, поскольку мотив обусловлен не конкретным явлением, а самим действием, как личностным отношением.
В игре ребенок не наследует, не передает никаких конкретных характерных черт, он всегда типизируется.
Интуиция стимулирует воображение, а воображение воспринимает развитие творческой мысли.
У каждого активно действующего человека есть неистребимая потребность перейти от чувственного восприятия мира к рациональному мышлению, механизмом которого является опосредование.
Мышление — это процесс опосредованного познания вещей и явлений, понимания отношений и связей между ними.
Во всех сенсорных явлениях ребенок прилагает все усилия, чтобы найти соответствующий смысл, а его бесконечные «как? почему? зачем?» направлены на раскрытие секретов его существования.
Новые вещи, которые ежедневно появляются перед ребенком, являются для него загадкой.
Мышление становится обобщением результата наблюдения, обобщением ориентировочной деятельности.
Человек не успокоится, пока загадочное, неизвестное явление, тревожащее самим своим существованием, не приобретет определенный смысл, который появляется вначале в игре.
Игра концентрирует в себе все тенденции развития, через игру ребенок поднимается как бы над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.
Примеры подвижных игр
В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Одна ученица была так занята выполнением движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была очень довольна, когда успела занять домик. Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк». Для того чтобы сплотить детский коллектив мы используем групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями. В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у детей формируется морально — волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова л.в., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.» С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела. Для реализации задач необходимо применить следующие методы:
- Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
- Педагогическое наблюдение;
- Анкетирование.
Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми. Усвоив общие задачи воспитания, мы применяем их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого мы использовали данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Впервые дни работы проанализировали состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Наметили конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания мы их чаще привлекаем к играм, способствующим развитию тормозных процессов. Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Также предварительно продумываем, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени. Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям. С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач: укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой —- метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д. При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.
Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д. Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру. При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано». Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую — основную часть занятия (обязательно), другая — в заключительную. Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.
«Природа» игры
Есть три, которые генетически заменяют друг друга и сосуществуют на протяжении всей жизни: Играть, учиться и работать. Они отличаются конечным результатом (продуктом деятельности), организацией, мотивационными особенностями.
Работа — это основной вид человеческой деятельности. Конечным результатом труда является создание социально значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок учителя.
Игра не производит социально значимого продукта. Именно в игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и это большая и непреходящая ценность.
В психическом развитии ребенка игра служит, прежде всего, средством совладания с миром взрослых. В нем ребенок усваивает объективный мир взрослых на достигнутом уровне психического развития. Игровая ситуация включает в себя замены (вместо людей — кукла), упрощения (например, разыгрывается внешняя сторона приема гостей). Таким образом, в игре реальность грубо имитируется, что впервые позволяет ребенку стать субъектом деятельности.
Игра свободно организована, не регулируется. Никто не может обязать ребенка играть в настольные игры с 10 до 11 часов, а после 11 часов — в дочки-матери. Игру можно организовать, но он сам должен принять это предложение. Это не означает, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Следует указать время сна, приема пищи, прогулок, игр и занятий. Но содержание игры, участие в ней ребенка, окончание игры трудно регулировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, сосуществуют, взаимопроникают. В детском саду ребенок-дошкольник не только играет, но и учится играть, рисовать. Школьник после уроков с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно внедрены в организацию урока. Уроки с элементами игровых ситуаций увлекают ученика. Игра — это воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте мира на уроках географии, когда учащиеся рассказывают о том, что они «видят», основываясь на своем воображении. Студентам нравится принимать на себя игровые роли — на занятиях по иностранному языку: учителя, гида, продавца — в роли активного овладения языком.
Работник не только работает — он еще и учится (в вечерней школе, техникуме, колледже или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных играх.
Хотя деятельность не существует изолированно, на разных этапах жизни человека она имеет разное значение. До поступления ребенка в школу ведущим видом деятельности является игра.
Когда мы анализируем игру как деятельность, мы должны сначала проанализировать ее природу. В зарубежной психологической литературе широко используются теории игры, согласно которым игра ребенка высвобождает врожденную биологическую потребность в активности, которая присуща как животным, так и людям. Они пытаются связать развитие детской игры с соответствующими этапами в развитии человеческого общества. Интерес к игре в песке, рытью ям этапы выращивания хлеба, игре с животными — животноводство и т.д.
Игры по правилам широко распространены в жизни школьников и взрослых. Занимаясь спортом, разгадывая кроссворды и другие игры, требующие умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, повышает умственные и физические силы и получает эмоциональную разрядку.
Будучи основным видом деятельности дошкольников, игра не исключает других видов деятельности. В возрасте трех-четырех лет ребенка приобщают к самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет в обязанности ребенка входит уход за домашними растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке и в игровой комнате.