Мастер-класс «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения)


Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

автор: Муравьёва Елена Борисовна

Педагог дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Ровесник» имени Светланы Алексеевны Крыловой, город Кандалакша Мурманская область

Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

«Развитие духовно — нравственного воспитания детей

через декоративно — прикладное творчество»

В современном мире, как перед общеобразовательными школами, так и перед учреждениями дополнительного образования ставится задача формирования устойчивых духовно — нравственных качеств личности ребенка, развитие творческих способностей детей, формирование художественно – эстетического вкуса.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие духовности, нравственных чувств и выработка навыков нравственного поведения. Оно должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. А современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Творчество имеет большое значение для личностного развития ребенка, начиная с раннего детства, и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества, создание особой образовательной среды для того, чтобы ребенок мог развивать собственные интересы, реализовать себя, осваивать культурные нормы и ценности.

Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории своего народа и его традициях.

В детских творческих объединениях «Лоскутная мозаика», «Игрушки своими руками», «Творческая мастерская: изготовление народных кукол», посредством реализации данных программ, осуществляется духовно-нравственное воспитание детей, развивается художественно – эстетический вкус, творческие способности, ознакомление с обычаями и традициями в годовом цикле народных праздников, формируются умения и навыки по изготовлению поделок и сувениров в народном стиле, народных кукол – оберегов, где каждому месяцу в году соответствует определённая кукла-символ.

Большое значение уделяется участию в конкурсах различного уровня, таких, как: региональный этап Всероссийского конкурса «Палитра ремёсел», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Всероссийский фестиваль «Наследники традиций» и др. Осуществляется проектная деятельность, направленная на более глубокое и подробное изучение и приобщение к русским народным обычаям и традициям, национальным особенностям культуры народов Крайнего Севера (изучению быта, обычаев, традиций, созданию кукол, изготовление костюмов, орнаментов в определённой цветовой гамме), истории развития своей малой родины. Создаются условия для повышения интереса детей не только к отечественной культуре, к культуре и традициям коренных народов Севера (саамов и поморов), но и к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям.

Непосредственное участие детей в различных национальных праздниках, проводимых в нашем центре творчества, таких как «Осеннние забавы», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», познавательные викторины «Путешествия по Кольскому краю» и других праздниках и мероприятиях, знакомят обучающихся с народными традициями, воспитывают нравственные чувства, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, обогащают духовно.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без заинтересованной поддержки родителей. Поэтому в учреждении организуется разностороннее взаимодействие с родителями. Например, проводятся такие мероприятия, как: «Большой семейный праздник», проводятся тематические мастер-классы, конкурсы, которые приобщают детей к семейным ценностям, а родителей – к культуре совместного с детьми отдыха. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых общим увлечением, которые не только сплачивают их, но и формируют совершенно иной мир взаимодействий детей и взрослых.

Экскурсии в музеи нашего города, посещение различных выставок знакомят детей с бытом и традициями своего края, своего народа, учат ценностному отношению ко всему, что создал человек, помогают осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов, формируют чувство сопричастности к культурному наследию. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту мира, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства.

У обучающихся формируются разнообразные художественные и интеллектуальные способности.

Задача педагога не только выявить творческие способности детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей, которые немного отстают.

В наших детских творческих объединениях также проводятся разные

акции, конкурсы, беседы, викторины, посвященные памятным датам, праздникам, таких как: День Учителя, День Матери, 23 Февраля, День Победы, Масленица, Пасха и т.д. В наших объединениях дети с удовольствием создают открытки, поделки к разным праздникам и дарят папам, мамам, бабушкам, дедушкам, друзьям.

Выполняя работу, дети учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром. Творческие способности детей при выполнении работы развиваются в разных направлениях:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге, картоне и т.д.;
  • в продумывании элементов композиции;
  • в расположении этих элементов в композиции;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • в умении найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного замысла на изделие, и т.д.

В целях эмоционального воспитания создание изделий сопровождается рассказами, беседами, загадками по данной теме. Краткие образные характеристики помогают детям ярче представлять, воображать тот или иной предмет или персонаж, формируют доброжелательное отношение к нему.

Для достижения успехов в творческом коллективе необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, каждый имеет право на заблуждения и ошибки. При этом участнику образовательного процесса необходимо осознать, что любой его поступок или высказывание затрагивает интересы окружающих. Творчество возникает тогда, когда сняты определенные барьеры (внешние и внутренние), (т.е. когда ребенок не боится и чувствует себя комфортно) и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит во внешний мир.

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия декоративно – прикладным искусством являются стартовой площадкой для формирования творчества обучающихся, помогают детям реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога и представить их в выставках детского творчества; развивают у них доброжелательность, любовь к своей родине, мышление, память, воображение, художественно –эстетический вкус и творческие способности. Постепенно из маленького человека вырастает творческая, духовно-нравственная развитая личность, способная созидать.

Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

Духовно-нравственное воспитание школьников. Творим добро!

«Ангел мой, будь со мной…»

Новое поколение выбирает…
Автор работы: Ким Максим, 11 лет, ученик 5 класса МБОУ «СОШ №3, г.Кашира, Московская область. Руководитель работы: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории , учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область. Назначение материала: предлагаю вашему вниманию материал, который могут использовать педагоги – предметники основ православной культуры, краеведения и изобразительного искусства. Цель: формирование основ духовности, через творчество. Задачи: развивать духовно-нравственные качества, формировать основы духовности, через восприятие иконописи.


В своей работе нам часто приходится сталкиваться с различными сторонами воспитания подрастающего поколения. Духовное развитие – наиболее важный аспект в жизни человека. Это большая трудоемкая работа над собой. Духовно развиваться человек должен на протяжении всей своей жизни. Чем быстрее мы станем развивать в себе духовность, тем легче и проще нам будет жить. Сегодня я хочу представить Вам работы юного художника, для которого понятия: добро, духовность, человеколюбие – стоят на первом месте. Его главной творческой составляющей является Иконопись (от икона и писать) — иконописание, написание икон. В наиболее общем смысле это — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.


Изображение Рождества Христова
является одним из древнейших христианских сюжетов. Почти 2 тысячелетия назад появились первые фрески и иконы, запечатлевшие момент Рождества Спасителя. На этих работах мы можем видеть и Пречистую Деву Марию, и Младенца Иисуса в колыбели, и Иосифа, и даже сцены омовения новорожденного Христа. Смысловую и духовную значимость иконы «Рождество Христово» невозможно переоценить. В ней есть радость, счастье, надежда и вера. Это – прямое подтверждение того, что Господь зрит за каждым из нас и любит каждого из нас.


Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда, благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами.


Светлая икона «Рождество Христово» является одним из самых символичных христианских образов. Своим Рождением Христос даровал надежду на искупление грехов и Вечную Жизнь.
Образ Казанской Пресвятой Богородицы
относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, она указывает верный путь.


Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску. В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов. Перед иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия чужеземцев, о заступничесве в тяжелые времена, об исцелении всякой телесной болезни, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.


Один из наших ближайших помощников во всех бедах – это наш
ангел-хранитель
. Согласно церковному преданию, каждому человеку при Святом крещении Господом дается бестелесный ангел-хранитель. Всю жизнь наш ангел-хранитель незримо присутствует рядом с нами и молится о нас Господу.


Ангел хранитель — друг наш, данный нам Богом. Верующая христианская душа ждет от своего Ангела хранителя утешения и помощи. Наш святой покровитель – это реальная личность, имеющая индивидуальный характер, прошедшая земной путь и пережившая вслед за Христом опыт вознесения в Царствие Небесное. Для него – написаны свои, персональные молитвы, акафисты, где отражено жизнеописание святого и его христианский святой подвиг, за который Господь даровал им святость. Ангел-Хранитель – бесплотная сила, не имеющая имени и индивидуальных черт. Но обращаться в домашней молитве к нему можно и нужно, потому эти молитвы и были созданы еще в древности.


В плену негативных эмоций мы не видим все то хорошее, что окружает нас. Так давайте поможем себе и другим, найдем силу и уверенность. Ведь у каждого есть способность быть счастливым именно сейчас в этой жизни! Источники: интернет ресурсы.

Рекомендуем посмотреть:

Стихотворение. Ода торту Сказка про Лешака Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Духовно — нравственное и патриотическое воспитание учащихся на урока истории

Похожие статьи:

Поделки на Рождество. Изготовление Рождественских подарков (подробные инструкции и описания)

Учимся рисовать Деда Мороза. Учимся мастерить Дедушку Мороза

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Как развивать творческие способности у детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]