Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя»

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы является очень важным моментом, ведь воспитатели проводят с детьми очень много времени и могут помочь ребёнку с речевыми нарушениями. Они могут включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема, но им не хватает знаний в этой области.

Постоянное взаимодействие логопеда с воспитателями необходимо для формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией и приносит отличный результат. Кроме того, совместная работа необходима ещё и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.

Задачи совместной работы учителя-логопеда с воспитателями

  1. Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
  2. Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
  3. Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
  4. Расширить словарный запас дошкольников.
  5. Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
  6. Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
  7. Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом»

Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы: Смирнова Ольга Витальевна

Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе, моя работа строится на тесном контакте с учителем – логопедом.

В начале учебного года специалист знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей. Мы заполняем таблицу по звукопроизношению детей, в которой отражены уровень развития речи и состояние звуковой культуры речи. Эта таблица включается в рабочую программу группы.

В течение года мы ведём карты индивидуального развития каждого ребёнка. Раздел «речевое развитие» заполняем вместе с логопедом. Исходя из показателей развития, составляемся индивидуальный маршрут на каждого ребенка, который включает и работу по речевому развитию. Совместно со специалистом обсуждаем перспективный план, уточняем наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Мы применяем следующие методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии это:

  • ежедневное проведение артикуляционной гимнастики;
  • логочас (слоговая зарядка, придумывание чистоговорок, заучивание скороговорок, стихов, пословиц);
  • индивидуальные занятия с детьми, которые направлены на автоматизацию уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений).

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В группе есть картотека артикуляционной гимнастики, зеркала, картинки- схемы.

Логочас — включает закрепление звуков, проговаривание скороговорок, чистоговорок, слоговую зарядку, словесные игры, дыхательные гимнастику для развития правильного дыхания, игры по обогащению словаря, игры на развитие чувства ритма.

В утреннее время, на прогулке, в режимных моментах используем:

  • игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия ( «Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово», «Поймай звук», «Попугай», «Подбери слово», «Наоборот», «Скажи слова парами»);
  • на развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ( «Отгадай и назови», «Новоселье», «Я знаю пять…», «Кот-наоборот», «Скажи по-другому», «Семья слов»);
  • на развитие и совершенствование звуковой культуры речи ( «Поймай слово», «Закончи фразу», для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи);
  • на развитие грамматической стороны речи – упражнять в умение образовывать разные формы одного и того же слова, ( «Жадина», «Карлики и великаны» согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже),

Взаимодействия с логопедом дает возможность:

  • взаимопосещать непосредственно организованную образовательную деятельность с детьми,
  • правильно планировать образовательную деятельность по закреплению материала в разных видах деятельности детей,
  • совместно подготавливать детей ко всем детским праздникам, т.к. логопед с учётом возможностей детей отбирает, корректирует речевой материал, определяет уровень сложности, дает рекомендации педагогам, помогает в заучивании стихов и ролей с детьми,

Работа воспитателя и работа логопеда различна. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а мы под руководством логопеда активно участвуем в автоматизации звуков, развитии лексики и грамматики, связной речи. Во время режимных моментов мы контролируем произношение детьми уже поставленных звуков.

В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его доступности, что положительно отражается на качестве речевого развития детей нашей группы.

По предупреждению дисграфии у детей с нарушением речи мы совместно с логопедом применяем пальчиковые игры, графические тренажеры, графические диктанты, игры «Буквы в зеркало смотрелись», зашумлённые картинки «Буквы перепутались», штриховки букв, лепку буквы из пластилина, выстригание букв, графические диктанты.

В соответствии с лексическими темами недели подбираем пальчиковые гимнастики со стихами. Чтобы было интереснее, в пальчиковые игры включаем игровые предметы (резинка, карандаш, шарик). Систематически организовываем продуктивную деятельность в технике Оригами, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность мелких движений пальцев. Оригами это вид деятельности, в которой задействованы одновременно обе руки.

Дети с удовольствием путешествуют по лабиринтам. Игры в лабиринт – это забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). При выполнении заданий необходимо следить, что бы изменялось положение руки, а не листа с заданиями. Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики предлагаю собирать мозаику, пазлы, конструктор. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Графические диктанты способствуют ориентировке в пространстве, закреплению понятий верх, низ, право, лево, развивают зрительное восприятие и слуховое внимание.

Учитель- логопед помогает нам в работе: проводит непосредственно организованную образовательную деятельность по обучению грамоте, подбирает для нас литературу, речевой материал, дидактические игры, артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Я помогаю тем, что создаю интерактивные игры на дифференциацию звуков, составление сложных предложений, на слоговую структуру слов, на закрепление звуков и букв.

Специалист проводит для педагогов консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, в которых знакомит с речевыми играми для разного возраста детей, с литературой по данной теме, совершенствует наши умения правильно использовать методы и приёмы для развития речи детей.

Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя — это взаимосвязь с родителями. Для родителей мы консультации, оформляем папки-передвижки, подготавливаем совместные родительские собрания. У каждого ребёнка, посещающего логопункт, заведена тетрадь для индивидуальной работы, которую ведёт логопед и по которой имеют возможность заниматься как воспитатели группы, так и родители.

Мы работаем с детьми в течение всего дня, имея возможность многократно повторять речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь ребёнка. Благодаря взаимосвязи логопеда и воспитателя можно более эффективно исправить дефекты речи и подготовить ребенка к обучению в школе.

Следующая >

В чём заключается взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями?

  • Проведение воспитателями предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • Проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Планируя и проводя образовательную деятельность по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрировать логопедические цели.
  • Создание в группе условий, способствующих активизации речи детей.
  • Систематически осуществлять контроль за речью детей не только во время образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
  • Объяснять (при необходимости) задания логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

И в заключении хотелось бы сказать, что именно совместная работа учителя-логопеда и воспитателя даст положительную динамику в речевом развитии каждого воспитанника ДОУ.

Семинар — практикум: «Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков»

Семинар — практикум: «Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков».

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ:

«Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков».

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет индивидуальный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-3 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения. По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи. Принимая во внимание, что у детей с ТНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи, считаю, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна при использовании комплексного подхода к её преодолению. Для каждого занятия подбираю упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики, самомассажа, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит от взаимодействия с воспитателями тех групп, которые посещают дети с нарушениями речи. Грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Поэтому мною создан мобильный комплекс материалов по коррекции речи ( «Мобильная коррекция» — МК ). В его основу входят : серия книг «Домашние тетради» по коррекции звукопроизношения ( разных авторов), предметные картинки на разные звуки, картотека упражнений для самомассажа, мимической гимнастики, двигательной психофизической гимнастики, картотека с комплексами для развития артикуляционной гимнастики, картотека с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков, картотека игр с речью и движением, картотека игр для коррекции лексико-грамматических категорий, а также игрушки на поддувание и развитие мелкой моторики. Цель: содействовать развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных логопедом звуков, решая также задачи по развитию лексико-грамматических категорий.

Рекомендации по использованию материалов «МК» соотносятся с общепринятым алгоритмом работы по автоматизации звуков: чёткое произнесение изолированного звука, затем — звук в слоге, словах, в предложении, в связной речи. Этой теме посвящены консультации логопеда для воспитателей. Материал и задание ( конкретно для каждого ребенка по мере необходимости) приносит в группу логопед.

Воспитатели могут также включать в календарный план задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания логопеда по индивидуальной работе, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. В «МК» находятся также различные задания по совершенствованию фонематического слуха.

Тетрадь взаимосвязи поможет воспитателю сориентироваться в том, какую именно коррекционную работу проводить с тем или иным ребенком.

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Младшая группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух. Речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Выработывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренирую его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то с целью реализации перечисленных задач, необходимо подбирать игры. Картинки могут быть использованы для проведения большого числа речевых игр и упражнений (например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Кто в домике живет?», «Придумай загадку», «Найди по описанию»).

Благодаря работе МК в группе появляется специально отведенное место для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий воспитателя с детьми в вечерние часы ( по заданию логопеда), а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий. Таким образом решается проблема нежелания воспитателей заниматься с детьми в вечернее время.

Грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Считаю, что важное внимание должно уделяться профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы — создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному разнообразным материалом. Там должен быть также представлен широкий выбор пособий и игрушек на развитие целенаправленной воздушной струи и для развития мелкой моторики. В ДОУ уже накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, разной подвижности игр, в которых сочетаются речь и движение, многие педагоги используют их как физминутку на занятиях.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.

Получить текст

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

  1. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда Функции воспитателя
Развитие фонетического компонента языковой системы. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
Формирование фонематических процессов. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Совершенствование состояния лексического компонента речи. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Формирование связной речи.
Формирование грамматического строя речи. Закрепление графомоторных навыков.
Совершенствование связной речи. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

  1. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]