Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»
Галия
Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»
Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ
«Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности». [3]
Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.
Далее гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в 1944-45 гг. А. Н. Леонтьевым и получила своё развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. согласно этой гипотезе, ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Согласно этой периодизации ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста»
.
«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]
Для создания такой игры требуются дидактические материалы.
Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.
Что же такое дидактический материал?
«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]
Дидактический материал, учебный материал — разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.
Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации)
.
Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.
В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.
Качества которыми должны обладать дидактические материалы: вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.
Цели применения дидактических материалов:
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве)
;
создание положительного эмоционального настроя;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления)
;
развитие речевых навыков;
обучение счёту, грамоте.
Все дидактические материалыподразделяются на несколько видов:
Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов)
и объёмно-образные
дидактические материалы:
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.
Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.)
.
Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.Процесс создания пособий включает ряд этапов:
Формулировка цели — что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал. Пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»
).
Продумать концепцию пособия — какой именно вид наглядного пособия создаётся: карточки, стенд, плакат или целая игра.
Подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия — материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников. Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. Материал должен выдерживать санитарную обработку.
Сборка материала — изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности, сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен.
Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.
Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]
Список литературы:
1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»
2. Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. с. 94)
3. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.
5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.
6. Роль дидактических материалов в процессе обучения [режим доступа: https://letopisi.ru/index.php]
7. https://www.montessori-center.ru/kursy-i-seminary_744/didakticheskij-material/
8. https://info-4all.ru/obrazovanie/chto-takoe-didakticheskie-materiali/
9. https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/didakticheskiy-material-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami.html
10. https://psychlib.ru/mgppu/ode/ode-001.htm#$p193
Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактические игры своими руками
по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактическая игра «Времена года»
Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель игры:
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра «
Времена года
»
имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Материал:
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Игре обязательно должна предшествовать беседа.
Например:
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник — это 8 марта
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
Игровая задача
заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Правила игры:
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра
«Уборка в комнате: расставь по полочкам»
Цель игры:
способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Дидактическая задача:
Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.
Материалы:
коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.
Ход игры:
Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Дидактическая
игра
«Карлсон в гостях»
Целью игры:
закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.
Материалы:
Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).
Ход игры:
Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.
Например:
Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.
Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее — кладем нужную карточку). Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее). … Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.
Дидактическая
игра
«Мой, моя, моё, мои»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Правилаигры
заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.
Материалы:
Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами
На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов
Ход игры:
Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием «Мой, моя, моё, мои».
Обязательно при этом проговаривать, к примеру: «рыбка моя».
Дидактическая
игра
«Он, она, они, оно»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Правилаигры
заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами
Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «Она», «моё» — «Оно».
Дидактическая игра
«Звуковые часы»
(чем отличаются слова).
Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.
Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Цель:
закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове
Игровой материал:
пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Вариант 1. (для детей 4-5 лет)
Правила игры:
1.Произнести названия изображенных предметов.
2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.
5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.
Вариант 2. (для детей 4-7 лет)
Правила игры:
1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом — с глухих.
3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.
4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.
5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
Дидактическая игра
«Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)
Прочитай по первым буквам — очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ. Цель:
упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.
Игровой материал:
карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)
Дидактическая задача:
определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)
Ход игры:
Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.
Дидактическая игра
«Угости зверят»
Цель
:
упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Игровой материал:
Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками
.
Ход игры:
Воспитатель предлагает:
1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.
Дети:
Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).
2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово
Дидактическая игра
«Слоговые часики»
Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.
Цель:
упражнять в составлении слов из слогов;
Игровой материал:
пособие «Слоговые часики»
Правила игры:
С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).
Слоги: КО- ПА — РА -СА -ТЫ — ЛА — ЗА — ЛИ
В результате получаем слова:
лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара
Дидактическая игра
«Волшебный круг»
Цель:
упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.
Игровой материал:
пособие «Волшебный круг»
Правила игры:
Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.
Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы :
Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?
Ответы детей:
Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост
В:-
А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? — длиннохвостая
В:-
А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? — короткохвостый
В:-
Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный
В:-
У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.