Детское волонтерство — как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Детское волонтерство — как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
:
— Ребенок овладевает основными культурными средствами
, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское
движение организовывается в условиях
детского сада
.
Дошкольный
возраст традиционно считается периодом интенсивной
социализации
. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях
. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на
социализации современных детей
.
Эффективная социализация
является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста
. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них –
волонтерство
.
Волонтерство
— это синоним слова
«доброволец»
. Поэтому
волонтерство
— это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в
социуме
, жить
среди
людей и по возможности помогать им.
Волонтерство
— это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а
«плату»
в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные
образовательные учреждения —
социальный институт
, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия
«помощь»
и
«быть нужным»
являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов
детского
сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких месяцев мы делали добрые дела, помогая ребятам младшей группы (учили их одеваться, играть дружно, занимались ежедневной утренней зарядкой, мастерили им подарки к различным праздникам, показывали им театральные спектакли) , учавствовали в сборе кормов для приютаживотных, собирали макулатуру в акции «сбереги дерево, сдай макулатуру», совместно с ребятами других групп провели акцию «Накорми птиц зимой», изготавливали кормушки для птиц, которые прилетают на территорию детского сада, в течении зимы прикармливали птиц, весной провели субботник, помогая ребятам дладших групп навести порядок на участках, называя это акцией «Добрых дел»
.
В2018-2019 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское
движение под названием
«Мы волонтеры»
.
Актуальность: Стремительные политические, социально
-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании
волонтерского движения в детском саду как социальном институте
, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
— к более эффективному формированию у дошкольников милосердия
, ответственности, самостоятельности и инициативы;
— к оптимизации детско
— родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера
ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание,
волонтерство
учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского
движения в ДОУ способствует позитивной
социализации дошкольника
через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем
дошкольном
учреждении и ближайшем
социальном
окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада
, его взаимодействия с семьей и другими
социальными институтами
. Делается акцент на
эффективность процессов социализации
, индивидуализации развития личности
дошкольника
. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных
форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это — организация
волонтерского
движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями)
я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей
(законных представителей)
.
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское
движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры
— это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация
волонтёрского
движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации
(буклеты)
по готовности меняться самих родителей:
«Правила общения с детьми»
,
«Секреты любви и взаимодействия»
(тайные мечты каждого ребенка,
«4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха»
,
«Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей»
, и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного
возраста в проявлении
социально
нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Мы волонтеры»
объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего
дошкольного
возраста и их участие в добровольных,
социально
важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском
движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы
«Колокольчики»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском
движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды
и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства
в группе и распространить опыт работы в
дошкольных
образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, родители воспитанников.
Организация практики волонтерства
в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов
детского волонтерства
, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей
среде нашей группы
. Придумали совместно девиз нашего движения:
«Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского
движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появились шапочки с символикой волонтерства, сделанные своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»
., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в
детском саду
.
Введение детского волонтерства
произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на
волонтерскую деятельность
, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие
волонтеры
?», «О возможности стать
волонтерами для малышей
«. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в
волонтерской деятельности
, сформировалась команда. Важным моментом в организации
волонтерского
движения считаю обучение
волонтеров
, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми
волонтерами по провидению волонтерской деятельности
. Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности
, можешь остаться в группе.
Волонтерское
движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 9-10 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как
волонтеры
, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.
Использовали в своей работе эффективную
и результативную форму работы с воспитанниками
«Дети для детей»
. Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети –
волонтеры
не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка»
,
«Колобок»
,
«Теремок» «гуси-лебеди», театр теней «под грибом»
. Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением
«Рождественская сказка»
И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Участие в акции «Давай дружить» помощь приюту для собак и кошек. Ребята совместно с педагогом разработали и смастерили макет листовок, которые они с родителями раздавали знакомым и проходим, для того чтобы подключить взрослых к проблеме приютов для животных. Совместно с родителями были собраны корма и различные предметы ухода для животных, которые затем вместе с ребятами передали в приют.
Это помогло понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерской
деятельности организуя
«Рефлексивный круг»
, в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров
, 70% детей попробовали свои силы в
детской волонтерской деятельности
.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Анализ
Педагогическая технология «Дети волонтеры»
помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде
, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты
:
• волонтерство
помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную.
• дети-волонтеры
проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
• дети-волонтеры
активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги»
, с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры»
, так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение
.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Заключение.
Волонтерство
— очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер
обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада
, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как
волонтерство
, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском
саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»
»
Волонтерское движение в детском саду
Методический паспорт
Структура | Содержание |
Тема | «Волонтерское движение в детском саду». |
Руководитель проекта | Финочко С.В. |
Исполнитель проекта |
|
Адресация проекта | Проект предназначен специалистам: педагогам – психологам, инструкторам физкультуры ДОУ, музыкальным руководителям, а также воспитателям подготовительных старших, средних, младших групп. |
Цель проекта | Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников гражданской позиции и высокого патриотического сознания. |
Задачи проекта | 1. Причина: Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности. Задачи:
2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей, педагогов и других участников проекта о волонтёрском движении. Задачи :
3. Причина : Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения
|
Благополучатели проекта | Педагоги, дети, родители. |
Типовые особенности проекта | Тип проекта по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. По срокам реализации: долгосрочный. |
Срок реализации проекта. | С 30 сентября 2022 года по май 2022 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. |
Ожидаемые результаты реализации проекта. |
|
Исполнители основных мероприятий. | Воспитатели младшей группы Винокурова С.М., Кудрявцева К.И. Воспитатель средней группы Некрасова Е.Ю. Воспитатель старшей группы Плетнева О.А. Воспитатели подготовительной группы Мосенцева С.Л., Соловьева С.В. Музыкальный руководитель Линц Е.Н. Инструктор по физической культуре Винокурова Е.Б. Педагог — психолог Белолипецкая В.В. Старший воспитатель Финочко С.В. |
Пояснительная записка
Актуальность
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Современные теоретико — методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В. Поддубная, М.В. Демиденко и др.)
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.
В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей. Для данной работы хорошо подходит технология «Дети — волонтеры», удивительно простая в использовании. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, она же требует пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка — дошкольника.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения «Мы – волонтеры»..
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении — стремлении делать добро.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально — нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ведущая идея
проекта:
для детей старшего дошкольного возраста организовать активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Новизна проекта
заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Цель проекта:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов.
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- при этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
- инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
- внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
- спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит
:
— создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
— организовать самостоятельную деятельность детей,
— разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ;
— расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
— приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
— формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
— привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
— обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;
— организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта:
— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
— Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
— Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
— Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
— Федеральный закон «Об образовании»
— Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
— Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.;
— Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
— Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
— Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
— Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой.
— Программа развития МБДОУ «Детский сад «Капитошка».
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров
:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Содержание проекта
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам:
Наименование мероприятия | Краткое описание содержание мероприятия | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||||
1.Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» | Рассмотрение актуальности проекта Выступление педагогов | сентябрь 2019г. | Определение направлений работы. Составление плана работы. | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
2. Формирование и уточнение действующей нормативно — правовой базы ДОУ. | Составление плана работы проекта «Дети волонтеры» | сентябрь 2019г. | Формирование нормативно- правовой базы ДОУ | Изучение нормативных документов | Старший воспитатель, педагоги групп. |
3. Проведение родительских собраний по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. | Знакомство родителей с проектом | октябрь 2019г. | Желание поучаствовать в реализации проекта «Дети волонтеры» | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ. | Использование всего пространства дошкольного учреждения; Приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. | В течение года | Развитие предметно-пространственной среды для дошкольников. Методическое обеспечение воспитательно — образовательного процесса. | Изучение актуальности проблемы | Воспитатели групп. |
5. План реализации проекта «Дети волонтеры» | Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом | В течение года | Систематизация накопленного материала. Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников. | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП | |||||
Акция «День пожилого человека» | Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям. Праздничный концерт детей младшего и старшего дошкольного возраста для пожилых людей | октябрь 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации концерта. Подбор материала, составление сценария, изготовление подарков. Разучивание песен и стихов | Воспитатели групп. музыкальный руководитель |
Акция «День матери» | Изготовление подарков детьми. Праздничный концерт детей младшего и старшего дошкольного возраста с участием родителей. | ноябрь 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации концерта. Подбор материала, составление сценария, изготовление подарков. Разучивание песен и стихов | Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Экскурсия в группу раннего возраста, младшую группу и среднюю. | Посещение детей-волонтеров групп раннего, младшего и среднего возрастов | декабрь 2022г. | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей | Рабочее совещание по организации экскурсии | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Акция «Дерево добрых пожеланий» | Оформления стенда детьми родителям в форме елочки, где дети оставляют добрые пожелания для родителей. | декабрь 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации акции. Изготовление стенда, шаров и других украшений. | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Консультации за круглым столом. | Беседа с воспитателями в ДОУ. | январь 2022г. | Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности | Работа с Интернет ресурсом | Старший воспитатель |
Квест «Рождественские игры» | Мероприятие для детей-волонтеров и благополучателей. | январь 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
«День защитника отечества» | Праздничный соревнование детей – волонтеров старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста | февраль 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Акция «Птичья столовая» | Развешивание кормушек, скворечников. | февраль 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности. | Благодарственные письма родителям за изготовление кормушек и скворечников. | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Круглый стол для воспитателей «Дети-волонтеры» | Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» | февраль 2022г. | Перспективность применения данного опыта | Систематизация накопленного материала | Старший воспитатель |
«Международный женский день» | Праздник детей дошкольного возраста, с их родителями | март 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Акция «Книжка заболела» | Работа в импровизированной мастерской по ремонту любимых книг. Экскурсия в библиотеку. | март 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста | Рабочее совещание о форме организации акции и экскурсии в библиотеку. | Воспитатели групп |
Акция «Мы за здоровый образ жизни» | Соревнование детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста и их родителей | апрель 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия. Составление сценария акции, изготовление лозунгов-плакатов, приглашений для родителей. | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» | Оформление родительского уголка. | апрель 2022г. | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально — нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Систематизация накопленного материала | Воспитатели |
Клубный час по типу «Квест» | Праздничное мероприятие детей-волонтеров подготовительной и средней группы | апрель 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | Старший воспитатель воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Конкурс чтецов старшей и младшей возрастных групп «День Победы». Акция «Георгиевская ленточка» | Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего и младшего дошкольного возраста, посвященное дню Победы | май 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети | -беседы с детьми, -встреча с пожилыми людьми и вручение им георгиевской ленты, -экскурсия в музей, -посещение мемориальной доски, памятника «Скорбящей матери» | Воспитатели групп, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, |
Акция «Разноцветный мир» | Сделать скучное веселым, порадовать окружающих. Провести исследование, где какая дорожка ждет украшения. Украсить рисунками дорожки детского сада. | май 2022г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста. | Рабочее совещание о форме организации акции. | Воспитатели групп, педагог-психолог, старший воспитатель |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||||
Подведение итогов | Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Дети волонтеры» | май 2022г. | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ. | Реализация проекта «Волонтерское движение в детском саду» | Старший воспитатель |
Библиография проекта.
1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2. Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
3. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. — (Библиотека учителя)
5. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
6. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5
7. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
8. Интернет ресурсы.
9. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое
пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
10. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
11. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
12. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
13. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ
классик, 200.–С. 114-118.
14.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. — (Библиотека учителя)
15. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A.,Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформацияприродных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф.,посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2022.– С. 7-12.
16. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2022. –С. 80-81.
17. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развитияличности обучающегося // Современные подходы к организацииобразовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб.науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2022. – Ч. 2. – С. 181-184.
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры»
, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец»
. Поэтому
волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату»
в качестве внутреннего удовлетворения
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры»
следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального)
в естественной среде от старших к младшим
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
В детском саду используется технология «Дети-волонтеры»
, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе
педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости»
, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)
могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа»
, когда старшие
дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров»
,то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»
,
«Научим разрешать конфликты»
,
«Научим одеваться»
,
«Знаем, как помочь в проведении занятий»
.
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
Сентябрь.
— Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
— Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки»
.
«Правила поведения в детском саду»
Октябрь.
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы
Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы
Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Ноябрь.
— Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.
— Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.
— Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Декабрь- Январь.
— Укладывание спать детей ясельной группы
— Помощь в умывании детям ясельной группы
— Помощь в украшении ёлочки малышам группы
— Подарки для малышей (снежинки)
.
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Театрализация «Теремок»
.
Чтение стихов к празднику
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Можно сделать вывод:
— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;
— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
— Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Волонтерство в условиях ДОО
ПОЛОЖЕНИЕ Всероссийская научно-практическая конференция «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛОНТЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ДОО»
Настоящее положение о Всероссийской научно-практической конференции «Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО» (далее Конференция), определяет порядок организации и проведения мероприятия, его организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Конференции и получения итоговых подтверждающих материалов. Учредителем и организатором Педчтений является
сетевое электронное издание Портал «Мир дошколят».
Соорганизатор – Печатный (ООО «Ассистент плюс»)
Рекламное сообщение
I. ЦЕЛЬ Обобщение, актуализация и распространение опыта педагогической деятельности по внедрению интегрированных форм организации детской деятельности, в частности – технологии волонтерства – через совместную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, педагогами, учителями, социумом.
II. ЗАДАЧИ: 1. совершенствование системы работы по систематическому разновозрастному общению не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами; 2. распространение опыта педагогической деятельности по взаимодействию всех участников образовательного пространства по вопросам внедрения технологии волонтерства в деятельность ДОУ
III. УЧАСТНИКИ В мероприятии могут принять участие педагогические работники дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования любых регионов Российской Федерации.
IV. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Сроки проведения Мероприятия: 20.01.2022 г – 20.03.2022 г. ПОСЛЕДНИЙ срок приема материалов – 20 марта 2022 года! Место проведения – страница мероприятия на сайте портала «Мир дошколят», ссылка на страницу будет выложена здесь немного позже.
Мероприятие проводится в 3 этапа. Первый этап: 1. С 20.01.2022г. по 20.03.2022 г. – прием заявок и материалов, экспертиза материалов, размещение материалов на страницах портала, оформление сертификатов участников.
Второй этап: 2. 21.03.2022 г – открытие страницы выступлений участников – таблицы, в которой собраны ВСЕ выступления участников по секциям, творческая презентация своих материалов.
Третий этап: 3. С 23.03.2022 г. – подведение итогов, изготовление и рассылка программы мероприятия.
4. подготовка и печать сборника материалов конференции. По плану подготовка и печать сборника – 25 марта – 25 мая 2022 года
ИТОГОВЫМ МАТЕРИАЛОМ Конференции считается сборник научно-практических материалов в печатном виде. Над сборником работает редколлегия, ему присваивается международный код ISBN, штрих-код, он рассылается в ведущие библиотеки страны.
V. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Планируемые направления (секции) работы:
1. социальное волонтёрство 2. спортивное волонтёрство 3. культурное волонтёрство 4. экологическое волонтёрство 5. событийное волонтёрство 6. виртуальное волонтерство
также направления работы можно разделить на кратковременные, долгосрочные и постоянные волонтерские проекты
Материалами считаются: В обязательном порядке – доклады, статьи, + практические материалы по теме Конференции.
- – разработка серии тренингов для детей, семинаров – практикумов для родителей и педагогов дошкольной организации.
- – показ детьми флешмобов, оформление стенгазет и фотовыставок.
- – отчет о реальной волонтерской работе в детском саду, группе. ТО ЕСТЬ – прислать для участия в Конференции статью о своем опыте работы по данной теме + презентацию (или видео-отчет о том, КАК проходит волонтерское движение в группе, детском саду)
- НЕ НАДО зачитывать Ваш доклад на камеру – в презентации или видео материале покажите ПРАКТИЧЕСКОЕ направление Вашей работы!
- Видео материал – ОЧЕНЬ желательно – разместить на сервисе youtube.com и в заявке указать ссылку на данный материал.
Формы организации Конференции:
1. Размещение присланных материалов на страницах портала «Мир дошколят», выписывание сертификатов с указанием ссылки на размещенный материал. Стоимость оргвзноса – 150 р. с каждого участника, сертификаты индивидуальные. Все участники, чьи материалы размещены на страницах портала, получают Сертификат трансляции педагогического опыта в электронном виде в течение двух дней после размещения. Скачать сертификат участник сможет в таблице, размещенной на странице Конференции.
2. Публикация материалов в сборнике педагогических чтений. У каждого материала возможны соавторы – не более трех человек, оплата статьи – постранично, 280 руб. страница. Этот этап – только по желанию участников.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ: Все материалы, тексты и фотографии должны быть авторскими. Фотографии, презентации и материалы, скачанные в Internet, к участию в Семинаре не допускаются. Если материал прошел проверку, он размещается на страницах портала, и участники получают сертификат о трансляции педагогического опыта.
Одновременно с материалами необходимо представить заявку (форма заявки прилагается). После одобрения редакционной коллегией материалов, присланных на мероприятие, участнику направляется письмо с реквизитами, способами оплаты и суммой оплаты. После оплаты необходимо прислать на почту портала копию (скрин) квитанции.
**********
**********
Материалы первого этапа, прошедшие экспертизу, публикуются (ПО ЖЕЛАНИЮ АВТОРА) в Сборнике научно-практических материалов Конференции по желанию участников. Сборник рассылается в печатном виде, его стоимость входит в сумму оплаты публикации.
Заключительный этап – Готовится сборник материалов Конференции, и как только ему присваиваются исходящие реквизиты, каждый участник, чей материал публикуется в итоговом сборнике, получают Сертификаты о публикации в электронном виде. Как только готовый сборник выйдет из печати, участники получают сборник по почте, или забирают в издательстве самостоятельно.
Информационную поддержку оказывает сетевое издание Портал «Мир дошколят», все информационные материалы, участники, этапы будут публиковаться на его страницах. Внимание! Организаторы Конференции оставляют за собой право незначительных изменений в Положении, которые возникнут в ходе подготовки.
Программа Конференции, будет полностью готова 23-25 марта 2022 года! На все вопросы по сборнику вам ответят по почте – и по телефону +7-980-375-08-96 с 9-00 мск. до 20-00 мск. кроме выходных дней.
VII. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ Стоимость организационного взноса определяется на основе калькуляции расходов на проведение Семинара и составляет 150 руб. за одного учасника.
Оплата статьи в итоговом сборнике зависит от количества страниц, подготовленных для печати. Как только материал участника будет принят для публикации в сборнике, ему будет высланы – сумма оплаты, исходя из расчета: 280 руб – 1 страница текста (не менее двух страниц – публикация в печатном сборнике – по желанию авторов!)
+ 150 руб. (за каждого соавтора, обязательно!) – оргвзнос, подготовка сертификатов, организационные расходы.
Если печатный сборник рассылается за пределы г. Старый Оскол, то почтовый сбор составляет 230 руб. Участники из г. Старый Оскол могут забрать сборник самостоятельно в Издательстве, о чем будут оповещены не позднее 15 мая 2022 года.
Способ оплаты – Участник получает способы оплаты, сумму оплаты, реквизиты по электронной почте после того, как его материал принят для публикации на страницах портала, материал размещен на портале.
ТАБЛИЦА УЧАСТНИКОВ С ССЫЛКАМИ НА СЕРТИФИКАТЫ БУДЕТ ЗДЕСЬ!
Проект ” Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят”
Детское волонтерство -как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные образовательные учреждения — социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких месяцев мы делали добрые дела, помогая ребятам младшей группы (учили их одеваться, играть дружно, занимались ежедневной утренней зарядкой, мастерили им подарки к различным праздникам, показывали им театральные спектакли) , учавствовали в сборе кормов для приютаживотных, собирали макулатуру в акции «сбереги дерево, сдай макулатуру», совместно с ребятами других групп провели акцию «Накорми птиц зимой», изготавливали кормушки для птиц, которые прилетают на территорию детского сада, в течении зимы прикармливали птиц, весной провели субботник, помогая ребятам дладших групп навести порядок на участках, называя это акцией «Добрых дел».
В2018-2019 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Мы волонтеры».
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
— к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
— к оптимизации детско — родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это — организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями) я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры— это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации (буклеты) по готовности меняться самих родителей: «Правила общения с детьми», «Секреты любви и взаимодействия» (тайные мечты каждого ребенка, «4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха», «Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей», и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Мы волонтеры»объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Колокольчики»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, родители воспитанников.
Организация практики волонтерства в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей среде нашей группы. Придумали совместно девиз нашего движения:
«Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появились шапочки с символикой волонтерства, сделанные своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в детском саду.
Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей«. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерскогодвижения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерской деятельности. Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Волонтерское движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 9-10 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.
Использовали в своей работе эффективную и результативную форму работы с воспитанниками «Дети для детей». Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети – волонтеры не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» «гуси-лебеди», театр теней «под грибом» . Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением «Рождественская сказка» И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Участие в акции «Давай дружить» помощь приюту для собак и кошек. Ребята совместно с педагогом разработали и смастерили макет листовок, которые они с родителями раздавали знакомым и проходим, для того чтобы подключить взрослых к проблеме приютов для животных. Совместно с родителями были собраны корма и различные предметы ухода для животных, которые затем вместе с ребятами передали в приют.
Это помогло понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерскойдеятельности организуя «Рефлексивный круг», в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров, 70% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Анализ
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты:
• волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную.
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Заключение.
Волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»»